/ / Общественно-политические
19.12.2018

Какие меры в борьбе с коррупцией являются наиболее эффективными

Татьяна Сайганова, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по бюджету и финансам:

Коррупция

– Чтобы определить способы борьбы с коррупцией, необходимо разобраться в причинах ее возникновения. Проанализировав мировой опыт в этой области, можно выделить 3 основные причины: низкая заработная плата чиновников высшего ранга; бюрократия; несовершенная законодательная база и неэффективные действия госоргана.

Если посмотреть, как обстоят дела в нашей стране, то по первому пункту, считаю, у нас заработная плата чиновников вполне соизмерима (для нынешнего уровня развития экономики) с доходами банкиров, адвокатов и бизнесменов. Также, по моему мнению, в Республике Беларусь создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • закон «О борьбе с коррупцией»;
  • Декрет Президента Беларуси № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
  • закон «О государственной службе» в Республике Беларусь;
  • Декрет Президента Беларуси № 7 «О развитии предпринимательства».

А вот по второму пункту нам есть над чем работать. Здесь самое главное–создание полноценного электронного правительства, перевод на электронную основу всей процедуры принятия решений. Замена бумажного документо­оборота электронным должна быть полной и касаться всех аспектов принятия решений и дискуссий, которые должны вестись в управленческих чатах. Решения в этом случае будут принимать гораздо быстрее и, что важно, с вечным хранением связанной с ними информации. А контро­леры получат свободный и незаметный для проверяемых доступ к их деятельности.

Прозрачность принимаемых решений, наличие большого количества контуров обратной связи–именно это ограничит коррупцию. В мировом рейтинге Респуб­лика Беларусь относится к группе стран, имеющих большой потенциал и демонстрирующих динамику развития информационно-коммуникационных технологий. В Стратегии развития информатизации в Респуб­лике Беларусь на 2016-2022 годы одна из задач – вхождение в число 50 стран в индексе электронного участия ООН. При этом доля административных процедур и государственных услуг, оказываемых в электронном виде в 2022 году, должна составить не менее 75 %.

У нас внедряют электронные сервисы налогового администрирования, развивается система электронных торгов в госзакупках. В текущей пятилетке запланирован перевод наиболее востребованных административных процедур в электронный формат. Все чаще на официальных сайтах появляются проекты нормативных актов для общественного обсуждения. Есть планы развивать площадки для обмена мнениями граждан, публиковать проекты для обсуждения и предложения минчан, которые городские власти должны рассмотреть. Принятие прорывного Декрета Президента Беларуси № 8 «О развитии цифровой экономики»тоже очень важный шаг для развития информатизации у нас в стране. Если анализировать способы борьбы с коррупцией в других странах, то мне понравился опыт Китая, где для высокопоставленных чиновников организовывают посещение тюрем, где отбывают наказание взяточники.

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам:

– Несколько раз совершенствовали соответствующий закон, вносили важные изменения. Одним словом, делается немало. Но иногда правонарушения, которые трактуются как коррупционные преступления, скорее можно отнести к бытовым. Это не воровство огромных сумм из бюджета, а принятие неправильных решений теми, кто пошел по скольз­кой дорожке.

Возьмем, к примеру, врачей, которых обвиняли во взятках. Мне кажется, коррупция – это то, что размывает силу государства. В отличие от чиновников высокого ранга или представителей правоохранительных органов те же медики, учителя не наделены властными полномочиями, степень их влияния на безопасность государства не столь высока. Я, конечно, не оправдываю получение подарков либо денег за выполнение прямых профессио­нальных обязанностей, но называть их коррупционерами тоже не совсем правильно. На мой взгляд, довольно важный на сего­дняшний день метод борьбы с коррупцией – формирование абсолютно непримиримой позиции по отношению к противозаконным способам решать разного рода вопросы, в частности к взяточничеству. Почему часто на это идут представители бизнес-структур или промышленных предприятий? Им кажется, что издержки будут меньше, если сумеешь удачно поднести или подмазать, нежели когда идешь законным путем. Но если все механизмы принятия важных решений будут прозрачными, четко прописанными, а в обществе укрепится понятие, что, давая взятку, мы разрушаем наше государство, лишаем его силы, думаю, исчезнут фундамент и подпитка коррупции. Это то, к чему мы будем стремиться, чего достигнем рано или поздно.

Касательно карательных мер, у нас довольно эффективное законодательство, где-то даже чрезвычайно жесткое. Но мы тоже должны понимать: чем жестче законы, тем дороже обходится государству эта борьба. Поэтому, думаю, и важна просветительская работа, формирование таких ценностей, чтобы никому и в голову не приходило нарушать закон.

Алексей Сокол, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике:

– На законодательном уровне у нас созданы практически все нормативно-правовые акты, которые обеспечивают профилактику коррупционных действий. По моему мнению, это самое главное. Не случайно законы, указы и декреты, принятые в Беларуси в последнее время, положительно оценены международной неправительственной организацией Transparency International, составляющей показатель с целью отражения оценки уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по 100-балльной шкале примерно в 180 странах.

Это говорит о том, что у нас эффективно проводятся и профилактическая, и оперативная работа. В 2016 году мы были на 79 месте, но за последний год на 10 или 11 пунк­тов поднялись, динамика четко прослеживается. Если брать статистику по стране, то коррупционные преступления составляют не более 2 % от общего числа. На мой взгляд, сравнительно немного. Просто благодаря СМИ население хорошо информировано о том, как проводится борьба с этим злом.

На снижение количества коррупционных преступлений, безуслов­но, повлиял Указ Главы государства о значительном уменьшении административных процедур. Изменены порядок или требования пожарного надзора, нами были внесены изменения в закон о противодействии монополистической деятельности, принят в 2-м чтении очень важный закон о государственных закупках, на которые в Беларуси ежегодно выделяют около 5млрд долларов. Впредь вся информация, связанная с ними, должна быть в открытом доступе, в Интернете.

По нашей с коллегой инициативе будут внесены важные изменения в закон «Об инвестициях». Все это и ряд других мер поможет еще успешнее бороться с разного рода коррупционными злоупотреб­лениями. Если же говорить о том, что еще поможет бороться с коррупцией, думаю, необходимо повышать статус государственного служащего. Он должен быть профессиональным менеджером и безоговорочно ставить государственные интересы выше собственных. И здесь очень важны не только его знания, опыт, но и личностные качества.

Конечно, качественное формирование кадрового резерва –задача непростая, однако абсолютно необходимая. Да, эти люди проходят жесткий отбор по профессио­нальным качествам, но ведь не каждый из них, к сожалению, способен брать на себя ответственность, принимать непростое решение в интересах государства, не увязнув при этом в болоте бюрократизма.

Я, как многие коллеги и сограж­дане, полагаю, что управленец высокого уровня должен получать достойную и довольно высокую заработную плату. У него, как правило, ненормированный рабочий день, зачастую он работает по выходным, наконец, по закону о госслужащих не имеет дополнительного дохода.

Если резюмировать вышесказанное, борьба с коррупцией у нас, на мой взгляд, отлажена неплохо. Повышенное внимание нужно уделять профилактике злоупотреблений и разъяснительной работе, соблюдению норм, уже заложенных в законодательстве.

« Минский курьер», 18 декабря 2018 г.