/ / Общественно-политические
08.02.2018

Тамара Красовская, депутат Палаты представителей: Эффективная занятость – залог достойного уровня жизни граждан

Одним из приоритетов государственной политики Республики Беларусь является обеспечение достойного уровня жизни граждан.

Тамара Красовская, депутат Палаты представителей

Эффективная занятость вносит существенный вклад в экономическое и социальное развитие государства. Помимо той важнейшей роли, которую занятость играет в обеспечении благосостояния отдельного человека, она представляет собой залог решения многих более широких социальных задач, включая рост производительности экономики и социальной сплоченности. Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом в Республике Беларусь, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня зарегистрированной безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием регионов с высокой напряженностью на рынке труда.

В 2017 году в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 242,5 тыс. чел., из них зарегистрированы безработными 156,9 тыс. человек (93,6 %). Число свободных рабочих мест по сравнению с концом 2016 года увеличилось на 49,6 % и на конец 2017 года составило 53,9 тыс. вакансий. В результате реализации активных мер политики занятости снизилась продолжительность безработицы с 4,2 на 2016 года, до 4 месяцев на конец 2017 года.

В результате реализации мероприятий Государственной программы уровень зарегистрированной безработицы на конец 2017 года составил 0,5 % от численности рабочей силы, снизился по сравнению с концом 2016 года на 0,3 % процентных пункта (0,8 %). На 1 января 2018 года на учете состояло 22,9 тыс. безработных (на 35,3 % меньше, чем на 1 января 2017 г.).

Коэффициент напряженности на рынке труда республики снизился с 1,0 на 1 января 2017 г., до 0,4 на 1.01.2018 г. (численность безработных на одну вакансию).

Оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с оказанием финансовой поддержки путем предоставления субсидий в январе – декабре 2017 г. – 1845 безработным. Из общего количества безработных, получивших финансовую поддержку для организации самозанятости, 322 человека проживают в сельской местности, 451 человек – в малых городах. Прошли обучение основам предпринимательской деятельности 949 человек или 51, 4 % от получивших финансовую поддержку. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 10 337 безработных. Забронировано 21 240 рабочих мест для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения.

В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 136 семьям безработных (112,4 %).

В ходе модернизации и структурной трансформации экономики идет процесс высвобождения работников, имеет место проблема неполной занятости. Это требует своевременного формирования условий, которые обеспечат возможность работать каждому, кто хочет и может трудиться. Для решения поставленной задачи необходимо принятие органами власти исчерпывающих мер, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и стимулирование к трудовой деятельности граждан. На это направлен Декрет Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь», и в первую очередь на активизацию деятельности органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости по отношению к тем гражданам, которые действительно хотят работать, проведению мероприятий для ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечению легализации трудовой деятельности и на выход из тени тех, кто занимается скрытой занятостью.

Для оказания гражданам максимального содействия в трудоустройстве предусмотрено создание и ведение в республике базы данных трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике. База данных граждан будет использоваться местными исполнительными и распорядительными органами для решения всех задач по реализации Декрета.

Проведение политики содействия занятости населения являются одними из основных показателей качественной работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.

В этой связи определены основные направления работы местных исполнительных и распорядительных органов, а именно:

– предусмотрено установление поквартальных значений прогнозных показателей в области содействия занятости населения на республиканском, областном и районном уровнях, а также для городов областного подчинения.

Глава Государства неоднократно подчеркивал, что документ должен быть сбалансированным. «С одной стороны, людям дать возможность трудоустроиться, с другой стороны, заставить работать тех, кто сегодня может, но не хочет».

Декретом вводится понятие «территории с напряженной ситуацией на рынке труда». Ежегодно будет утверждаться перечень таких территорий.

Будут созданы местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующие комиссии, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

Предполагается, что на основании примерного положения о комиссии, которое будет определено Советом Министров Республики Беларусь, районные(городские) исполнительные комитеты утверждают положение о комиссии конкретного региона с учетом социальных, демографических и экономических особенностей региона.

В прошлом году работа по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве была выстроена в новом формате. К работе местных органов власти по решению проблем занятости населения активно подключились депутаты.

Сегодня Декрет представляет комиссиям более широкие полномочия, в том числе по принятию решений о наличии трудной жизненной ситуации конкретного человека.

Для реализации документа Правительством будет принят ряд постановлений, которыми планируется определить порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

Кроме того, предусматривается принятие мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; а также на активизацию деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

Сегодня главными в реализации Декрета должны стать современные тенденции на рынке труда, меры по улучшении деловой среды и условий ведения бизнеса, а также вопросы создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения, влияние принимаемых нормативных правовых актов на либерализацию бизнеса и активность субъектов предпринимательской деятельности, использование имущества при создании новых рабочих мест.

Основные решения по улучшению и либерализации условий ведения бизнеса уже приняты. В стране системно развернута работа по созданию новых рабочих мест.

В прошлом году был принят серьезный пакет документов по либерализации условий ведения бизнеса в Беларуси. Одна из ключевых функций – также способствование занятости населения, но уже через вовлечение в организацию собственного дела. В этой связи особенно стоит отметить указы о регулировании деятельности физических лиц, ремесленной деятельности и развития агроэкотуризма. Они расширили существующие ранее перечни видов деятельности, предоставляя возможности гораздо более широкому числу граждан реализовать свой потенциал.

Дополняя комплекс выше указанных государственных мер по поддержке предпринимательской инициативы, обсуждаемый Декрет будет способствовать формированию в республике условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в легальном трудоустройстве или легальной самозанятости.

В целом Декрет предполагает поэтапную работу с населением в целях решения проблем вовлечения незанятого трудоспособного населения в экономику. Дальнейшие шаги по реализации декрета станут своего рода барометром эффективности работы местных властей.

На первом этапе основное внимание будет уделено вопросам содействия в трудоустройстве, а также работе, направленной на повышение эффективности выявления трудоспособных незанятых граждан, где в основу заложен принцип индивидуального подхода, к каждому человеку, в конкретной его жизненной ситуации. Например, граждане, которые хотят работать, но попали под сокращение, в том числе в связи с оптимизацией структуры и численности организации, а также те, с кем были прекращены контракты в связи с истечением срока его действия, не будут являться незанятыми в экономике.

Сегодня законодательством предусмотрены дополнительные гарантии в области содействия занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: дети-сироты, люди с ограниченными возможностями, освобожденные из мест лишения свободы, лица предпенсионного возраста и иные уязвимые категории граждан.

Усиление социальной направленности отраслевой структуры занятости предполагается на основе создания развитой социальной инфраструктуры (прежде всего, в сельской местности), расширения системы подготовки кадров в учебных заведениях, исходя из потребностей сферы услуг и т.д.

Мы видим, как важно в современных условиях формировать потребности экономики в кадрах по профессионально-квалификационным группам. А для этого нужен достоверный прогноз потребности в трудовых ресурсах по отраслях экономики. Эта информация будет постоянно актуализироваться и направляться в Министерство образования и другим учредителям учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.

Также, в условиях модернизации организаций будет совершенствоваться действующие нормы труда и другие отрасли права, над совершенствованием которых сегодня работают Правительство, Парламент, учитывая международный опыт, мнение органов местного управления, представителей науки, бизнеса, неправительственных организаций и молодежи.

Подводя итог, хочу отметить, что Декрет Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» решает комплекс задач, направленных на улучшение жизни людей, каждого человека, каждой семьи и нашей страны. Поэтому соблюдение и правильная практика применения данного документа и в целом законодательства о занятости населения Республики Беларусь – залог нашего успеха в решении всех поставленных задач.

Тамара Красовская, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)