/ / Общественно-политические
31.01.2018

Утвержден национальный знак «Органический продукт». О чем говорит маркировка?

Утвержден национальный знак «Органический продукт», который ассоциируется с экологическим сельским хозяйством и вызывает положительные эмоции. О чем говорит маркировка?

Национальный знак «Органический продукт»

Рынок органической продукции, давно и весьма успешно заявивший о себе в Европе, США, Китае и Японии, у нас в Беларуси находится пока на стадии формирования, настойчиво пробивая дорогу к потребителю. Organic, ECO, BIO… Все эти понятия объединяет одно: экологическая чистота. И узнать покупатель о ней может, только если такой товар промаркирован.

Немного из истории вопроса. О безопасности продуктов питания всерьез начали говорить во второй половине прошлого века, когда в сельском хозяйстве резко возросло использование минеральных удобрений и других продуктов химической промышленности. В международную организацию разрозненные национальные движения за здоровую еду объединились только в 1972 году. Представители Франции, Великобритании, Швеции, Южной Африки и США на международном конгрессе по вопросам органического сельского хозяйства в Версале объявили о создании IFOAM – Международной федерации органического сельхоздвижения. Именно она в 1980 году разработала базовые стандарты органических продуктов и предложила систему сертификации.

В ЕС действует довольно строгое законодательство относительно органического производства. Если качество продукта соответствует требуемым стандартам, то на его упаковку наносится соответствующий знак. Совсем скоро, как сообщил член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Сергей Литвин, и в Беларуси будет принят законопроект «О производстве и обращении органической продукции». Планируется, что он будет рассмотрен в Парламенте в первом чтении уже на весенней сессии.

Документ регламентирует отношения, возникающие при производстве и обращении органической продукции, которые пока никакими специальными законодательными актами не подкреплены. Будет введена сертификация как органической продукции, так и ее производства, а также маркировка знаком «Органический продукт».

Госстандарт и Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации разработали два технических кодекса установившейся практики (ТКП) в части маркировки и оценки соответствия органических продуктов. Они войдут в комплекс технических нормативных правовых актов, необходимых для формирования органического производства в стране.

Людмила СКОРИНА, начальник отдела технического нормирования и стандартизации пищевой и сельхозпродукции Белорусского государственного института стандартизации и сертификации, принимала непосредственное участие в их разработке:

– В Беларуси создан комплекс мер, в том числе и по подготовке нормативных правовых актов, которые будут устанавливать требования к органической продукции, к порядку ее сертификации и, конечно же, маркировки. В 2016 году Госстандарт поручил нашему институту разработать ТКП 580-2016 «Знак соответствия «Органический продукт». Описание и порядок применения». Как только будет утвержден Закон «О производстве и обращении органической продукции», право на жизнь получит и отечественный органический знак. Планируется, что он будет введен в действие 1 января 2019 года. Нами проведена огромная работа. Изучался международный (в том числе и европейский) опыт как производства такой продукции, так и ее маркировки. Рассматривались знаки разных стран. К тому же подходы к маркировке должны были учитывать и международно-правовые акты, составляющие право ЕАЭС.

Итак, что представляет собой знак «Органический продукт»? Графическое изображение, которое наносится на потребительскую упаковку или другую документацию, при условии, что продукция соответствует требованиям органических стандартов и прошла оценку соответствия (если у сертификата на продукт заканчивается срок действия, то изготовитель уже не вправе им маркировать товар).

При разработке учитывалось то, что национальный знак должен ассоциироваться с экологическим сельским хозяйством. Кроме того, быть легко узнаваемым и вызывать положительные эмоции. Рассматривались различные варианты, но в результате был утвержден знак, представляющий собой зеленое кольцо, в котором на белом фоне изображен зеленый листок и размещена надпись – «Органический продукт. Беларусь».

Да и выбор самого зеленого цвета не случаен: во всем мире он – символ безопасности. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу, символизируя жизнь, рост и гармонию. В то время, к примеру, как красный цвет для многих служит сигналом опасности.

Надписи можно наносить или на русском, или на белорусском языке. Что касается цвета самого изображения знака, то он может быть и черным, если, положим, у производителя нет технической возможности для цветной полиграфии или зеленая краска сливается с цветом упаковки.

А почему круг? Во-первых, потому, что он воспринимается потребителем более позитивно, чем угловатые треугольник, квадрат, шестиугольник… У круга нет ни начала, ни конца, ни ориентировки, ни направления, поэтому он одновременно ассоциируется и с бесконечностью, и с завершенностью. Предусмотрен техническим кодексом и минимальный размер знака – 6 миллиметров. Но если упаковка значительно больше или изготовитель хочет четче обозначить свои органические приоритеты, то может сделать его и больше, пропорционально увеличив к базовой величине.

– Поскольку под определение «Органический продукт» подпадает продукция как растительного, так и животного происхождения, то необходимо было выбрать нечто, объединяющее и ту, и другую отрасли, – продолжает Людмила Скорина. – Красиво и понятно совместить их графически не получилось. А те варианты, что были, выходили неопределенными. Ведь в сельском хозяйстве выращивается не один десяток культур и животных. Плюс – продукты переработки. Поэтому и было решено, что поскольку все начинается с поля, с прорастания семени, то именно зеленый лист (не относящийся ни к какому конкретному растению) и есть то самое главное. Тот росточек жизни, с которого начинается вся пищевая цепь. И в других странах чаще всего символом органического сельского хозяйства становится лист. Например, в Канаде это лист клена. Не редкость и изображения колосьев, подсолнуха, божьей коровки (Португалия, Болгария, Финляндия), птиц… Как варианты и мы рассматривали и лист березы, и цветок василька. Да, все эти растения природные и натуральные, но, увы, несъедобные. Обсуждение было открытым. Все заинтересованные лица (как государственные, так и частные) смогли высказать свое мнение.

Применение знака – дело сугубо добровольное. В любом случае эффективность производства органической продукции способствует повышению экономического потенциала, сохранению природных ресурсов, повышению качества и безопасности продуктов питания. То есть работает на здоровье – и наше, и окружающей среды.

Знаете ли вы?

В Беларуси с 1 июня 2008 года уже действует ТКП 126 «Пищевая продукция. Правила маркировки знаком «Натуральный продукт». Основные положения». Этот знак наносится на продукцию, изготовленную из натурального продовольственного сырья животного, растительного или минерального происхождения, без применения методов генной инженерии и искусственных пищевых добавок. Однако проект «Натуральный продукт» можно рассматривать как один из этапов по переходу к маркировке знаком «Органический продукт». Да и графически оба эти знака чем-то схожи: у «Натурального» – зеленый круг на белом фоне с зеленой серединкой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Специалист по органическому сельскому хозяйству учреждения «Агро-Эко-Культура» кандидат сельхознаук Светлана СЕМЕНАС:

– Знаков экологической маркировки много. Некоторые используются во всем мире и имеют более высокую степень узнаваемости, другие – работают на национальном или региональном уровне. Есть знаки, которые напрямую не связаны с органическим сельским хозяйством. Но они включают различные аспекты устойчивого развития и экологически дружественного образа жизни: сохранение озонового слоя, поддержание биоразнообразия, защиту воды от загрязнения, отказ от тестирования на животных, натуральность происхождения, возможность утилизации и др.

Знаки маркировки органического сельского хозяйства (на разных языках называемого также биологическим, природным или экологическим) могут ставить на продукцию те производители, которые строго выполняют все требования законодательства. Инспекцию проводят независимые специализированные сертифицирующие организации. И даже после получения сертификата хозяйство проверяют минимум один раз в год. Ведь натуральность – необходимое условие соответствия органическим стандартам. То есть все органические продукты – натуральные, но не все натуральные являются органическими.

В Европе наряду со знаком ЕС используются и национальные знаки европейских стран. Есть и так называемые частные знаки, принадлежащие различным негосударственным организациям, которые разработали свою систему сертификации. И она, как правило, более строгая, чем европейская. Особенно у Demeter. Свой сертификат они выдают только тем хозяйствам, которые уже имеют знак органического сельского хозяйства.

Непосредственно под или над знаком на этикетке должна присутствовать и дополнительная информация. Так, в Европе рядом с «Евролистом» обязательно есть надпись, указывающая, в какой стране произведен продукт; компоненты, входящие в него; метод органического производства и код контролирующей компании, которая выдала органический сертификат. Проверить действие того или иного сертификата можно на сайте контролирующей компании, найдя ее в интернете по коду, указанному на этикетке.

Экологическая маркировка помогает покупателю выбрать нужный ему товар, а производителю – выделить свою продукцию среди похожих, доказать ее более высокое качество и извлечь большую выгоду. Один из стимулов для производителей подсказали наши литовские коллеги: у них наличие экознака повышает шансы получить госзаказ. Государство же «диктует моду» посредством так называемых «зеленых закупок», которые, согласно установленной норме, должны достигать 20 процентов от общей суммы госзакупок.

СПРАВКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СЕРТИФИКАТЫ

«Евролист» (Euro-leaf) – новый знак Европейской системы сертификации органической продукции, который должен заменить старый логотип.

IFOAM – «Всемирный органический знак», предложенный в феврале 2011 года федерацией IFOAM.

DEMETER – крупнейший международный экологический сертификат для биодинамического сельского хозяйства. Появившись в далеком 1924 году, стал первым мировым стандартом органического сельского хозяйства. У этой системы более строгие требования как к производству продукции, так и к отношению к окружающей среде.

KRAV – одна из самых известных шведских маркировок экологически чистых продуктов питания, принятая в 1985 году. Контролируется управлением по сельскому хозяйству Швеции и Национальным департаментом продуктов питания Швеции. Требования ее более строгие, чем общего европейского законодательства.

USDA Organic – национальный органический стандарт, разработанный министерством сельского хозяйства США. Он был принят в рамках национальной программы по переходу граждан Америки на потребление здоровых и натуральных органических продуктов. Его уникальность в том, что он закреплен на государственном уровне. Сертификацию по нему имеют право проводить только специалисты американского департамента сельского хозяйства.

JAS – cтандарт для органической продукции в Японии.

Наталья Тышкевич, «Сельская газета», 30 января 2018 г.