/ / Общественно-политические
29.01.2018

Игорь Карпенко: в 2018 году Министерство продолжит укреплять и расширять материально-техническую базу системы образования

Коллегия была посвящена итогам деятельности Министерства образования в 2017 году и основным задачам на 2018 год. На заседании присутствовали Заместитель Премьер-министра Василий Жарко, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк. Всего в работе итоговой коллегии приняли участие 530 представителей системы образования Беларуси.

Игорь Карпенко

В своем докладе Министр образования Игорь Карпенко отметил, что в 2017 году деятельность органов управления системой образования и учреждений образования была направлена на обеспечение доступности и повышение качества образования – выработаны концептуальные подходы развития системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030-го, внесены согласованные изменения в содержание проекта новой редакции Кодекса об образовании. Он подчеркнул, что в 2018 году Министерство продолжит укреплять и расширять материально-техническую базу системы образования. «Это касается всех уровней, начиная с программ со Всемирным банком по модернизации общеобразовательных средних школ, заканчивая вопросами поставки кабинетов биологии и мультибордов отечественного производства, которые мы начинаем в этом году. Кроме этого, ведем переговоры со Всемирным банком об использовании займов банка для модернизации системы высшего образования. В первую очередь эти деньги должны быть направлены на создание наукоемких лабораторий, которые позволят нам более серьезно войти в процесс создания модели «Университет 3.0», – отметил Министр.

По словам Игоря Карпенко, одним из важнейших направлений работы в 2018 году станет наращивание потенциала для развития экспорта образовательных услуг. «Мы разработали концепцию развития экспорта в системе образования, в которой достаточно подробно описываем механизмы, как это сделать. Должно расшириться количество обучающих программ на английском языке, что создаст дополнительные возможности для привлечения иностранцев в страну для обучения», – сказал Министр. «Нам необходимо продумать структуру привлечения абитуриентов из-за рубежа. У нас сегодня нет какого-то единого центра, который бы оказывал содействие высшим учебным заведениям. Нужна общая координация», – отметил руководитель ведомства. Необходимо предлагать новые образовательные продукты, которые востребованы на международном рынке, уверен Игорь Карпенко. С индийской стороной планируется реализовать проект по созданию под ключ ресурсного центра. В феврале состоится визит Министра образования индийской республики.

Что касается других направлений работы, то продолжится укрепление воспитательного потенциала системы образования. В 2017 году прошел большой республиканский семинар по организации идеологической и воспитательной работы в системе образования, реализации молодежной политики. Были намечены пути реализации концепции непрерывного воспитания молодежи. Продолжится работа над обновлением и повышением качества содержания образования. В ходе республиканского педсовета эта тема получила широкое обсуждение с профессионалами, педагогами, общественностью.

«У нас есть дорожная карта, в соответствии с которой мы будем двигаться в этом направлении. Стоит задача сложная, но она выполнима», – отметил Министр. Кроме того, до 1 сентября 2019 года поставлена задача завершить обновление всей линейки учебников для общего среднего образования. Но работа в этом направлении не будет окончена. Появляются новые знания, сама жизнь диктует коррективы. Содержание образования должно отвечать современным потребностям человека, общества и государства. В этой связи будет продолжен мониторинг учебных программ, планов, учебников, при необходимости будут вноситься соответствующие коррективы.

«Для повышения ответственности учащихся за результаты учебы министерством уже принято решение о введении со следующего учебного года неудовлетворительных отметок в 5-11-х классах - 1 и 2 балла. Оставлять на второй год с неудовлетворительными отметками пока не планируем», – сказал Игорь Карпенко. В перспективе после введения института независимой аттестации, которая должна проводиться при наличии надежных методов оценивания, критериев открытости, прозрачности, доступности информации, четких механизмов обратной связи каждый выпускник должен получить объективный ответ на вопрос: какую траекторию дальнейшего образования ему нужно выбрать. По словам Министра, это будет способствовать повышению мотивации в выборе будущей профессии. В течение 2018 года наряду с разработкой соответствующей нормативной базы необходимо организовать грамотную разъяснительную работу со всеми участниками образовательного процесса. Тем более что в текущем году будет проведена внешняя оценка качества школьного образования через участие в международном исследовании PISA. Весной 2017 года уже состоялся пробный этап, показавший что технически и организационно республика к исследованию готова.

Игорь Карпенко отметил, что формированию устойчивой мотивации здорового образа жизни среди подростков и молодежи способствует широкая сеть физкультурно-спортивных мероприятий. «В прошедшем году были проведены Республиканская спартакиада школьников по 24 видам спорта, ежегодная Республиканская универсиада по 32 видам спорта. В финальных соревнования приняли участие почти 8 тыс. спортсменов из 48 вузов. В феврале команда белорусских школьников впервые примет участие во Всемирной зимней гимназиаде по трем видам спорта во Франции», – сказал он. По словам Министра, по-прежнему важным направлением работы всех вузов страны остается активизация деятельности Белорусской ассоциации студенческого спорта. «В первую очередь это создание благоприятных условий для студентов, потенциал которых может быть задействован в спорте высоких достижений, это создание и функционирование спортивных клубов по игровым видам спорта, а также тесное взаимодействие со спортивными федерациями», – констатировал Игорь Карпенко.

Он подчеркнул, что в целом задачи в работе с молодежью остаются прежними: совершенствовать деятельность органов ученического и студенческого самоуправления, налаживать более тесное взаимодействие учреждений образования с детскими, молодежными общественными объединениями, в первую очередь с Белорусским республиканским союзом молодежи и пионерской организацией. «Особое внимание необходимо уделить работающей молодежи, искать новые и эффективные формы работы. Для этого необходимо шире использовать возможности молодежной столицы. В 2018 году такой столицей стал Могилев. Здесь в сентябре в рамках Форума регионов Беларуси и России пройдут масштабные мероприятия в области молодежной политики Союзного государства: молодежный форум, слет студенческих отрядов, открытый диалог, заседание молодежной секции парламентариев Союзного государства. Также будет правильно, если мы ряд воспитательных и учебных мероприятий проведем в регионах, особенно в тех, которые Президент определил в качестве приоритетных при реализации политики регионального развития. Я имею в виду Оршанский, Борисовский, Барановичский, Бобруйский районы», - заключил Министр.

По сообщению официального сайта Министерства образования Республики Беларусь