/ / Общественно-политические
30.07.2018

Неуемное чувство торга: Продать без остатка. Как маркетологи обводят нас вокруг пальца?

«Самые демократичные цены», «Купи один товар, получи второй почти бесплатно», «Приобрети ювелирное изделие и участвуй в розыгрыше путевки к морю». Мало кого оставляет равнодушным хорошо продуманная реклама. Даже понимая, что вероятность выигрыша одна миллионная процента, мы часто на такие вещи покупаемся. Почему? И как этого избежать?

Права потребителя

Конечно, у работников торговли и у нас, потребителей, совершенно разные цели и задачи. Владельцам магазинов нужно во что бы то ни стало сбыть свой товар, а сделать это в эпоху перепроизводства и все возрастающей конкуренции не так-то просто, вот и стараются. Нам же хочется сэкономить на покупках. 

Очень часто ситуация получается обратной. Коллега недавно призналась, что теперь, когда ходит в супермаркет, где часто проводятся различные лотереи и акции, стала тратить значительно больше денег на питание. А, собственно, покажите мне сегодня торговую сеть, которая не пытается таким способом завлечь потенциальных клиентов! Так что все мы в группе риска. 

Могилевский экономист Юлия Кравченко сетует:

– Как нас легко обмануть, большинство людей, даже сравнительно экономически грамотных, очень внушаемы, поддаются ажиотажу, сначала купят что-то, а уже потом подсчитывают выгоду. И если раньше, отправляясь в магазин, мы брали с собой в кошелек определенную, как правило, незначительную сумму на покупки, то сегодня храним все сбережения на карточке, они постоянно с нами. В процессе шопинга мы не замечаем, как стремительно тает «пачка денег», не придавая этому значения. Спохватываемся только потом, когда что-то трудно исправить. 

По словам Юлии, очень многие люди после того как в банках краткосрочные вклады стали облагаться налогом, забрали со счетов свои деньги, хранить их в финансовых заведениях не желают. Между тем «гноить» сбережения в никому не нужных запасах, – пожалуйста. Очень часто покупатели, особенно пенсионеры, приобретают товары – мед, моющие средства и прочее – в крупной фасовке. Дескать, так дешевле. Но, если пораскинуть мозгами, удешевление за каждый литр или килограмм в этом случае минимально, при этом за большую банку или коробку в любом случае заплатишь дороже, чем за маленькую. Не проще ли купить товар в мелкой фасовке с аванса, а, когда закончится, – докупить еще с зарплаты?

Председатель Могилевской городской организации защиты потребителей Василий Черный также считает, что нашим людям «впарить» ненужный товар не так уж сложно.

Взять те же магазинные лотереи. Василий Ефимович не то что призывает в них совсем не участвовать, но делать это советует очень осторожно и взвешенно. К примеру, если товар, участвующий в акции, вам действительно необходим, конечно, покупайте. Но если вы положили его в корзинку только чтобы иметь возможность поучаствовать в розыгрыше призов, лучше этого не делать. Тем более, что нередко в акции участвуют именно те продукты, которые не пользуются спросом, или у которых вот-вот истечет срок годности. 

Даже если время от времени вам и посчастливится выиграть незначительные суммы, не спешите радоваться. Подсчитайте лучше все свои затраты хотя бы за последний месяц на ненужные акционные товары. Наверняка их не покроет выгода от чисто символического выигрыша. 

Пенсионерка Марина Лукьянова много лет проработала в торговле, гордится тем, что умела продать все товары без остатка. Рассказывает:

– Чего мы только ни делали, чтобы избавиться от зависевшейся одежды! Иногда напишем на этикетке, что кофта или юбка стоила раньше, к примеру, 50 рублей, затем перечеркнем эту цифру жирно красным фломастером, а снизу пририсуем якобы «цену со скидкой», на самом деле настоящую, по накладной, – 35 рублей. И вот уже около обновки останавливаются дамы, которые еще вчера проходили мимо, не обращали на нее внимания. Смотрят заинтересованно, кто-нибудь да обязательно купит. Или иногда вручали мы в дополнение к немодному или слишком дорогому платью «подарки» – бесплатную копеечную заколочку, которой дама все равно никогда не воспользуется, или детское дешевое колечко, которое ей явно не требуется. А ведь приемы действовали!

Случалось, конечно, по воспоминаниям пенсионерки, что спонтанно сделанные покупки потом приносили обратно, но в большинстве случаев они зависали мертвым грузом в шкафах расстроенных покупательниц – признавать публично, что сделали глупость, поддавшись порыву, не всем хотелось.

Особенно просто стать жертвой скидок и акций перед большими новогодними или рождественскими распродажами. Люди бегают по магазинам за подарками, сметают все, что попадется под руку, никому некогда сравнивать цены в разных торговых точках. Именно этим работники торговли и пользуются.

Сегодня в помощь покупателям – множество полезных интернет-ресурсов, где сравниваются цены на одни и те же товары в разных торговых точках. Но разве, отправляясь на шопинг, мы часто сюда заглядываем, анализируем, сравниваем?

Прежде чем совершить крупную покупку, обязательно уточните цены, а также условия доставки в нескольких торговых точках. Не исключено, что в небольшом только что открывшемся магазинчике такой товар вам предложат дешевле без всяких скидок, чем на акции в большом раскрученном салоне.

Кстати, продавец на пенсии Марина Лукьянова напомнила расхожую рекомендацию зарубежных психологов: если понравилась вещь, не покупайте сразу, подождите хотя бы в течение суток, подумайте. Вдруг на завтра покупка не покажется вам такой уж заманчивой. Сама она постоянно следует этой формуле, поэтому редко попадает в досадные ситуации. 

Порой владельцы магазинов действительно вполне добропорядочно делают скидки, и немалые, но...стараются добрать недополученную сумму предложенными сопутствующими услугами. К примеру, в одном магазине холодильник стоит дешевле, чем в другом. Зато в первом доставка за деньги, а во втором – бесплатная. В этом случае тоже взвешивайте, просчитывайте варианты. 

Или вот в последнее время стало модным предлагать дополнительную весьма недешевую платную гарантию на вещи длительного пользования. Стоит ли соглашаться? В обществе защиты потребителей настоятельно не советуют: во-первых, не в каждой мастерской возьмутся бесплатно ремонтировать пятилетний холодильник по сомнительной гарантии. А во-вторых, процент вероятности того, что техника сломается, не так уж велик, а переплатить в случае оформления дополнительной услуги придется основательно.

Трудно предусмотреть все ухищрения, на которые могут пойти торговые работники, чтобы заполучить вас в качестве постоянного покупателя или заставить совершить ненужную покупку спонтанно. Помните об одном: во всех случаях надо «включать мозги», все тщательно взвешивать и просчитывать. Боритесь за каждый свой рубль, ведь вы его честно заработали, так что не бойтесь упреков в мелочности!

А надежнее всего найти «свою» торговую точку, где есть система лояльности для постоянных покупателей, где к клиентам относятся доброжелательно. Ведь и таких немало.

В тему

Чтобы не жалеть о напрасно потраченных деньгах, соблюдайте несколько простых правил.

  • Отправляясь в магазин, всегда составляйте список необходимых покупок, а также планируйте сумму, которую вы готовы потратить. Покупайте только то, что вам необходимо, а не то, что навязывают.
  • Придя за одной единицей товара, не покупайте вторую за половину или две трети стоимости, даже если это покажется выгодным. Ведь если вам нужна только одна вещь, зачем тратить дополнительные, пусть и небольшие, деньги на вторую?
  • Внимательно смотрите на срок реализации товара со скидкой, возможно, через день-два он перейдет в разряд просрочки.
  • Если у вас нет денег на покупку, а настойчивая реклама обещает золотые горы, включая выгодную рассрочку, не спешите принимать предложение, взяв на себя долгосрочные обязательства. Лучше соберите деньги, и за это время еще раз подумайте, сможете или нет обойтись без предлагаемой вещи.

Ирина Менделева, «Народная газета», 27 июля 2018 г.