/ / Общественно-политические
03.08.2018

Утоли мои печали, «Натали...»: Когда вернут деньги клиентам туристической компании «Натали Турс»

Когда директор российской туркомпании «Натали Турс» объявил об аннулировании сотен туров, то сразу пообещал: деньги туристам вернем. Прошел уже месяц со дня заявления, а ситуация так и остается напряженной. Клиенты российского туроператора «Натали Турс» обеспокоены тем, что турфирма не начинает возврат денег за неиспользованные туры и не реагирует на претензии и запросы, затягивая процесс. В качестве ответа туроператор отделывается фразой перед своими российскими партнерами, что деньги вернут «в рамках здравого смысла». Интересно, на какой срок можно оказаться за решеткой за такие фокусы – согласно тому же здравому смыслу?

Туризм

По белорусским законам вернуть деньги за сорванный отдых должна фирма, продавшая туристам путевки. «Натали Турс» в нашей стране работала преимущественно с юридическими лицами, теперь ответ перед белорусами, которые не улетели к морю и лишились отпускных, приходится держать турагентствам. Которые, между прочим, получали лишь небольшие комиссионные. Остальные деньги уходили в Москву. Сумма компенсаций, которые должен выплатить нашим агентствам туроператор «Натали Турс», составляет около полумиллиона евро. Продали туристам путевки этого туроператора около сотни белорусских компаний. По закону в течение 14 дней, если тур не состоялся, агентство должно выплатить деньги или отправить клиента в другой тур. При этом купить его нужно за свой счет и ждать компенсации от туроператора.

Директору туристического агентства «Малибу-тревел» Наталье Мойсеенко пришлось купить своим туристам вместо сорванных поездок от «Натали Турс» путевки за свой счет. Теперь она никак не может получить свои 4 тысячи евро от туроператора: «Они прислали нам официальное письмо, в котором пытаются объяснить, что выплата денег зависит от третьей фирмы, с которой у «Натали Турс» подписан договор». Наталья не стала ждать у моря погоды и через пару недель после сообщения об аннулировании туров лично поехала в офис компании. Однако все двери были закрыты, а телефоны недоступны. Через несколько дней ей все же удалось дозвониться до директора, которая призналась ей, что уволила всех сотрудников и сейчас занимается юридическими вопросами. 24 июля Мойсеенко написала заявление в Следственный комитет и РУВД, приложив все необходимые документы. Она говорит, что не уверена, что вся эта история – не намеренное мошенничество: «За пару дней до аннулирования туров именно о них присылались заманчивые предложения по очень низким ценам. А еще чуть раньше турагентства приглашались на бизнес-завтраки, которые были организованы в дорогих ресторанах. Сложно поверить, что компания, которая чувствовала свои приближающиеся финансовые сложности, шла на такие расточительные шаги».

Мы позвонили в офис белорусского представительства «Натали Турс» на улице Короля. Однако мобильные телефоны туркомпании оказались недоступны, информация с сайта исчезла, а по городским телефонам и вовсе никто не отвечал. «Они перешли к этапу ликвидации, из офиса мебель уже выносят», – рассказали мне в Республиканском союзе туристических организаций. Между тем, чтобы не остаться в долгах перед своими клиентами, туристические агентства, которые продали пакетные услуги от «Натали Турс», подали заявления в Следственный комитет. Теперь делом будут заниматься компетентные органы.

Интересно, что деньги у московского офиса на возврат средств туристам, судя по всему, имеются. Известно, что финансовая ответственность международной компании «Натали Турс» застрахована на 2,5 миллиона долларов плюс имеются средства фонда персональной ответственности в российской «Турпомощи» в размере 100 тысяч долларов. Однако так просто расставаться с деньгами туроператор не спешит. «Натали Турс» не хочет заявлять о банкротстве, соответственно не может быть задействован страховой механизм возврата денег туристам.

Светлана Исаенок, «СБ. Беларусь сегодня», 2 августа 2018 г.