/ / Общественно-политические
05.07.2018

Дать шанс тому, кто впервые споткнулся: Рассматривается возможность смягчения наказания за некоторые преступления

Промежуточные итоги появились в дискуссии, которая велась в обществе о смягчении наказания за сбыт наркотиков. Палата представителей на днях приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс. Чем вызвана их необходимость?

Осужденный

Напомню, по части второй статьи 328 УК за незаконный сбыт наркотиков сейчас лишают свободы на срок 5–8 лет. Если преступление подпадет под третью часть (повторно, группой лиц и некоторые другие особенности) – 8–15 лет. Законодатели предложили уменьшить нижние пределы наказания до 3 и 6 лет соответственно. Аргументы таковы: надо усилить дифференциацию деяний. Дать шанс тем, кто впервые ступил на порочную стезю. Особенно это касается так называемых закладчиков психотропов.

Родители осужденных за такие преступления порой утверждали, что их детей использовали вслепую. Мол, не знали, что прячут. С такой трактовкой согласиться нельзя. Ведь не малыши совали пакетики по тайникам. Не с Луны они свалились, знают, что происходит сегодня в обществе.

С другой стороны, порой действительно срабатывала юношеская глупость. Неполное осознание того, чем твои поступки могут обернуться. Поэтому, возможно, для севших на скамью подсудимых за такое в первый раз без отягчающих обстоятельств достаточно и трех лет лишения свободы, чтобы хорошо подумать над своим поведением, образом жизни и в дальнейшем не приближаться к зелью.

С частью третьей антинаркотической статьи тоже не все однозначно. С теми, кто попался повторно, все понятно. Им пощады не будет. А за преступления в группе можно наказывать по-разному в зависимости от ситуации. Коль это матерые наркодилеры, смягчения никакого. Но могут действовать, как и в предыдущих случаях, 2-3 простака, желающих заработать, не думая о последствиях. Их можно чуть-чуть пожалеть, установив нижний предел наказания в 6 лет вместо действующих сейчас 8. Тоже ведь немалый срок. А если в группе, извините за выражение, дурачка использовал прожженный распространитель заразы, то он может получить и максимальный срок. Его надо наказывать жестко, а первому, опять же, дать шанс.

Следует сразу оговориться: окончательное решение еще не принято. Законопроект прошел лишь первое чтение. Против него выступали некоторые правоохранительные органы. Например, Верховный суд не поддержал изменения статьи 328 УК. Там считают: прошло слишком мало времени с момента принятия жестких антинаркотических мер, введенных Декретом № 6. Надо закрепить положительный эффект борьбы с наркоманией, а не корректировать созданную систему противодействия ей. Послабление может вызвать всплеск преступности в этой сфере. Против смягчения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков и МВД.

Если, повторюсь, выше речь идет о разграничении наказания, то поправки в УК, также рассмотренные депутатами, за экономические преступления можно смело назвать либерализацией. Сокращается сфера лишения свободы, декриминализируются действия, не связанные с причинением реального ущерба. Его крупный и особо крупный размер увеличен до 1 тысячи и 2 тысяч базовых величин вместо применяемых сейчас 250 и 1 тысячи. 

Много недовольства в бизнес-среде вызывала конфискация. Ее предлагается заменить штрафом. При этом сохранится изъятие в доход государства нажитого преступным путем. То же самое касается и запрещенных к обороту вещей – экстремистских материалов, недоброкачественной продукции, способной повлечь заболевание или отравление людей, в том числе загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней, фальсифицированного алкоголя и т.п. А что же может уйти в прошлое?

Много лет действовала конфискация любых других товаров, в отношении которых допущены нарушения: технологическое оборудование, бытовые товары, одежда, продукты питания. Это могло привести к банкротству фирм или ИП. Терялся налогоплательщик и работодатель. Не лучше ли оштрафовать нарушителя и дать возможность вовлечь имущество в легальный оборот. То же самое и с конфискацией всей суммы доходов, полученных от незаконной предпринимательской деятельности. Ведь не учитывались затраты. Это также порой разоряло предпринимателей.

Словом, наказание останется. Но оно будет более взвешенным. Нарушителям закона в экономической сфере, как и в случаях с наркотиками, также дадут шанс. Главное, чтобы урок пошел впрок.

Василий Гедройц, «Сельская газета», 5 июля 2018 г.