/ / Общественно-политические
13.09.2017

Депутат Палаты представителей Андрей Рыбак: Появится ли в Беларуси закон о промышленной политике

Отдельный Закон «О промышленной политике» не просто нужен, а жизненно необходим, считает депутат Андрей Рыбак, который в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь возглавляет Постоянную комиссию по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи. Концепция законопроекта была включена в план подготовки законопроектов на 2017 год. Пока у госорганов не в полной мере сложилась картинка будущего закона. Тем не менее в дискуссиях рождается истина. Свои предложения в концепцию закона направляют и депутаты. Андрей Рыбак рассказал корреспонденту БЕЛТА, какие нормы, как он считает, следует прописать в этом документе.

Андрей Рыбак, депутат Палаты представителей

Концепция – это не обязательный этап подготовки законопроекта. Но в глобальных вопросах, которые касаются отрасли в целом и системных подходов к ее развитию, как правило, изначально готовится концепция. На ее основе разрабатывается законопроект. И такой подход понятен: любой закон предполагает конкретное наполнение нормами, в то время как концепция – понятие куда более общее. «Для начала нужно хотя бы понять, в каком направлении двигаться. Концепция состоит из анализа мирового опыта, действующего законодательства, вплоть до структуры самого закона, что также является своего рода дискуссией», – делится мыслями Андрей Рыбак.

Например, сейчас депутаты Палаты представителей активно трудятся над законопроектом, который касается электроэнергетики. Это глобальный документ, в котором фактически прописаны новые подходы к рынку электроэнергетики в условиях Евразийского экономического союза. В случае с этим важным документом тоже сначала разрабатывалась концепция, причем она неоднократно отправлялась на доработку. По словам депутата, бывают случаи, когда в ходе дискуссии ее участники приходят к мнению, что «закона здесь и нет», так как действующее законодательство не такое уж плохое и в глобальных корректировках не нуждается.

«Что касается концепции проекта Закона «О промышленной политике», все в какой-то мере понимают (кто в большей, кто в меньшей), что нормативный акт, формализующий промполитику в нашей стране, должен быть», – отмечает председатель постоянной комиссии.

Во-первых, это даст возможность определить для себя модель функционирования отрасли с учетом необходимости сохранения ее конкурентоспособности и имеющихся ресурсов. Эту модель можно совершенствовать, наполнять подзаконными актами, но в законе должен быть заложен ее каркас, выстроена идеология. «Кстати, в этом нет ничего нового. Так называемые базовые законы существуют практически во всех важнейших отраслях нашей экономики: в транспорте – Закон «Об основах транспортной деятельности», в связи - Закон «Об электросвязи», в энергетике, как я уже говорил, разрабатывается Закон «Об электроэнергетике». И только отрасль, создающая около четверти ВВП страны, не имеет такого закона», – констатирует Андрей Рыбак.

«Во-вторых, закон, на мой взгляд, должен стать систематизированным сводом правил, который будет понятен как внешним, так и внутренним инвесторам. Сегодня мы, преследуя самые благие цели улучшения инвестиционного климата и решения проблемных вопросов, как правило, действуем в русле принятия отдельных указов и постановлений. Но иностранному инвестору зачастую бывает очень сложно разобраться в таком нагромождении, что значительно увеличивает риски инвестпроектов», – рассказывает Андрей Рыбак.

По поручению Совмина Министерство промышленности создало рабочую группу (в нее среди прочих вошли депутаты Палаты представителей) для подготовки концепции проекта закона о промышленной политике. Как отмечает Андрей Рыбак, это обычная практика, когда парламентарии стараются участвовать в разработке документа с самого начала, по возможности присутствовать на заседаниях, где обсуждается судьба потенциального закона. Первоначальный проект концепции о промполитике, как считают депутаты, нуждается в корректировках.

Основной вопрос, на который обращает внимание Андрей Рыбак и который, по его убеждению, должен присутствовать в концепции Закона «О промышленной политике», – создание механизма по привлечению и внедрению на белорусских предприятиях самых современных технологий. «Сегодня мы все видим, какими быстрыми темпами развивается промышленность во всем мире. Не зря этот процесс называют «третьей промышленной революцией». А наиболее развитые страны мыслят уже категориями Industry 4.0. Автомобиль Tesla умнеет с каждым месяцем эксплуатации пользователем, получая обновления через интернет. Скоро многие окружающие нас предметы научатся взаимодействовать друг с другом, и кофе-машина сама будет готовить кофе после звонка будильника, а беспилотный автомобиль сам подъедет от парковки к вашим дверям. И это только вершина айсберга, которую видим мы, простые обыватели. Надеяться, что ваш продукт купят только потому, что он дешевле, можно, когда вы производите продукцию, хотя бы в какой-то мере близкую по функциям к продукции конкурентов. Если же мир перейдет к потреблению принципиально другого продукта, не адаптировавшиеся предприятия будут просто обречены», – убежден парламентарий.

Как решить задачу по сохранению инновационной составляющей продукции белорусских предприятий (причем инновационность должна быть не только для нашей страны) – это и есть суть той модели, которую необходимо разработать и принять нашей промышленности, считает председатель постоянной комиссии. Например, если акцент будет сделан на отечественные разработки, необходимо создавать научно-промышленные кластеры, на порядок больше средств вкладывать в науку. «Но хватит ли у нас ресурсов с учетом того, что новые разработки – это всегда риск? – задается вопросом Андрей Рыбак. – Ведь «выстрелить» способны единицы из десятков, если не сотен проектов».

По его мнению, можно идти по пути массовой покупки и адаптации технологий. Как вариант – привлечение крупных мировых лидеров для создания производств на территории Беларуси. В качестве примера может служить индустриальный парк «Великий камень». «Но это требует кардинальных подходов по созданию льготных режимов для инвесторов, что при массовом применении может «убить» собственные предприятия. Другими словами, все эти модели имеют свои плюсы и минусы, все требуют определенного уровня и механизмов финансирования. Но бессистемные метания между ними ведут к тому, что мы получаем больше минусов, чем плюсов», – считает Андрей Рыбак.

Еще один аспект, который должен найти отражение в документе, – изменение функций Министерства промышленности. «Выполнять функции регулятора такой значимой отрасли в экономике страны и одновременно управлять имуществом огромного количества госпредприятий – задача очень сложная. Поэтому кроме Минпрома существует ряд концернов, управляющих промпредприятиями: «Белнефтехим», «Беллегпром», «Беллесбумпром». А сколько еще частных субъектов, выпускающих промышленную продукцию. Как в такой ситуации можно говорить о выстраивании единой промышленной политики, если каждый госорган занят выполнением собственных целевых показателей?» – задается вопросом парламентарий. «Уже много лет идет разговор о реформировании управления госорганизациями, разделении функций регулятора и собственника госимущества, внедрении корпоративного управления. Промышленность вполне может показать пример в этом вопросе», – уверен Андрей Рыбак.

Кроме того, в концепции и в законе может найти отражение вопрос, который касается реализации государственных программ. «Меры государственной поддержки промышленности и сельского хозяйства в той или иной форме существуют практически во всех странах. С другой стороны, система взаимодействия в этой сфере пока у нас выстроена не слишком эффективно», – констатирует Андрей Рыбак. «И здесь также необходимо изучение мирового опыта формирования целевых фондов, механизмов распределения ресурсов. Одно, на мой взгляд, бесспорно: выделение государственных средств должно осуществляться на основе конкуренции проектов и безусловной ответственности получателя за достижение заявленных показателей проекта. Иначе мы никогда не уйдем от имеющихся примеров неэффективного использования государственных ресурсов», – делится мыслями депутат.

«Есть еще много нюансов: система подготовки персонала, механизмы финансирования, государственной поддержки и другие, которые, на первый взгляд, имеют слишком общий характер, не имеющий непосредственного отношения к промышленности. Но именно специфика отрасли заставляет сегодня издавать многочисленные отдельные нормативные акты, которые необходимо систематизировать», – поясняет депутат, который до избрания в парламент сам долгое время проработал на «Беларуськалии».

В целом Андрей Рыбак полагает, что разработка концепции законопроекта о промполитике дает возможность всерьез задуматься над общим вектором развития одной из важнейших отраслей национальной экономики. «Нельзя построить здание без проекта. Нельзя собрать машину без конструкторской документации. Так и промышленность нашей страны должна иметь программный документ, который определит ее развитие на перспективу», – заключает депутат Палаты представителей.

Татьяна ПАСТУШЕНКО, БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)