/ / Общественно-политические
10.07.2018

Итоговый документ круглого стола по вопросам совершенствования административных процедур

Круглый стол «Административные процедуры: совершенствование систематизации и регулирования» состоялся в Белорусском республиканском союзе юристов 26 июня. На заседание были приглашены юристы с ученой степенью, эксперты-практики, представители министерств и ведомств, общественных объединений, ассоциаций, союзов и ведущих адвокатских бюро. Участники круглого стола обсудили проект Указа Президента Республики Беларусь «Об административных процедурах в отношении субъектов хозяйствования» и пришли к следующим выводам.

Круглый стол «Административные процедуры: совершенствование систематизации и регулирования»

1. Регулирование перечня административных процедур должно осуществляться на уровне Указа

Введение двухступенчатой системы регулирования административных процедур (далее – АП) оправданно. Перечень АП должен быть единым и актуальным.

Закрепление единого перечня административных процедур как нормативного списка на уровне Указа Президента Республики Беларусь представляет собой естественный законодательный барьер для «разрастания» АП по причине сложного механизма внесения изменений в данный вид нормативного акта. Указ должен иметь правоустанавливающее положение для всех АП, а включение в перечень должно являться основанием для применения процедуры. 

Необходимо закрепить в Указе прямую норму о запрете на осуществление АП, если она не включена в единый перечень. 

На уровне Совета Министров определяются содержание АП, требования к ним, формы необходимых документов, совершенствование подходов в реализации процедур, порядок их прохождения.

2. Классификация АП

Классификация включаемых в единый перечень АП должна быть основана на реальной ревизии процедур по согласованию с профильными министерствами и ведомствами, с обоснованием необходимости включения в единый перечень.

Классификация АП необходима для их автоматизации и корректного внесения в электронный реестр. 

Все АП, указанные в едином перечне, должны выражать все значимые действия госорганов в отношении субъектов хозяйствования, которые им вменяются не в качестве возможных функций (полномочий), а в качестве обязательных процедур. Это значит, что у госоргана должна быть обязанность совершить определенные юридические действия по запросу/заявлению/обращению, а не право или усмотрение. 

3. Регулятор – ключевая фигура в сфере регулирования АП

Регулятором должен выступать профильный государственный орган, глубоко разбирающийся в конкретной (отраслевой) административной процедуре и регламентирующий прохождение такой процедуры. Регулятор как держатель АП должен нести ответственность за их урегулирование и совершение. 

Необходимо прямо указать в самом Указе орган, уполномоченный давать официальные разъяснения в отношении регулирования и реализации АП, а также предусмотреть ответственность за трактовку содержащихся норм.

Все функции регулятора и уполномоченных органов должны быть прямо прописаны в Указе.

Все АП должны быть закреплены за регуляторами, по возможности должен преобладать уведомительный принцип в отношении АП.

4. Официальное толкование

Необходимо закрепить право госорганов (исполнителей АП) на обращение к регулятору для дачи официальных разъяснений на запросы по АП (по алгоритму процедуры для Совета Министров).

5. Исключения из перечня

В перечень не должны включаться в виде АП специфические государственные услуги, оказываемые на основании договорных отношений.

Данный подход позволит не перегружать единый перечень и более четко распределить АП между регуляторами.

6. Включение лицензирования и государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в единый перечень АП

Государственная регистрация является классической административной процедурой, которая выступает правовой основой для создания субъекта хозяйствования, а лицензирование – АП, обеспечивающая разрешительный механизм его функционирования. 

Лицензирование и госрегистрация ИП и юрлиц должны содержаться в едином перечне (электронном реестре) как АП с исчерпывающим списком необходимых документов и действий заявителя для совершения конкретной процедуры.

7. Электронный реестр

Проведение АП в электронном виде должно не только предусматривать возможность подачи заявления (обращения), но и исключить любое дополнительное предоставление справок, выписок, документов в бумажном виде.

Регулятор должен вести и контролировать информацию об АП, которая за ним закреплена. Информация о местах проведения АП должна контролироваться вышестоящим органом исполнителя процедур. 

8. Нагрузка на бизнес

С учетом внедрения новой классификации единого перечня, ведения электронного реестра для реализации АП, привлечения сторонних организаций и передачи полномочий нижестоящим органам необходимо предусмотреть пороговые значения для стоимости АП с целью их необоснованного завышения для конечного потребителя.

При дальнейшей проработке прогрессивных изменений на уровне Совета Министров и для дальнейшей либерализации условий ведения бизнеса представляется целесообразным упрощение формы документов в части предоставления подробных персональных данных, которые не всегда имеют значение для совершения определенных действий. В настоящее время с учетом повсеместной цифровизации и создания электронных баз нет необходимости дублировать информацию и отсутствует проблема идентификации субъекта правоотношений. 

Организаторами круглого стола выступили редакция журнала «Юрист» и портал «Система Юрист», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, Белорусский республиканский союз юристов.

(фото – НЦПИ)