/ / Общественно-политические
16.01.2018

Операция «Консервация»: Правда ли, что с 1 марта станут изымать индивидуальные земельные участки с долгостроями?

Не первый год Евгений Солич из Гомельского района наблюдает, как ветшает на соседском участке недостроенный деревянный дом. На площадке ничего и никого, лишь непролазные заросли бурьяна, в которых утонули остатки когда-то добротного забора. Но больше всего опасений из-за того, что несколько раз там видел детей, которые легко попадают на участок через огромные дыры в заборе. Так и до беды, как это случилось в Могилеве, недалеко. А недавно Евгению сорока на хвосте принесла новость: брошенные на произвол судьбы участки с незаконсервированными строениями уполномоченные на то органы начнут изымать уже с 1 марта. Правда ли это?

Недострои

Долгострои – это действительно источник повышенной опасности и проблема. Ее поднимали и обсуждали на разных уровнях неоднократно. Причем, если сначала речь шла о бесплатно выделенных участках, то затем и о земельных наделах, проданных с аукциона.

В 2006 году принят Указ № 87 «О некоторых мерах по сокращению незавершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач». В 2007-м – Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». В документы не раз вносились различные изменения и дополнения. А 1 марта 2014 года истек срок действия зарегистрированных до 1 марта 2012-го консерваций.

Однако в 2015 году КГК в ходе мониторинга ситуации в Минской области обнаружил многочисленные пустующие участки, выделенные для строительства до марта 2012-го. Причем больше всего таких оказалось в самых востребованных поселках Минского района: Боровлянском, Ждановичском, Острошицко-Городокском сельсоветах.

В Боровлянах было обнаружено 57 таких участков, кадастровая стоимость которых – миллион долларов. В Ратомке контролеры насчитали 37 участков под индивидуальное строительство, которые так и не освоили до положенного уровня. И это при том, что некоторые наделы стоят не один десяток тысяч рублей.

Но зачем обзаводиться землей, если она не нужна? Оказывается, ради наживы. Отнюдь не бедные и не нуждающиеся в жилье граждане вовсе не собирались строить дома. А приобретали участки, чтобы затем выгодно их перепродать. Поэтому максимум, что сделали – возвели фундамент. И хорошо, если его хоть законсервировали.

Для забывчивых хозяев напоминаем: срок на строительство капитальных строений в виде жилого дома – три года. При этом по действующему ныне законодательству завершением строительства считается возведение фундамента, стен и крыши жилого дома, независимо от ввода его в эксплуатацию.

Время на строительство еще до двух лет может продлить исполком. Но делается это лишь один раз. И нужна уважительная причина – например, отсутствие денег, болезнь. Владелец должен подать заявление не ранее чем за шесть и не позднее чем за два месяца до истечения срока строительства.

А вот что касается вопроса читателя, то, как рассказала первый заместитель начальника землеустроительной службы Гомельского облисполкома Людмила Кулинич, в случае невозможности завершения строительства в сроки, установленные законодательством, гражданин обязан законсервировать незавершенное строительство жилого дома и благоустройство земельного участка, на котором он расположен. При этом консервация жилого дома может быть сделана только один раз, а ее срок – не больше трех лет. В противном случае участок могут изъять. Но вопросы эти решаются в порядке, так сказать, естественного течения времени, никакой одномоментной операции по изъятию чего-либо с какого-то определенного числа не планируется.

Константин Ковалев, «Сельская газета», 16 января 2018 г.