/ / Общественно-политические
15.02.2018

Ставим знак равенства. Депутаты Союзного государства – о гармонизации законодательства

ЧУВСТВОВАТЬ себя как дома в Союзном государстве. Причем, не только людям, белорусам и россиянам, но и предприятиям, на которых они работают. Так образно прозвучал посыл на заседании Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и регламенту, которое прошло в Гомеле. Здесь детально говорили о том, как обеспечить равенство прав и возможностей во всех сферах.

В фокусе парламентариев сразу две глобальные темы. Первая – равные права граждан Беларуси и России. Вторая – гармонизация законодательства двух стран в торгово-экономической сфере. Алла Бодак, заместитель председателя комиссии, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси, конкретизировала суть одного из направлений:

– Договором создания Союзного государства изначально было предусмотрено равенство в правах граждан, живущих на его территории. Но сегодня мы не можем сказать, что это достигнуто. Если взять сферу здравоохранения, то имеем разные подходы. Сходные разночтения в социальной защите, образовании, жилищной сфере... Поэтому и поставлена задача проработать законодательство так, чтобы люди получили равный доступ. На сегодняшний день нами с участием ведомств и служб сформулированы рекомендации, которые будут направлены в Совмин и Постоянный Комитет Союзного государства с тем, чтобы они нашли свое отражение в проекте приоритетных направлений развития СГ в 2018–2022 годах.

Обычная жизнь вплотную увязана с экономикой. И это еще одна насущная задача – гармонизация законодательства в торгово-экономическом сотрудничестве, чему парламентарии уделили особое внимание. Причем, о барьерах, которые сегодня возникают на деле, решили узнать из первых уст, пригласив на заседание комиссии представителей приграничных территорий. Сергей Крючек, член комиссии, член комитета Государственной Думы РФ, объяснил, почему избрали такой подход:

– Именно здесь, в регионах, ежедневно сталкиваются с трудными вопросами, которые тормозят интеграционные процессы. Мы идем от жизни. Если есть проблемы, а на местах это виднее, их нужно законодательно решать, чтобы двигаться дальше, развиваться и выстраивать эффективные отношения.

Более чем за 20 лет жизни в Союзном государстве приграничье наработало много хорошего. Гомельщина и Брянщина – один из показательных тому примеров. Связи между регионами выстроены по принципу «снизу – доверху», когда прямые контакты связывают отдельно взятые предприятия, районные центры, областные администрация. Из уст представителей регионов звучало, что отношения в приграничье давно вышли за рамки только торговли. Именно здесь в свое время продемонстрировали первый пример эффективной кооперации. По инициативе «Гомсельмаша» в российском регионе появилось совместное успешно работающее предприятие «Брянсксельмаш». Такой же проект объединил интересы россиян и белорусов при создании «Амкодор – Брянск». Но интеграционных связок должно быть больше, а барьеров – меньше. В этом уверен заместитель председателя Брянской областной думы Анатолий Бугаев:

– Интеграция сама по себе – корень экономики. Надо убирать административные барьеры, ибо в конечном итоге они не дают развиваться. У нас отличное взаимодействие с Гомельской и Могилевской областями, Беларусью в целом. Имеем динамично развивающиеся совместные предприятия. Однако войти в свою программу импортозамещения с комбайнами, которые выпускаются в Брянске, проблематично. У приграничных регионов теснейшие связи, а напрямую претендовать на участие в программах Союзного государства мы не можем, это допустимо только на федеральном уровне...

Другую сторону медали отношений обозначил начальник управления внешнеэкономической деятельности Витебского облисполкома Александр Тихонов. При всех плюсах, которых предостаточно, есть вопросы. Среди них периодические ограничения поставок белорусской продукции на российский рынок. На его взгляд, назрело время иначе подходить к понятию «отечественный производитель», применяя его в целом к субъектам хозяйствования Союзного государства:

– Создание кластеров – тоже тема для нас. Например, льняная отрасль. У каждого есть свои наработки, плюсы и минусы. Почему не объединить потенциал и усилия в поисках совместных рынков сбыта, подготовке кадров, внедрении новых подходов?

Материала для анализа болевых точек и принятия назревших решений много. Работа по гармонизации законодательства Беларуси и России в начале пути. Но если удастся пройти все этапы, как задумывается, то результат, без сомнения, послужит на пользу людям и делу.

Виолетта Дралюк, «Союз. Беларусь-Россия», 14 февраля 2018 г.