/ / Общественно-политические
07.08.2018

Вся зарплата в одной базе: Бизнес готов делиться информацией, но кто оценит экономический эффект?

Бизнес готов представлять данные о зарплате, но хочет, чтобы информационный обмен был необременительным для субъектов хозяйствования.

база данных

Администрирование бизнеса – недешевый и непростой процесс. И Министерство по налогам и сборам далеко не единственное, которому предприятия обязаны представлять разнообразные данные. Каждое ведомство хотя бы чуть-чуть, но хочет своей доли пирога и, так сказать, делегирует «вниз» обязанность по сбору первичной информации. А нерадивым грозит дубинкой штрафа. И когда на Республиканском клубе директоров обсуждали стратегию будущей фискальной политики, в один из моментов дискуссия сместилась в сторону комплексной стоимости администрирования. И возможностей его удешевления.

В принципе, бизнес-то готов делиться информацией. Берите любые данные. Не жалко. Только выдвигает два основных требования: обеспечить соответствующую защиту конфиденциальной и коммерческой информации и сделать информационный обмен фирм и государственных органов необременительным для субъектов хозяйствования. Ведь каждое ведомство хочет получить свой кусочек данных. «У меня целый сейф стоит с учетными карточками военнообязанных», – на известном примере объясняет проблему предприниматель и председатель ОО «Белорусский союз налогоплательщиков» Анатолий Труханович. Впрочем, нравится или нет, но к «армейским» требованиям все привыкли и смирились. Возбуждение директоров вокруг проблемы администрирования спровоцировало нововведение: обязанность сообщать информацию о доходах своих работников. Соответствующую базу данных планирует создать Министерство по налогам и сборам. Заместитель Министра ведомства Элла Селицкая сообщила: уже есть возможность подключиться к системе в тестовом режиме и обкатать свои корпоративные системы автоматизации.

Но бизнес очень критично настроен к необходимости заполнять новые формы. Да и зачем? Ведь ряд данных о начисленной зарплате он уже отправляет в Фонд социальной защиты населения. В ней необходимо добавить одну-две графы, и отпадет необходимость создавать новую анкету. И предприниматели задаются вопросом: неужели Министерство труда и социальной защиты с Министерством по налогам и сборам не могут наладить информационный обмен? Если сложности возникают, пускай обратятся в Парк высоких технологий. Там работают одни из лучших программистов на планете. Вроде бы должны разобраться с базами данных, чтобы и у ведомств была нужная информация, и предприятиям не пришлось множество формуляров заполнять.

Элла Селицкая парировала: у многих, если почти не у всех компаний бухгалтерский и управленческий учет автоматизирован. Надо «подправить» корпоративное ПО, и лишних трудозатрат не потребуется.

По поводу отсутствия издержек с замминистра принципиально не согласился Анатолий Труханович. Программисты просто так работать не будут. Модернизация «софта» обойдется в несколько сотен рублей. Возможно, и больше. Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец не возражал: государство имеет право знать о доходах своих подданных. Но какие выгоды от этого получит страна? И засомневался: а не будут ли издержки бизнеса выше, чем экономический эффект от этого проекта? По его убеждению, не мешало бы все посчитать, решить простое неравенство и действовать уже исходя из результата. Глава БНПА непрозрачно намекал: если благодаря базе данных доходов МНС доначислит физлицам на «копейку» налогов, а на создание системы придется потратить несколько рублей, то игра не стоит свеч. По крайней мере, с экономической точки зрения.

Заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко заметил: информация о благосостоянии людей нужна не для фискального использования. Она необходима для справедливого формирования пакетов адресной социальной помощи. Например, выделения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Правда, почему в этом случае исключается оценка экономического эффекта, не совсем понятно. А до конца тема оказалась не раскрыта.

Локальная проблема отразила общую: определенную лоскутность информационной системы, прорехи в обмене информацией между различными ведомственными базами данных. И в итоге автоматизация и цифровизация выливаются в рост издержек для субъектов хозяйствования. Увы, вопрос о национальных стандартах в области корпоративной автоматизации уже вроде бы перезрел, но еще не снят с повестки дня. Возможно, эту задачу решит в недалеком будущем новое Министерство цифровой экономики.

Владимир Волчков, «Рэспублiка», 7 августа 2018 г.