/ / Общественно-политические
19.06.2018

Как не стать жертвой мошенничества с платежной картой – консультация директора КартЦентра Белинвестбанка

Какие реквизиты банковской карты можно оставить на сайте бронирования гостиниц и почему не стоит вестись на розыгрыши в духе «Выиграй супертелефон всего за 1 бразильский реал», рассказала директор КартЦентра Белинвестбанка Ольга Маринич.

Интернет-мошенничество

Мошенничество с банкоматами понемногу уходит в прошлое. Современные любители поживиться за чужой счет стали более изобретательными и осторожными. Согласитесь, чтобы поставить на клавиатуру банкомата специальную накладку или захватывающее карту устройство, придется попотеть.

А почистить чужую пластиковую карту через Интернет или с помощью мобильного телефона гораздо проще. Тем более когда не слишком бдительный клиент сам бежит на ловца.

Охота на реквизит

Чтобы добраться до ваших нажитых честным трудом финансов, злоумышленнику нужны реквизиты карточки. Номер из 16 цифр, срок действия и трехзначный код безопасности на обратной стороне. К данным, которые представляют интерес для преступников, можно отнести и различного рода коды для подтверждения операций. Их присылает банк, когда вы платите в Сети или переводите деньги.

Собственно, чем больше информации известно преступнику, тем ему проще и легче поживиться с карты. Поэтому, прежде чем передать кому-либо информацию о карточке, задумайтесь, действительно ли вы доверяете этому человеку.

Социальная инженерия как инструмент мошенничества

В общем смысле под социальной инженерией понимается психологическое воздействие на человека с целью получить определенную информацию или заставить его совершить какие-либо действия. Сегодня это одна из популярных схем для махинаций.

– Преступник звонит потенциальной жертве или пишет SMS и под убедительным предлогом просит или даже требует предоставить данные банковской карты, – рассказывает О.Маринич. – Особенно часто такие люди представляются сотрудниками банка.

Вот только сотрудники банка никогда не спросят у вас данные карты, а тем более код, пришедший в SMS или по электронной почте.

Код – это фактически пароль. А номер карты сотрудники банка и так знают, – объясняет собеседница. – Более того, они никогда не станут торопить, ссылаясь на безотлагательную ситуацию в духе «продиктуйте номер карты и код с обратной стороны, чтобы отменить подозрительную операцию».

Следует также внимательно читать сообщения, приходящие в социальных сетях или мессенджерах: у банка есть бдительные редакторы, а вот мошенники нередко пишут с ошибками.

В последнее время набирает обороты мошенничество и хищение денежных средств в Интернете.

– Злоумышленники взламывают личные страницы граждан, а затем от их имени рассылают сообщения виртуальным друзьям, – отмечает О.Маринич. – В сообщениях они просят о финансовой помощи (переводе небольшой суммы на карт-счет, электронный кошелек, баланс мобильного телефона) либо хотят узнать реквизиты банковской платежной карты. Причины называют разные, но всегда убедительные. Ссылаются, к примеру, на внезапную блокировку карты или потерю денег и документов во время зарубежной поездки. В итоге доверчивые граждане самостоятельно переводят деньги преступникам или сообщают им информацию о карточке, которая потом используется для совершения мошеннических операций.

Более того, есть «тематические» веб-ресурсы, которые имитируют сервисы для совершения денежных переводов и сайты интернет-магазинов. Таким образом, владелец карточки, совершая операцию через такой сайт, одновременно передает реквизиты карточки преступникам.

Дизайн опасного сайта может быть практически точной копией реального, но все же есть несколько опознавательных признаков:

  • адресная строка страницы начинается с http вместо https. Кстати, буква s в названии как раз и означает Secure – защита;
  • мало информации и много орфографических ошибок в текстах;
  • ошибки и недочеты в дизайне;
  • лишние или неверные буквы в названии сайта или отличная от официального доменная зона.

– Также мы рекомендуем не совершать операции через интернет-ресурсы, на которых многие товары предлагаются со значительными скидками, – советует О.Маринич. – Например, сообщают о грандиозном снижении цен в связи с закрытием магазина. Все мы знаем, где бывает бесплатный сыр…

Случаи из жизни

Рассмотрим три частные ситуации.

Официант унес карту, чтобы провести оплату через терминал.

– Ситуаций, когда карточка пропадает из вашего поля зрения, следует избегать. Попросите принести вам терминал для оплаты либо проследуйте с официантом к месту расположения терминала. Не стоит передавать банковскую карту в чужие руки. Карточку легко сфотографировать, и впоследствии реквизиты могут быть использованы для покупок, – говорит О.Маринич.

Как быть с сайтами бронирования гостиниц?

Официальные сайты соответствуют требованиям безопасности в индустрии платежных карт и строго относятся к вопросам безопасности, поэтому опасаться тут не стоит. Вместе с тем мы советуем не совершать операции на сайтах, содержание которых вам непонятно (например, информация представлена только на незнакомом языке) или если там отсутствует подробная информация о фирме, контактные данные для обратной связи, – сказала собеседница.

На одном белорусском ресурсе (покупка билетов в кино) запрашивают все реквизиты, вплоть до трехзначного кода на обороте карты….

На самом деле трехзначный код как раз и был придуман для подтверждения операций, совершаемых в Интернете, поэтому ввод данного кода является одной из мер безопасности. Оптимальным же вариантом для интернет-платежей является выпуск отдельной карты к отдельному счету. И обязательно подключите SMS-оповещение – так вы будете оперативно получать информацию о совершаемых по карточке операциях, – порекомендовала директор КартЦентра Белинвестбанка.

Подытожим. Номер карточки, срок действия, код безопасности и проверочный код на оборотной стороне карточки и приходящие от банка коды бережем как зеницу ока. А в любой непонятной, вызывающей опасения ситуации блокируем карту как можно быстрее.

– Это может сделать и сотрудник банка, если видит нетипичную для карты клиента ситуацию, – отмечает О.Маринич.

Естественно, просто так никто не ограничит ваш доступ к собственным финансам. У сотрудников банка достаточно опыта, а кроме того – история ваших платежей перед глазами, чтобы с высокой точностью разграничить обычный платеж и мошенничество.

– Ни одного нарекания от клиентов не было, – подытожила директор КартЦентра.

Вместо постскриптума

Не ведитесь на пресловутую халяву. Скажем, уговаривают выиграть крутой телефон, заплатив всего 1 доллар и предоставив реквизиты карты. Не верьте! Ни мобильника не будет, ни денег.

По сообщению информационного агентства «Минск-Новости»