/ / Общественно-политические
15.03.2018

Торжество главного закона: Особенности работы Конституционного Суда глазами судьи высшего квалификационного класса

В здании этого суда нет привычных залов заседаний с металлическими клетками, не видно свидетелей, государственных обвинителей и защитников. Только 12 судей, самых лучших и квалифицированных в стране. Об особенностях работы Конституционного Суда рассказала Валентина Подгруша, судья высшего квалификационного класса, заслуженный юрист Республики Беларусь.

Валентина ПОДГРУША

Анализ и контроль

– Наша основная работа – это обязательный предварительный контроль конституционности законов. Мы проверяем их на предмет соответствия Конституции, – объясняет Валентина Васильевна. – Допустим, Совет Министров по инициативе Минтранса или МВД представляет в Палату представителей проект нового закона. Его обязательно обсуждают в двух чтениях, затем проект должен одобрить Совет Республики. После этого закон поступает в Администрацию Президента, а оттуда – в Конституционный Суд, где мы должны проверить его на соответствие положениям Конституции и в течение пяти дней изложить свое мнение. Но на самом деле наша работа начинается гораздо раньше – как только Парламент принимает закон в первом чтении. Судьи знакомятся с его концепцией, наработками, идеями, с мнением юридической общественности. Поднимается целый пласт информации по всем вопросам, затронутым в законе.

– Что будет, если вы обнаружите несоответствие Основному Закону? Внесете поправки?

– Вносить поправки мы не имеем права. В решении Конституционного Суда есть мотивировочная часть, в ней мы и изложим свою правовую позицию. Допустим, закон в какой-то части не является достаточно понятным. Мы усматриваем в этом неопределенность нормативных предписаний и рекомендуем законодателю возвратиться к закону и устранить правовую неопределенность. Можем дать свое так называемое казуальное толкование, которое адресуется правоприменителю. Например, в законе об альтернативной службе говорилось, что гражданин может обжаловать решение комиссии об отказе ему в прохождении альтернативной службы в вышестоящей комиссии или в суде. Вместе с тем особенности судебного рассмотрения таких жалоб законодателем не определены. А это может повлечь неправильное применение законодательных предписаний.

Нуждались в доработке

Из последних законов, нуждавшихся в доработке, Валентина Васильевна вспоминает закон о пенсионном обеспечении:

– Мы обратили внимание, что законодатель обошел стороной вопросы, которые затрагивают интересы военнослужащих, многодетных матерей, лиц, которые ухаживают за инвалидами. В чем проблема? У нас сегодня действует так называемый страховой стаж: необходимо отработать определенное количество лет с выплатой обязательных страховых взносов в фонд социального обеспечения. Военнослужащие такие взносы не платят – они находятся на бюджетном обеспечении, и перекладывание денег из одного кармана казны в другой, образно говоря, сочли нецелесообразным. При увольнении на «гражданку» и оформлении бывшим военнослужащим трудовой пенсии может оказаться, что общий стаж есть, а страхового недостаточно. Матери, будучи в декрете, страховые взносы не платят. Их стаж засчитывается в общий, но не в страховой. А если они не выработали достаточный страховой стаж, им пенсия трудовая по возрасту не будет назначена. К слову, для тех матерей, которые воспитывают пятерых детей, необходимый страховой стаж в настоящее время равняется 5 годам, это можно наработать. В законе просмотрели эти ситуации. Однако реакция последовала быстро: Президент принял соответствующий указ, законодатель внес изменения в закон.

Помочь обычным людям Конституционный Суд может только в том случае, если они в своем обращении поднимут вопросы, которые касаются пробелов, неопределенности в законах, иных нормативных актах и эти дефекты носят конституционно значимый характер. Их рассмотрят, установят факт пробела и направят принятое решение для реагирования. Так случилось с налоговым законодательством:

– По Налоговому кодексу не все субъекты имели право обжаловать решение налогового органа, а лишь строго в нем поименованные. Вместе с тем здесь могут пострадать интересы и других лиц. Мы сочли, что получить такое право должны все, чьи права или законные интересы нарушаются.

В результате статья 85 Налогового кодекса была скорректирована.

Не помочь, так выслушать

Тем не менее каждый судья Конституционного Суда ведет личный прием граждан и рассматривает их письменные обращения.

– Если видим проблему, начинаем ее изучать. Если вопрос не в нашей компетенции, переадресовываем, разъясняем, что можно сделать в сложившейся ситуации. Очень много писем приходит из мест лишения свободы: мол, истребуйте мое уголовное дело, я не согласен с квалификацией, наказанием, да и вообще невиновен. Но мы не рассматриваем ни приговоры, ни решения.

– Некоторые считают неконституционным декрет о предупреждении социального иждивенчества. Что о нем думает судья Конституционного Суда?

– По поводу этого декрета ни один из уполномоченных органов (это Президент, Палата представителей, Совет Республики, Совмин, Верховный Суд) с предложением в КС не обращался. Граждане обращались, но изначально ставили вопрос о наличии пробелов, а завершали требованием признать декрет неконституционным. На основании таких обращений решать вопрос о конституционности акта КС не вправе. Могу сказать лишь, что в финансировании государственных расходов, безусловно, должны участвовать все, но необходимо выявлять причины, по которым человек не работает и не платит налоги. Поэтому очень правильно, что рассмотрение каждого конкретного случая передали местным комиссиям: сначала следует разобраться, помочь, а потом уже говорить об ответственности.

Могу привести пример повышения пенсионного возраста. Чтобы объяснить, что если мы не станем позже выходить на пенсию, то скоро вообще платить эти пенсии нечем будет, организовали целую кампанию. И за полгода разъяснили так, что не возникло никаких проблем, народ принял.

Валентина Васильевна припоминает случай, когда одной женщине никак не назначали пенсию, потому что паспорт у нее был старого образца, а получать новый она не хотела принципиально, из-за личного идентификационного номера:

– Назначение пенсии никак не связано с номером паспорта. При получении денег вопросы могут возникнуть, но назначение тут ни при чем. Совмин по нашей рекомендации принял соответствующее постановление и подробно расписал, как действовать в таких случаях.

Оксана Невмержицкая, «Рэспублiка», 15 марта 2018 г.