/ / Общественно-политические
29.12.2018

Ирина Костевич – о столетнем юбилее системы органов по труду и соцзащите, идеальной модели семьи и стратегии активного долголетия

Формула счастья среднестатистического белоруса звучит так: будет достойная работа – будет и все остальное. Поэтому при такой логике от ситуации на кадровом рынке зависит очень многое. Накануне праздников мы встретились с министром труда и соцзащиты Ириной Костевич, чтобы из первых уст узнать, какие перемены ожидают в следующем году всех работающих, пенсионеров, молодых родителей и, конечно же, ветеранов. Ирина Анатольевна рассказала нам обо всех преобразованиях, которые произойдут во вверенной ей сфере.

Ирина Костевич, Министр труда и социальной защиты

Каждому по труду

– Ирина Анатольевна, не могу удержаться и не задать, наверное, ключевой вопрос: какой, на ваш взгляд, будет ситуация на рынке труда в наступающем году?

– Спешу вас успокоить, в ближайшей перспективе она существенных изменений не претерпит. Проводимая политика в области содействия занятости позволит сохранить сложившиеся положительные тенденции, такие как увеличение спроса на рабочую силу, снижение уровня безработицы и напряженности на рынке труда.

Конечно, за этот год у нас заметно сократилось количество безработных, считаемых такими в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ). По этим данным, безработица снизилась на один процентный пункт – с 5,8 процента в 2017 году до 4,8 в текущем. Аналогичная картина и по официально зарегистрированным безработным. Их уровень на 1 декабря этого года составляет всего лишь 0,3 процента против 0,6 за аналогичный период прошлого года. По сравнению со странами-соседями, это совсем невысокий показатель.

Причиной таких положительных тенденций стало оживление экономики. Компании активнее готовы нанимать людей – растет спрос на рабочую силу. В январе в общереспубликанском банке вакансий была информация о наличии 54 тыс. вакансий, а в декабре насчитывалось уже 79 тыс. свободных рабочих мест, что на 46 процентов больше. Большинство вакансий, предоставленных нанимателями, относится к рабочим профессиям – 65 процентов. В лидерах по востребованности – водители, продавцы, повара, каменщики, швеи. При этом достаточно вакансий и для специалистов, самые востребованные из них – инженеры, специалисты в области информационных технологий и другие.

В этом году мы начали внедрение электронной ярмарки вакансий. Это современный механизм, который позволяет в онлайн-режиме обеспечить живой и активный диалог нанимателя с соискателем работы. Первый пилотный проект прошел в декабре в Минске. Результаты, скажу вам, неплохие. Так что в 2019 году масштабируем такой формат работы на регионы.

Перемены для бюджетников

– Президент 3 декабря на совещании с руководством Совета Министров анонсировал грядущие изменения в системе оплаты труда работников бюджетной сферы, готовится проект указа. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– За период своего существования, а это с начала 2000-х годов, действующая система оплаты труда бюджетников претерпела множество точечных изменений, которые, с одной стороны, были направлены на решение конкретных текущих задач, но с другой – привели к ее значительной разбалансировке. В результате мы имеем достаточно сложную систему оплаты труда. Назрела необходимость ее комплексного пересмотра, что и предусмотрено проектом указа, о котором говорил Президент. Основными концептуальными подходами в этом направлении являются отказ от действующих многочисленных видов выплат и упрощение структуры заработной платы, переход от тарифной ставки первого разряда к базовой ставке, размер которой планируется приблизить к бюджету прожиточного минимума, расширение прав руководителей госорганов и бюджетных организаций по применению наиболее эффективных методов стимулирования труда работников, учитывающих специфику и общественную значимость труда каждого человека.

Реализацию новых подходов в оплате труда бюджетников планируется осуществить с 1 января 2020 года. В связи с этим в 2019-м нам предстоит проделать серьезную подготовительную работу, которая будет включать в себя не только изменение соответствующей нормативной правовой базы, но и проведение развернутой информационно-разъяснительной работы среди работников бюджетных организаций с участием СМИ, республиканских органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов.

Пенсионный вопрос

– Что стоит предпринять работникам, чтобы быть уверенными в получении пенсии при выходе на заслуженный отдых?

– Наших граждан хотелось бы сориентировать на продолжение активной трудовой деятельности. Ее длительность и легальный заработок, с которого уплачивались пенсионные взносы, по-прежнему будут существенно влиять на размер будущей пенсионной выплаты. Нелишним будет запрашивать в Фонде социальной защиты населения выписку из индивидуального лицевого счета с информацией о периодах и взносах, уплаченных работодателем. Стоит задуматься о возможности самому повлиять на уровень дохода в старости – участвовать в программах добровольного пенсионного страхования, предлагаемых страховыми организациями.

– Будут ли изменяться требования к минимальному стажу работы с уплатой взносов для назначения пенсии?

– Как это предусмотрено законодательством, страховой стаж будет ежегодно возрастать на 6 месяцев. В 2018 году он составляет 16,5 года и увеличится до 20 лет к 2025 году. Все посильные для пенсионной системы исключения уже сделаны, социально уязвимым категориям пенсия по возрасту назначается при страховом стаже 5-10 лет.

При недостаточности стажа можно и нужно продолжить трудовую деятельность, доработать стаж и назначить пенсию позднее. Относительно низкий пенсионный возраст это позволяет. Органы занятости готовы оказать содействие в поиске работы.

– Есть ли данные о том, сколько у нас в стране человек получают более высокую пенсию за более позднее обращение за ней?

– Увы, но таких пенсионеров у нас не так много – всего лишь 6 тысяч.

– Уже сейчас почти 15 процентов жителей страны старше 65 лет. И, как и население всей Западной Европы, мы неуклонно стареем. В одном из интервью вы говорили, что планируется разработка целой стратегии активного долголетия. Что она предполагает?

– Демографическая ситуация Беларуси характеризуется долгосрочным и прогрессирующим процессом старения населения. По прогнозам, к 2030 году удельный вес жителей страны в возрасте 65 лет и старше будет более 20 процентов. Это обуславливает необходимость развития госполитики в интересах пожилых граждан, создания условий для их социальной интеграции, реализации человеческого потенциала, осуществления ими полноценной жизнедеятельности и участия в различных сферах жизни общества. В связи с этим принято решение о разработке в 2019 году Национальной стратегии в интересах пожилых граждан. Она затронет все аспекты жизнедеятельности пожилых людей – здоровье, физическую активность, туризм, образование на протяжении всей жизни, формирование безбарьерной среды, пенсионное обеспечение, занятость, социальное обслуживание и социальную поддержку. Ну и, конечно же, преодоление общественных стереотипов, связанных со старением.

Экспертную поддержку стране по разработке национальной стратегии окажет Рабочая группа по проблемам старения Европейской экономической комиссии ООН. Это будет делаться с учетом мировой практики.

Выбираемся из демографической ямы

– В нашей стране всегда в приоритете были вопросы демографии. Эксперты ныне констатируют сложности в этой сфере. Насколько ощутимые результаты дали шаги, предпринятые государством по увеличению рождаемости и росту числа многодетных семей?

– Как подчеркивал Президент, государство на семье никогда не экономило. Вопросы поддержки семьи рассматриваются в контексте демографической безопасности. Поэтому в период реализации национальных программ демографической безопасности с учетом демографических прогнозов приняты ударные меры поддержки семей.

Сегодня мы наблюдаем процесс снижения рождаемости, но на это имеются объективные причины. Сейчас в репродуктивный возраст вступает малочисленное поколение 1990-х годов рождения, периода «демографической ямы». Снижение числа потенциальных матерей напрямую влияет на количество рожденных детей. И, по прогнозам, каждые пять лет численность женщин репродуктивного возраста будет снижаться на 4-5 процентов. И мы понимаем, что своевременно принятые в 2012–2017 годах меры, направленные на рождение вторых, третьих детей в семьях, сегодня нивелируют это снижение рождаемости, которое могло бы быть значительно более резким.

Какой же результат? У нас действует разветвленная система господдержки семей, воспитывающих детей. За последние годы кардинально пересмотрены пособия; приняты значимые меры в жилищно-кредитной политике в отношении многодетных и молодых семей с двумя детьми; введены новые социальные услуги для семей с детьми; с 2015 года действует программа семейного капитала.

Есть изменения в структуре рождаемости. К примеру, у нас ежегодно увеличивается количество детей, рожденных вторыми и последующими. В 2017 году доля вторых и последующих детей в общем количестве родившихся составила уже около 60 процентов, для сравнения: в 2010-м – 48 процентов. То есть однодетность перестает быть превалирующей характеристикой белорусских семей, что очень важно.

Социологическое исследование «Формирование семьи, стабильных семейных отношений и рождаемость в меняющихся социально-экономических условиях жизни белорусов» показало, что самый высокий уровень счастья отмечается у полных семей с детьми. Это созвучно идеальной модели семьи, которая была обозначена участниками международного форума «Святость материнства», который прошел в Минске в ноябре. Идеальная семья – это семья с обоими родителями, которые состоят в зарегистрированном браке, многодетная, с тремя и более детьми, материально и морально благополучная. Семья, отношения в которой строятся на взаимном уважении и любви, поддержке и заботе друг о друге. И к этой модели мы должны стремиться.

– Вы уже упомянули, что одной из знаковых мер долгосрочной поддержки многодетных семей с 2015 года у нас стал семейный капитал. Однако программа эта рассчитана до 31 декабря 2019-го. Планируется ли ее продлить и как-то видоизменить? В частности, позволить воспользоваться деньгами раньше наступления 18-летия третьего ребенка?

– Семейный капитал – это кардинально новая мера в системе социальной поддержки семей. И мы работаем над вопросами, которые вы обозначили. Если наши предложения будут поддержаны, система семейного капитала будет модернизирована. Но конкретные наработки обсуждать пока рано.

Досрочно сегодня средства семейного капитала могут использоваться только по одному направлению – на получение членом (членами) семьи платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения в порядке и по перечню, определяемым Минздравом.

В целом на 1 декабря текущего года в Беларусбанке открыто 61,6 тыс. депозитных счетов на общую сумму свыше 616 млн долларов.

Громкий юбилей

– Скоро праздник – 5 января 2019 года система органов по труду и социальной защите будет праздновать 100-летие. Назовите, пожалуйста, самые важные достижения системы соцслужбы за век ее существования.

– Если говорить о конкретных достижениях, то хотела бы выделить несколько направлений. Это прежде всего построение многофункциональной системы социального обслуживания и государственной адресной социальной помощи. Пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются в ситуации, требующей помощи и поддержки. Традиционной формой соцобслуживания, сложившейся еще в начале прошлого века, были дома-интернаты, в которых находили приют одинокие немощные люди. Сегодня граждане, нуждающиеся в постоянной посторонней помощи, могут также воспользоваться услугами домов-интернатов. Их в системе 80, где проживают 19 тыс. человек. Услуги по проживанию предоставляются не только на постоянной основе, но и на временной (до 1 года) или краткосрочной (до 1 месяца). Для семей, воспитывающих детей-инвалидов, предоставляются услуги социальной передышки. Развиваются услуги для проживания в условиях повышенной комфортности.

С середины 1980-х годов стала развиваться система социальной помощи на дому, основным принципом которой является оказание поддержки пожилым людям и инвалидам, способствующей их самостоятельному проживанию в привычных домашних условиях. Сегодня соцуслугами на дому охвачено более 90 тыс. нетрудоспособных граждан.

В 1990-х годах на базе отделений соцпомощи на дому стали создаваться территориальные центры, которые с 2004 года играют ведущую роль в системе социального обслуживания страны. В настоящее время это 146 территориальных центров социального обслуживания населения, в которых работают отделения дневного пребывания инвалидов и пожилых граждан, круглосуточного пребывания, сопровождаемого проживания, «кризисные» комнаты, салоны «Милосердие», социальные пункты. Всего услугами центров воспользовалось более 370 тыс. человек.

– Важным направлением социальной защиты населения и значимым фактором повышения качества жизни малообеспеченных граждан стала государственная адресная социальная помощь (ГАСП), которая была введена еще 2001 году.

– Совершенно верно. За 18 лет функционирования система ГАСП эволюционировала от одного до 4 видов социальных пособий: ежемесячного социального пособия; обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни; единовременного социального пособия; социального пособия для возмещения затрат на приобретение жизненно важных средств гигиены нуждающимся в них гражданам. За 9 месяцев 2018 года получателями ГАСП стали более 230 тыс. человек, а сумма помощи составила почти 70 млн рублей.

В сфере семейной политики важнейшие достижения – отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и система государственных пособий при рождении и воспитании детей. Наша страна – одна из немногих, где сохранен отпуск такой продолжительности с выплатой пособия за весь этот период. Размер пособия по уходу за ребенком составляет 35-40 процентов средней по стране зарплаты в зависимости от очередности рождения ребенка.

Система госпособий семьям при рождении и воспитании детей постоянно развивается. Последние изменения внесены в 2017 году, они позволили существенно усилить поддержку семей с детьми-инвалидами. Системой всех видов пособий охвачено более 520 тыс. детей. Расходы на эту систему только в 2018 году составят 2,4 млрд рублей, это более 2 процентов ВВП.

Нельзя не отметить достижение национальной пенсионной системы – ее устойчивость и своевременность выплат пенсий. И это должно сохраниться и в перспективе. В системе пенсионируется 2,6 млн человек, или 27 процентов от численности населения страны. Расходы на выплату всех видов пенсий в текущем году составят 10,6 млрд рублей, или 9 процентов ВВП.

Особое внимание и забота государства адресованы ветеранам Великой Отечественной войны. Увы, с каждым годом их ряды редеют. Самым молодым участникам и инвалидам войны сегодня 92 года, самым молодым подпольщикам и партизанам – 87 лет. Сегодня в стране проживает чуть более 7 тыс. ветеранов ВОВ, около 16 тыс. человек, пострадавших от ее последствий. Этим людям предоставлены различные виды социальной помощи и обслуживания, льготы в сфере здравоохранения, по проезду на транспорте, в жилищной сфере. С учетом особого статуса к их пенсиям установлены повышения в размере от 50 до 500 процентов минимального размера пенсии по возрасту. Размер пенсии ветеранов войны составляет от 500 до 740 рублей. На постоянной основе обследуются материально-бытовые условия их жизни, всем нуждающимся оказывается необходимая помощь (ремонт квартир, домов, надворных построек, печей, электропроводок, сантехнического, газового, электротехнического оборудования).

Следующий год ознаменован празднованием 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. С целью дополнительной материальной поддержки ветеранов войны и граждан, пострадавших от последствий войны, в настоящее время министерство работает над проектом указа Президента об оказании им единовременной материальной помощи.

Задача – дойти до каждого

– По каким направлениям продолжится развитие системы социального обслуживания?

– Приоритетным направлением является расширение стационарозамещающих форм работы с нетрудоспособными гражданами, семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Этот подход согласуется с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов. В некоторых регионах уже сегодня услуги по уходу за пожилыми людьми оказываются в отделениях дневного пребывания территориальных центров. Такая практика должна расширяться. Необходимо создавать условия для безопасного пребывания пожилых людей, особенно с деменцией, в течение дня в территориальных центрах. Их дети должны спокойно трудиться, будучи уверенными, что родители под присмотром, им вовремя напомнят о необходимости принять лекарство, измерить давление, они не в одиночестве.

В стационарных условиях должны проживать только те граждане, которые действительно не могут обходиться без круглосуточного ухода и для которых организовать такой уход на дому не представляется возможным. Задача – дойти до каждого. Ни один человек, нуждающийся в помощи, не должен остаться без внимания со стороны государства.

– Скоро Новый год. Есть ли в вашей семье традиции, связанные с этим праздником? Где и как вы его будете встречать?

– Новый год для меня – праздник семейный. Всегда встречаю дома в кругу самых близких – родителей, любимого мужа, детей (а их у меня, можно сказать, уже трое – дочурка, сынок и невестушка), моего брата с его многочисленной семьей. Такая дружная команда – нас 14 человек – каждый год под бой курантов желает друг другу здоровья и счастья. Надеюсь, молодежь нас не подведет и с каждым годом наша веселая компания будет только увеличиваться.

ЛИЧНОЕ ДОСЬЕ

1967 – родилась в Минске.

1989 – окончила Белорусский государственный институт народного хозяйства имени В. В. Куйбышева.

2002 – окончила Академию управления при Президенте.

2008–2015 – работала первым заместителем председателя Национального статистического комитета.

С января 2015 была заместителем Министра экономики

14 марта 2017 назначена Министром труда и социальной защиты.

Юлия Статкевич, «Рэспубліка», 29 декабря 2018 г.
(фото 
– БЕЛТА)