/ / Общественно-политические
08.09.2017

Изменения в законодательстве о вынужденной миграции как инструмент для эффективной работы с лицами, ищущими убежище, и беженцами

В течение последних лет количество вынужденных мигрантов в мире продолжает постоянно увеличиваться. К сожалению, проблема увеличения количества прибывающих в страну вынужденных мигрантов коснулась и Республики Беларусь. Начиная с 2014 года в связи с событиями в юго-восточных регионах Украины, а также возникновением вооруженных конфликтов в ряде арабских государств наметилась тенденция значительного увеличения количества обращений иностранцев с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь. Наибольшее количество ходатайствующих о защите прибыло в нашу страну в 2015 году, когда их число составило более 1200 человек. В текущем году поток вынужденных мигрантов также остается на высоком уровне.

Государственные органы Республики Беларусь во взаимодействии с профильными международными и неправительственными организациями успешно справляются с решением новых задач, вызванных увеличением потока вынужденных мигрантов. В нашей стране имеются необходимые условия для эффективной работы с лицами, ищущими убежище, и беженцами, в том числе создана соответствующая международным стандартам нормативная правовая база, подготовлены сотрудники, осуществляющие рассмотрение ходатайств иностранцев о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь.

Беларусь не останавливается на достигнутом и прилагает усилия для совершенствования национальной системы убежища, стремясь достичь полного соответствия национального законодательства международным нормам и современным тенденциям в области защиты вынужденных мигрантов. В июле текущего года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь».

Центральной новацией данной редакции Закона является внедрение единой процедуры приема и рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, объединяющей предусмотренные действующим законодательством две процедуры: рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты и заявления о предоставлении убежища. Это позволит сократить срок рассмотрения ходатайства о защите иностранца в Республике Беларусь в два раза, и, как правило, он не будет теперь превышать шести месяцев.

Кроме того, некоторые положения Закона приводятся в соответствие с Конвенцией 1951 года о статусе беженцев, участницей которой является Республика Беларусь. В частности, скорректированы положения, определяющие категории лиц, на которых не распространяется международная защита и гарантии невысылки, а также основания для отказа в предоставлении статуса беженца.

Данной редакцией Закона напрямую предусмотрено, что иностранцы, которым предоставлен статус беженца или убежище в Республике Беларусь, имеют право на медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, в отличие от действовавшего ранее права на медицинское обслуживание наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Также оговорено право беженцев и лиц, которым предоставлено убежище, на получение образования наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь. Законом закреплено право иностранцев, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, на медицинское обслуживание и трудоустройство наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.

В целях реализации права на трудоустройство иностранцев, ходатайствующих о защите, и иностранцев, которым предоставлена дополнительная защита, Законом устанавливается, что в качестве документов, удостоверяющих их личность, признаются свидетельства о регистрации ходатайства о защите и свидетельства о предоставлении дополнительной защиты соответственно. Кроме того, данные документы будут признаваться в качестве документов, удостоверяющих личность указанных категорий иностранцев, также для целей реализации их прав на медицинское обслуживание, судебную защиту, поселение и получение образования.

Данная редакция Закона о вынужденной миграции предусматривает введение новых положений, не урегулированных ранее действовавших законодательством, в частности, определение порядка организации работы с иностранцами, одновременно массово прибывшими в Республику Беларусь и изъявившими желание ходатайствовать о защите, включая полномочия государственных органов по учету таких иностранцев, осуществлению обязательной государственной дактилоскопической регистрации и обязательного медицинского освидетельствования, идентификации их личности. Кроме того, определен порядок обращения с ходатайствами о защите иностранцев, находящихся в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и не имеющих оснований для пропуска через границу, а также иностранцев, находящихся в процедуре экстрадиции.

Ряд изменений и дополнений направлен на совершенствование процедуры рассмотрения ходатайства о защите, сокращение сроков ее проведения и предотвращение злоупотреблений иностранцами данной процедурой. В частности, дополнены критерии определения ходатайств о защите как явно необоснованных ходатайств и ходатайств, носящих характер злоупотребления, определены случаи, когда ходатайства о защите, рассматриваемые в общем порядке, могут быть рассмотрены в ускоренном порядке.

Принятие новой редакции Закона позволило усовершенствовать законодательства Республики Беларусь в области вынужденной миграции с учетом национальных интересов и передового международного опыта в этой области, а также способствует укреплению имиджа Республики Беларусь как государства последовательно проводящего прогрессивную политику в гуманитарной сфере. 

По сообщению официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь