/ / Общественно-политические
07.03.2018

Найти зацепку можно и в почерке: какие громкие дела удалось раскрыть благодаря судебно-почерковедческим экспертизам

«Сельская газета» публикует окончание прямой линии, во время которой Андрей ШВЕД рассказал, какие громкие дела удалось раскрыть благодаря судебно-почерковедческим экспертизам и как повлияло объединение судэкспертов в одну структуру на оперативность проводимых исследований.

Андрей Швед

– Андрей Иванович, здравствуйте! Из Миор звонят. Всегда интересовал такой вопрос: предположим, обнаружил подозрительный предмет и сообщил об этом в милицию. Позже выяснилось, что вещь не таит опасности. В этом случае меня могут привлечь к ответственности за ложный вызов?

– Этот вызов не будет ложным. Более того, ваша прямая обязанность как гражданина сообщить о подобном факте. Правоохранительные органы принимают меры, чтобы обезопасить участок местности, где обнаружен подозрительный предмет, и при необходимости его обезвредить. Наша задача – провести экспертизу изъятой вещи. В этом случае не вижу никакой подоплеки – если сообщите в милицию об инциденте, то сделаете все правильно. Ведь встречаются примеры, когда человек просто не обращает внимание на, предположим, пакет, а потом оказывается, что это взрывное устройство. Погибают люди… Конечно, правоохранители заинтересованы, чтобы люди реагировали на такие факты – позвонили и сказали, что заметили бесхозную вещь, нежели она останется незамеченной и наступят страшные последствия.

– Здравствуйте! Из Славгорода беспокоят. Скажите, увеличился ли в вашем ведомстве перечень платных услуг за последние годы?

– Перечень экспертиз постоянно растет. В том числе и на платной основе. Например, сейчас по заявлениям стали доступны экспертизы ДНК-животных, расширены возможности по исследованию объектов электробытовой техники, электрошоковых устройств.

«СГ»: – В этом году Государственный комитет судебных экспертиз отмечает свое пятилетие. Каков, на ваш взгляд, результат объединения судэкспертов в одну структуру?

– Подобное решение – уникальный случай: Беларусь первой в мире пошла на этот шаг, объединила судебных экспертов в одну структуру. Выгоды очевидны – слияние позволило сконцентрировать кадровые и финансовые усилия, создать общую приборную базу. Результаты работы ведомства, мнения коллег, иностранных специалистов, которые последние годы приезжают к нам все чаще, подтверждают – реформирование судебно-экспертной сферы было успешным. Скажу больше: если бы не был создан Государственный комитет, то сегодня нам пришлось бы столкнуться с большим количеством проблем. Например, с очередями на проведение экспертиз. Самые востребованные – пожарно-технические – раньше проводились 1,5–2 года, по наркотикам – 6–8 месяцев. То есть человек мог находиться в следственном изоляторе и ждать, когда дело уйдет в суд, только из-за того, что нет возможности своевременно провести квалифицированное экспертное исследование. Компьютерно-технические, радиоэлектронные, фоноскопические экспертизы раньше занимали 8–9 месяцев. Износ оборудования экспертных подразделений достигал 82 процентов.

Ситуация изменилась кардинально. Решена кадровая проблема: до момента создания комитета 57 районов страны не были обеспечены судебно-медицинскими экспертами. Сегодня в регионах проводим все виды экспертных исследований, за исключением стационарных судебно-психиатрических и судебных взрывотехнических экспертиз. Их делают в центральном аппарате.

– Андрей Иванович, Юрий из Могилева. Ваши специалисты проводили строительно-техническую экспертизу в жилом доме нашего областного центра, где в ноябре прошлого года произошла трагедия с детьми. Можете поделиться результатами? Планируется ли инициировать изменения в законодательство о качестве строительства индивидуальных домов, незаконно построенных объектах?

– Действительно, по указанному факту назначена строительно-техническая экспертиза, которая по ряду объективных причин еще не завершена. Без разрешения органа, который ведет уголовный процесс, сведения об обстоятельствах, выявленных в ходе экспертизы, не подлежат разглашению. Поэтому поделиться какой-либо информацией, даже промежуточной, не могу. Единственное – выяснилось, что при строительстве частных домов очень многие моменты не регламентированы. Вместе с тем результаты проведенных исследований могут быть положены в основу соответствующего представления следственных органов об устранении причин и условий, которые способствовали совершению преступлений. В соответствии с Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» разработка и принятие нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в том числе касающейся индивидуального строительства, входят в компетенцию Министерства архитектуры и строительства и местных исполнительных и распорядительных органов.

«СГ»: – Не так давно в Чашникском районе имело место громкое дело: сотрудник банка мошеннически завладел внушительной суммой – более 300 тысяч рублей. Раскрыть преступление помогли судебно-почерковедческие экспертизы. Как часто особенности письма помогают выйти на след злоумышленника?

– По этому делу эксперты провели более 50 почерковедческих экспертиз по трем сотням документов. Результаты показали, что фигуранты по делу действительно выполнили спорные рукописи.

Почерковедческая экспертиза сегодня востребована. Объектами внимания специалистов зачастую становятся подписи и записи в юридически значимых документах, в том числе финансовых – расписки, кредитные договора, документы на обналичивание денег.

– Добрый день! Звоню из Минска. Подскажите, проводятся ли у вас экономические экспертизы и сколько они стоят?

– Да, мы проводим их на платной основе. В среднем подобные экспертизы стоят от 500 до 4 тысяч рублей. Для этого вам нужно обратиться в центральный аппарат в Минске или в любое областное управление. Сумма формируется исходя из объема материла и количества часов, которые эксперт тратит на работу. Что такое экономическая экспертиза? Выявление фактов ложного банкротства в действиях фирмы, к примеру. Когда на предприятии пять человек, это одна ситуация, а если говорим о гиганте… Необходимо проанализировать внушительный объем документации. В первом случае экспертизу можно сделать и за неделю, к примеру, во втором – до полугода.

«СГ»: – Сколько качественных заключений экспертов пришлось на уголовные дела 2016–2017 года?

– Каждый год выполняем более 340 тысяч экспертиз и исследований по запросам органов, которые проводят оперативно-розыскную деятельность. Наши специалисты ежегодно участвуют в 90 тысячах осмотров мест происшествий, 42 тысячах следственных действий. Криминалистический учет помогает раскрывать более 20 тысяч преступлений в год.

– Добрый день, Андрей Иванович. Звонит Алексей из Логойска. Часто ли преступники прикидываются невменяемыми, чтобы избежать уголовного наказания?

– Симулируют психическое расстройство чаще те люди, которые совершили тяжкие преступления. При таких обстоятельствах назначается судебно-психиатрическая экспертиза. В сложных случаях, если эксперты-психиатры не могут разобраться в ситуации в амбулаторных условиях, проводится стационарная судебно-психиатрическая экспертиза, при которой за потенциальным симулянтом круглосуточно наблюдают. В судебно-психиатрических экспертных стационарах работает достаточное количество опытных экспертов-психиатров. Они имеют большой опыт, в том числе в области клинической психиатрии. Вероятность успешной симуляции психического расстройства практически исключена.

«Сельская газета», 7 марта 2018 г.
(фото 
– Александр Кулевский)