/ / Общественно-политические
23.04.2018

Сегвеи просятся в ПДД: Для гироскутеров и сегвеев могут появиться правила дорожного движения

Пешеходам и велосипедистам придется потесниться. Не успел растаять снег, как на улицах появились любители всевозможных новомодных средств передвижения. По тротуарам и велодорожкам вовсю колесят гироскутеры, сегвеи, электросамокаты и даже моноколеса.

Сегвей

И в перспективе некоторые из них вполне могут составить конкуренцию привычным велосипедам, которых в Минске насчитывается уже около 800 тысяч (столько же, сколько и автомобилей). А значит, обязательно встанет вопрос о правилах их участия в дорожном движении.

– Для развития города это, безусловно, хорошо. Ведь люди начинают все активнее использовать средства передвижения более экологичные, чем общественный транспорт, не говоря уже про автомобильный. Да и зачастую более удобные, – отмечает Павел Горбунов, координатор проектов Минского велосипедного общества. – Скажем, легкий и компактный электросамокат отлично комбинируется с метро. С ним запросто можно спуститься в подземку и проехать часть расстояния на электричке.

Но где в городе найти место для этих «чудес техники»? Как вписать их в действующую дорожную сеть и обеспечить безопасность движения всем его участникам? Тем более что некоторые модели развивают немалую скорость.

– Можно пойти дорогой европейских стран, которые ввели классификацию в зависимости от скорости таких устройств. Меньше 5 км в час – могут передвигаться вместе с пешеходами. До 20 – уже с велосипедами, – высказывает мнение Юрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте. – Конечно, никто не будет измерять эту скорость. Вопрос просто в нахождении безопасной схемы движения.

В то же время есть ряд государств, где эксплуатацию определенных средств мобильности вообще запретили. Как на автомобильных дорогах, так и на тротуарах. Например, в Великобритании пользоваться гироскутерами можно только на частных территориях с разрешения их владельца. Неоднозначное отношение и к сегвеям. В Дании, Нидерландах, Швейцарии, Японии их относят к категории мопедов. А значит, управлять ими можно только с определенного возраста при наличии соответствующих водительских прав, страховки. В то же время есть города, где это средство передвижения используют, например, патрульные полицейские и почтовые работники. Популярно использование сегвеев в туризме, при этом они должны двигаться по пешеходным дорожкам или тротуару в определенных местах, а скорость – быть конструктивно ограниченной до 10 км/ч.

В нашей стране единого мнения экспертов в отношении новых средств мобильности пока нет. Возможно, их участь будет оговорена в ближайшей редакции ПДД. Пока же пользующиеся ими приравниваются к пешеходам...

Кстати

Для развития велодвижения в Минске должно появиться 500 км велосипедных путей. Это позволит существенно повысить «велосипедную» долю в потоке движения. Пока же сделано только 140 км, причем не все удачно. Между тем желающих пересесть на велосипеды и альтернативные средства мобильности становится все больше.

В кругу мнений

Павел Горбунов, координатор проектов Минского велосипедного общества:

– Гироскутеры, на мой взгляд, это скорее парковое развлечение для подростков, чем серьезный транспорт. Они ближе к пешеходному движению, поэтому их нахождение на велодорожках кажется мне проблематичным. В то же время электросамокаты, которые развивают скорость до 20–25 км в час, вполне могут быть на велоинфраструктуре. А вот электровелосипеды можно разделить на две группы. Со скоростью до 25 км в час приравнять к обычным велосипедам. А более быстрые – к мопедам. Место последних, конечно, на проезжей части. Вообще, дискуссия «кому где быть?» еще идет. Но главное, очевидно, что скоростных средств передвижения на тротуарах быть не должно.

Юрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:

– Пользователей прогрессивных средств передвижения с каждым годом становится все больше. А значит, надо искать для них место в городе. Где это возможно, вплетать в существующую инфраструктуру. Или строить новую. Проектировать каждую улицу с заделом на будущее. На проспекте Независимости в Минске, например, где довольно широкий тротуар, без проблем хватит места и пешеходам, и велосипедистам, и владельцам новомодных средств передвижения. А проезжая часть останется автомобилям. Если улица узкая – нужно искать компромисс. И уже сегодня, пока проблема не обострилась. Подготовить законодательную базу, прописать новые средства мобильности в ПДД – это вторично. Главное, реально обеспечить процесс безопасного движения.

Максим Самец, руководитель интернет-магазина Eco-board:

– Спрос на гироскутеры в этом году вырос. Больше, конечно, они популярны у детей. Я бы сказал, что даже велосипедам конкуренцию составляют. Но и «взрослые» модели, рассчитанные на больший вес, заказывают. Они небольшие, так что при необходимости их запросто можно положить в специальную сумку и взять с собой в метро, на работу и т.д. Кстати, вопреки распространенному мнению при управлении ими напрягаются все мышцы на ногах плюс нужно держать равновесие. Так что с мнением, что это «транспорт для ленивых», не соглашусь. В этом году также ожидаем повышенный спрос на электросамокаты, которые работают и от электромотора, и как обычные. В Москве, кстати, гироборды и электросамокаты сегодня особенно распространены у менеджеров среднего звена, которые передвигаются на небольшие расстояния и не хотят застрять в пробках. Где на них ездить? На гироскутерах на небольшой скорости спокойно можно лавировать между пешеходами, но для них важна хорошая дорога. Электросамокаты же стоит разделить на легкие и тяжелые. Первые могут быть и среди пешеходов, и на велодорожках. А таким, например, как CITY COCO, на мой взгляд, больше подойдет проезжая часть. Но сегодня по ПДД они там ездить не могут.

Надежда Декола, «Советская Белоруссия», 20 апреля 2018 г.