/ / Общественно-политические
12.03.2018

Три года без прав за «глоток шампанского»: задержание пьяного за рулем в рамках акции «Трезвый водитель»

Праздники – особая ответственность для сотрудников Госавтоинспекции. Именно в этот период водители чаще всего садятся за руль навеселе, мол, авось пронесет. Для того чтобы выявлять случаи пьянства за рулем, по всей республике с 6 по 12 марта проводится акция «Трезвый водитель», во время которой от бдительного ока инспекторов нарушителю так просто не укрыться. Накануне 8 Марта на дежурство с сотрудниками ГАИ Дзержинского РОВД заступил и корреспондент.

Старший участковый инспектор Владимир Кожура

Этот район – один из самых оживленных в Минской области. В его окрестностях, по трассе Минск–Брест, ежедневно проезжают тысячи машин. Накладывает свой отпечаток и соседство со столицей: много народу, работающего там, живет в райцентре и Фаниполе. Поэтому дорожное движение здесь под особым контролем. 

На часах ровно 16.00. Вместе со старшим инспектором ДПС Владимиром Кожурой заступаем в очередную дежурную смену. Он работает в ГАИ с 2009 года. Для патрулирования предлагает следующие места: во-первых, участок трассы Минск–Брест, во-вторых, местные дороги у деревень и агрогородков: «Также будем ждать сообщений от диспетчера, потому что на нашу «горячую» линию ежедневно звонят неравнодушные водители-очевидцы».

Первый пункт назначения – поворот с трассы М-1 в сторону агрогородка Петковичи. Здесь серьезный транспортный поток. Пока стоим, интересуюсь у Владимира Александровича: как вычислить пьяного за рулем, если тот не нарушает явно ПДД? Есть несколько стандартных признаков, которые выдают таких водителей:

– Часто они, двигаясь по оживленной трассе, сбрасывают скорость до минимума и тем самым выделяются из общего потока. Бывает также, что водитель зачем-то включает в салоне свет. Или едет по прямой, но держит включенными поворотники. И это только самые распространенные признаки. А уже при личном разговоре мы всегда слышим отчетливый запах алкоголя, водителя выдает также неадекватное поведение.

В сторону Петковичей поворачивает трактор. Владимир Александрович подает сигнал об остановке. Законопослушный водитель тут же выполняет требование инспектора. За рулем Андрей Невелич. Работает в местном хозяйстве, сейчас возвращается с фермы:

– У меня водительский стаж с 1991 года. За все это время ни одного нарушения. Пьяных за рулем терпеть не могу, это преступники, считаю. У нас в хозяйстве таких нет – никто не хочет рисковать ради выпивки своим рабочим местом. Да и зачем?

Простояв на повороте около часа, решаем сменить локацию. Пока переезжаем на новое место, Владимир Александрович говорит, что выпивших за рулем в последнее время останавливают все меньше:

– А вообще, все зависит от времени года. Весной и летом таких случаев больше: люди начинают выбираться на природу, жарят шашлыки и между делом выпивают, к примеру, пиво, считая при этом, что ничего страшного – как-нибудь домой доедем. Не понимая, что любая доза алкоголя существенно снижает реакцию водителя.

В некоторых ситуациях водитель, будучи под мухой, теряет чувство страха. Последний случай был в конце декабря прошлого года. Владимир Александрович с напарником дежурили на трассе М-1. Решили проверить документы у водителя впереди идущей иномарки. Но тот в ответ лишь дал газу. Началась погоня. Ни сообщения по громкоговорителю, ни звуки милицейской сирены никак не подействовали на лихача. В итоге пришлось стрелять в воздух:

– После этого машина остановилась. За рулем сидел несовершеннолетний без водительских прав, да еще и пьяный. За полгода до этого он совершил угон, поэтому при повторном задержании ему грозил реальный срок, вот и пытался скрыться от инспекторов. Хозяин авто, кстати, сидел на пассажирском сидении и тоже был нетрезвым. Выяснилось, что ехали в магазин за добавкой.

Заезжаем в деревню Холма около Фаниполя. Место оживленное: до столицы всего 15 километров, здесь массово селятся минчане. Движение на сельских улицах ничуть не уступает городскому, люди начинают возвращаться с работы. Становимся на перекрестке у сельмага. Не успели мы выйти из машины, как замечаем тихо крадущееся черное «Вольво». Владимир Александрович подает сигнал об остановке. Интуиция инспектора не подвела. У водителя права просрочены почти на полгода, техосмотр не пройден.

– Да я всего пару раз в месяц сажусь за руль, – объясняет инспектору Сергей отсутствие документов, – а сейчас еду по делам.

На вопрос о том, почему не позаботился о документах заранее, Сергей лишь разводит руками. Теперь ему придется раскошелиться на чуть более 120 рублей на оплату штрафа, еще около 50 рублей – за езду без техосмотра второй раз в течение года.

Темнеет. Мы еще раз меняем место патрулирования, и на этот раз останавливаемся на съезде с трассы М-1 в сторону Фаниполя. Не проходит и получаса, как со стороны Минска, чуть петляя, двигается черный «Мерседес». Владимир Кожура подает требование об остановке, за рулем сидит Дмитрий – представительный молодой человек лет 30–35. Говорит, что возвращается домой с работы. С документами у него все в порядке. Однако инспектор во время разговора заметил неадекватность поведения. Приглашаем водителя в машину ГАИ.

И вновь интуиция и профессиональное чутье инспектора не подводят: во время проверки алкотестер показывает наличие в крови 1,1 промилле алкоголя. В то время как норма, при которой не разрешается садиться за руль, составляет 0,3 промилле:

– Да посидели немного, отметили праздник на работе, я выпил буквально пару глотков шампанского, – оправдывается Дмитрий.

Однако инспектор непреклонен: факт достаточно сильного опьянения налицо, поэтому пока водитель пытается найти знакомого человека, способного сесть за руль его машины, Владимир Александрович выписывает ему штраф – 50 базовых величин. Кроме того, Дмитрий на ближайшие три года будет лишен прав на вождение.

По дороге в РОВД инспектор подводит итоги нашего совместного рейда милицейской поговоркой:

– У нас одна дорога, а у пьяных их тысячи. И никогда не знаешь, в какой момент они пересекутся.

Только цифры

Около 10 процентов произошедших по вине водителей аварий связаны с употреблением алкоголя перед поездкой. В 2017 году по вине нетрезвых водителей на территории республики произошло 343 дорожно-транспортных происшествия, в них погибли 83 человека, 374 получили травмы. Несмотря на серьезную ответственность за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, все еще остается немалым количество водителей, которые после спиртного садятся за руль – в 2017 году пресечено более 23,5 тысячи фактов управления автотранспортом водителями, находившимися в состоянии опьянения.

Никита Авраменко, «Сельская газета», 10 марта 2018 г.
(Фото – Александр Стадуб)