/ / Общественно-политические
15.01.2018

Контролировать, но не мешать: проверки в бизнесе должны быть в помощь, а не наоборот

В 2017 году в Беларуси был принят ряд мер, существенно упростивших условия для ведения бизнеса. С чем связана необходимость таких изменений и чего стоит ожидать?

Як народныя рэвізоры парушаюць закон. Работнікі гандю скардзяцца на супрацьпраўныя праверкі з боку камерцыйных арганізацый

Об этом рассказал заместитель председателя Белорусского профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» Евгений Климентёнок.

– Некоторые эксперты 2017 год назвали переломным для предпринимательства. Вы с этим согласны?

– Действительно, в ушедшем году был принят целый пакет нормативных документов, направленных на упрощение условий ведения бизнеса. Еще в 2010 году была принята Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Но, к сожалению, некоторые ее положения так и остались нереализованными. Сегодня назрела необходимость серьезных изменений.

– Как вы считаете, почему такие изменения стали необходимы именно сейчас?

– Думаю, что экономический потенциал страны должен расти. В первую очередь за счет создания условий для роста экономики, развития инициативы людей. Весь мир идет по такому пути.

Крупные предприятия продолжают играть важную роль в белорусской экономике – они работают, развиваются. Но на сегодняшний день они перестают быть единственным финансовым базисом для социальной политики государства, не могут обеспечить трудоустройство абсолютно для всех, значит, людям надо дать шанс попробовать организовать и свое дело. Они будут зарабатывать, платить налоги государству, обеспечат других граждан рабочими местами. В итоге это выгодно и самим гражданам, и экономике страны в целом, и нашей социальной сфере.

– Одним из ключевых шагов в данном направлении стало принятие Декрета № 7 «О развитии предпринимательства». Насколько он оправдал ожидания представителей сферы бизнеса?

– На этапе обсуждения проекта будущего документа была возможность вносить свои предложения. И, насколько я знаю, их поступило немало – с инициативами выступали и конкретные предприятия, и бизнес-сообщества. В свою очередь, «Садружнасць» внесла предложения, как минимизировать проблемы, с которыми сталкивались члены нашего профсоюза. В частности, мы предложили ;упразднить ряд дублирующих санитарно-гигиенических требований, упростить налоговую отчетность.

Приятно отметить, что ряд моментов, ставших общими для бизнеса за последние годы, нашли свое отражение в документе. Но только практика покажет, насколько эффективно всё это будет работать.

В целом этот декрет является долгожданным документом. С одной стороны, он освобождает предпринимателя от избыточного внимания контролирующих и надзорных органов. С другой – возлагает осознанную ответственность на руководителя, на предприятие за свою деятельность. Необходимо найти разумный баланс между свободой и контролем.

– И здесь самое время сказать о проверках. В конце прошлого года Президент потребовал исключить безосновательный контроль бизнеса. Что теперь будет с проверками?

– Одно из основополагающих требований бизнеса: не мешайте работать. Сегодня в декрете заложена так называемая презумпция невиновности предпринимателя. То есть не он должен доказывать, что работает честно. Это проверяющие органы должны доказать факт нарушения, если он есть, и указать, как его исправить. Ведь бывало, что после проверок и наложенных финансовых санкций (не всегда обоснованных) предприятия останавливали работу, становились банкротами, закрывались. А остановленная работа – это сорванные контракты, нереализованная продукция, невыплаченная людям зарплата. Так что проверки должны быть в помощь, а не наоборот. Мы давно выдвигали такую идею: оценивать результативность работы контролирующих органов не по разово выявленным фактам нарушений и суммам поступивших штрафов, а по результатам работы предприятия, например, через год после проверки – оценив рост показателей, уплаченных в бюджет налогов, производительности труда и т.п.

– Не отразится ли это на профсоюзном контроле?

– Действительно, это в некоторой степени может осложнить нашу работу. Многие наниматели любой приход контроля или проверки воспринимают негативно. Но наша обязанность – отслеживать вопросы охраны труда и соблюдение трудового законодательства. Поэтому, уменьшая количество проверок, мы не должны пренебрегать вопросами безопасности работников.

– Несмотря на принимаемые меры, проблемные моменты остаются. В частности, становится острее конкуренция предпринимателей с крупными торговыми сетями.

– Это сложный вопрос. Хочу подчеркнуть, что покупатель сам выбирает, где ему приобретать тот или иной товар. Бывает, что в сетевых магазинах цена ниже, но до них далеко добираться. Предприниматели же могут занимать тот сегмент рынка, до которого сеть не доходит. У нас есть соответствующее законодательство и профильное министерство (Министерство антимонопольного развития и торговли), которое должно держать данную ситуацию под контролем. Но практика показывает, что в вопросах конкуренции у нас тоже пока не все механизмы регулирования отлажены.

Некоторые другие вопросы также остались нерешенными, а это значит, что надо продолжать совершенствоваться. Но уже есть и положительные результаты. На мой взгляд, самый главный из них – развитие диалога бизнеса и власти. Некоторое время у нас был своеобразный антагонизм между теми, кто ведет бизнес, и теми, кто определяет условия его работы. Но ведь обе стороны заинтересованы в дальнейшем развитии и в конечном счете в получении прибыли. Декрет №7 стал результатом этого диалога.

– Еще одна из принятых в прошлом году мер – Указ №337 «О регулировании деятельности физических лиц». Насколько это важный шаг для возможностей ведения бизнеса?

– Здесь стоит отметить несколько моментов. Во-первых, ситуация с занятостью на предприятиях может складываться по-разному. При этом не каждый готов открывать свое дело, становиться ИП. Вместе с тем у нас много людей, умеющих что-то делать своими руками. Во-вторых, сегодня одна из сфер, которая должна динамично развиваться, – туризм. И результаты труда ремесленников могли бы стать хорошим наполнением для этого.

Но за каждой работой стоит человек. И тут возникает ряд вопросов: где он трудится, в каких условиях, умеет ли пользоваться станком, может ли по состоянию здоровья производить данное изделие? Что будет с ремесленником, когда он выйдет на пенсию? Чтобы поднимать и решать такие вопросы, нужна организация. На Брестчине, к примеру, ремесленники объединились в профсоюзную организацию и вошли в состав нашего профсоюза. Хотелось бы, чтобы организация ремесленников появилась и на республиканском уровне. Ведь вместе решать проблемы и отстаивать интересы легче и результативнее.

По сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси