/ / Общественно-политические
30.11.2017

Жилплощадь сельская, цены городские: На каких условиях можно купить квартиру в глубинке?

На каких условиях можно купить квартиру в глубинке? Кто вправе рассчитывать на господдержку? Улучшились ли условия приобретения недвижимости для людей с деревенской пропиской?

Дом

Решение квартирного вопроса – один из основных индикаторов развития общества. Особенно белорусского, ведь государство у нас социально ориентированное, его помощь в приобретении собственных метров ощутима. У нас действует целый ряд указов, которые как раз и дают возможность построиться тем, кто по-настоящему нуждается в жилье. Как обзавестись заветными квадратными метрами в райцентрах, агрогородках и деревнях?

Об этом велась речь на «круглом столе», в дискуссии участвовали: начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль, начальник управления государственной собственности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Елена Цыкунова, директор Департамента кредитования населения ОАО «АСБ Беларусбанк» Виктор Агеев.

– Президентский Указ № 97, который регламентирует покупку жилья в сельской местности, вступил в силу с 1 апреля 2016 года. Система приобретения квадратных метров стала более прозрачной. Следовательно, жителям агрогородков и деревень теперь проще получить в собственность дома и квартиры предприятий АПК?

Е. Цыкунова: Да, Указ № 97 действительно создал условия для реального решения квартирного вопроса работников сельхозорганизаций. Если раньше рассрочка на покупку домика в деревне была всего 10 лет, то сейчас – 20. В этом контексте, правда, необходимо выделять несколько категорий недвижимости. В первую очередь мы говорим о жилье сельхозорганизаций, которое может быть построено как с господдержкой, так и за счет средств самого предприятия. Вторая категория – дома организаций частной формы собственности, где градация идет по тем же критериям.

Решения по приобретению жилья государственных сельхозорганизаций, которые строили его за свои деньги, принимаются в соответствии с порядком, установленным местными Советами депутатов. Обязательно выдержать условия в части цены метров: она не должна быть выше рыночной стоимости и не ниже балансовой. Эту сумму работники уплачивают сельхозорганизации в течение 20 лет и без какого-либо первоначального взноса.

Что касается государственного жилья, построенного с использованием льготного кредита, решение о его продаже или приобретении принимается в порядке, установленном местными Советами депутатов, оплата идет в два источника. Будущий собственник переводит на себя долг по льготному кредиту и уплачивает средства Белагропромбанку. Разницу между ценой и платежами банку возмещает сельхозорганизации с рассрочкой на 20 лет равными долями без первоначального взноса. Ранее не было четких правил по уплате разницы, и рассчитаться с предприятием предстояло за 10 лет, в некоторых случаях вносился первоначальный взнос.

– На каких условиях погашается льготный кредит в этом случае?

Е. Цыкунова: Специалисты предприятий АПК – с рассрочкой в 40 лет под 1 процент годовых от момента получения предприятием кредита. Раньше было – 20 лет с 3 процентами годовых. Очевидно, условия улучшились – упорядочились платежи, увеличился и временной срок. Но есть определенные ограничения по пользованию такими льготами. Для того чтобы претендовать на жилье, человек должен отработать в сельхозорганизации определенный срок. Для государственных он устанавливается местными Советами депутатов. Как правило, это 10 лет. Для недвижимости, которая находится в собственности негосударственного сельхозпредприятия, срок определяет общее собрание акционеров либо членов производственного кооператива.

Однако есть одно «но», при котором льготные условия действовать прекращают. Например, когда специалист уволился из хозяйства, построившего жилье и предоставившего сельчанину право его приобрести, по дискредитирующим обстоятельствам. Они прописаны в президентском Декрете № 5 и Трудовом кодексе. Об этом факте сообщается банку, после чего процент за пользование кредитом увеличивается. Это ставка рефинансирования, действующая на дату увольнения. Условия рассрочки перед сельхозорганизацией тоже меняются: вместо 20 лет, отводимых на погашение равными долями разницы между ценой жилья и льготным кредитом, сельчанин уплачивает всю стоимость в течение 3 лет. Если аграрий лишился работы по независящим от него причинам (например, по состоянию здоровья или после ликвидации сельхозорганизации), то льготы действовать продолжают.

– Как же быть тем людям, которые живут в деревне, но в местном хозяйстве не заняты: молодые специалисты школ, детских садов, амбулаторий, домов культуры на селе?

Е. Цыкунова: Для иных категорий, за исключением как раз тех специалистов, которых вы перечислили, – работников социально-культурной сферы, право на приобретение недвижимости негосударственные организации определяют самостоятельно. Государственные – в порядке, определенном местными Советами депутатов. И первые, и вторые вправе дать отрицательный ответ в вопросе покупки жилья. Работники социально-культурной сферы могут пользоваться такими же правами, как и сотрудники сельхозпредприятий. Единственный нюанс – кредит им дают не под 1, а под 3 процента годовых с рассрочкой на 20 лет.

– Раз уж заговорили о беспрецедентно низких процентах, предлагаем вспомнить и Указ № 235 «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области». Он предусматривает льготное кредитование строительства жилья для семи районов всего лишь под 1% годовых.

В. Агеев: К сожалению, итоги работы по Указу № 235 не такие, как хотелось бы видеть. За период действия Указа № 235 заключено всего 176 договоров. О чем это говорит? Не созданы условия для того, чтобы нуждающийся захотел воспользоваться заманчивым предложением.

– Но ведь человек должен сам быть заинтересован в том, чтобы выгодно построить жилье...

В. Агеев: Многое в этом вопросе зависит от инфраструктуры. Мы почему-то всегда во главу угла ставим жилье. Но не стоит забывать и о других важных факторах – трудоустройстве и оплате труда. Автоматически своя недвижимость в списке приоритетов перемещается уже на третье место. Поэтому, оценивая результаты работы по Указу № 235, неправильно акцентировать внимание лишь на заключение договоров и предоставление кредитов.

А. Горваль: Согласен с коллегой, в восточном регионе Могилевской области дела, откровенно говоря, идут неважно. Утечка кадров из сельской местности есть, и как раз Указ № 235 этот процесс должен сдерживать. На практике ситуация такова – сами кредиты, пусть и льготные, порой для сельчан непосильны. К тому же сейчас переворачивается пирамида: если раньше люди просто гнались за жильем, то теперь, когда человек не видит места приложения своих сил, зарплаты, никакие льготы его не прельстят. Да, в малых городах активно развивается индивидуальное жилищное строительство. Но такие объекты чаще используются под дачу. Поэтому создание инфраструктуры и перспектива работы крайне важны.

– И тем не менее строительство домов и квартир на селе все же не прекращается?

А. Горваль: Конечно, нет. Сельхозорганизации продолжают возводить жилье. За девять месяцев этого года в агрогородках и деревнях построено 788,5 тысячи квадратных метров. Из них для людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, – 194 тысячи квадратных метров. Кстати, мы создали централизованный фонд проектной документации индивидуальных жилых домов. В нем – около 200 проектов, в том числе три десятка, которые исполняются в крупносборном, панельном, модульном варианте. Для чего создали фонд? Чтобы организации и «индивидуалы» могли удешевить строительство, взяв из созданной нами базы проект бесплатно. Это сэкономит 5–7 процентов от стоимости объектов в типовом варианте.

В Госпрограмме «Строительство жилья» на 2016–2020 годы предусмотрено и увеличение количества участков для возведения домов в активно развивающихся городах и деревнях, финансирование строительства объектов инфраструктуры. Кстати, в последние годы динамика ее развития несколько выше, нежели объемы возведения домов и квартир.

– То есть кредитные ресурсы позволяют удовлетворить запросы желающих либо денег все же не хватает?

В. Агеев: Если говорить о финансах, предусмотренных на строительство на Могилевщине, можно сказать, что деньги не выбираются. Они не востребованы, поэтому распределяются на другие области.

А. Горваль: Аналогичная ситуация у Программы строительства городов-спутников. Вроде бы и условия созданы, и объемы строительства есть. Но... Взять хотя бы те же Смолевичи: на их примере пытались показать, каким должен быть город-спутник. Один дом построили, и на этом все остановилось. Почему? Во главе угла – вопрос стоимости. Одно дело возвести дом в Минске, где рядом и строители, и заводы, и благоприятствует логистика доставки материалов. Другой разговор – отдаленный населенный пункт, куда нужно отправить рабочих, заплатить им командировочные, учесть транспортные расходы... Получается, в городе-спутнике жилье может обойтись дороже, чем в Минске. Это влияет на цену квадратного метра.

– К слову, некоторые минчане решают жилищный вопрос, пользуясь лизингом недвижимости. Приживется ли эта форма финансирования строительства на селе?

В. Агеев: Лизингом жилья занимается отдельное юридическое лицо – ООО «АСБ Лизинг». Насколько мне известно, сделки в этой области касаются недвижимости в крупных городах. Но проблемы, которые были озвучены выше, наталкивают на вопрос: нужно ли на селе столько жилья и куда в провинцию идти еще и с лизингом? В нем, конечно, есть ряд положительных моментов. Но если есть льготные кредиты, лизинг им уступает: обходится потребителю дороже. Поэтому господдержка в виде таких займов сегодня более реальна для сельчан.

– У нас все люди хотят именно свое жилье. Но известен пример Западной Европы, где многие живут в арендных квартирах и домах. Почему у нас столь сильна тяга к собственности?

А. Горваль: Основная проблема – менталитет. Скажу исходя из практики. Когда приходят с просьбой получить льготный кредит, но очередь еще не подошла, предлагаем арендное жилье. Нет, не хотят. Начинаются вопросы: «А что я оставлю детям? А вдруг меня выселят?»

Мы выступали неоднократно с инициативой, чтобы арендное жилье развивалось не только силами государства, но и за счет предпринимательских структур, которые бы на этом делали бизнес. Но крупные инвесторы, которые были бы готовы тратить большие деньги на жилищное строительство, не находятся. Дело в том, что возврат этих инвестиций может затянуться на десятилетия. К такому бизнесу у нас не привыкли.

Когда задумывались об «аренде», вкладывая в нее в первую очередь бюджетные деньги, хотели показать, что такой вид жилья пользуется спросом. Так и получилось. Сейчас его уже нужно воспринимать как метры, которые приносят доход собственнику. В той же Западной Европе, о которой вы говорите, около 70 процентов жилого фонда – в аренде. Но там он формировался годами.

В. Агеев: Благополучие и отношение к нему – одно из проявлений менталитета. У белорусов время измеряется количеством благосостояния, нажитого за определенный период. Если нажили много хоть чего-нибудь, то время идет, если ничего не нажили – то стояли на месте. Как будто и не жили. Пока будет настолько мощная господдержка, которая есть сегодня, в арендное жилье инвесторы приходить не будут.

– Именно поэтому господдержку пытаются поставить в экономически обоснованные рамки. Это подтверждает Указ № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений». Вокруг нового закона было много шумихи. Но свою задачу он выполняет: четко обозначен круг нуждающихся, кто реально может рассчитывать на помощь из бюджета при строительстве. И она будет адресной.

А. Горваль: Действительно, в Указе № 240 пересмотрены некоторые категории людей, которые могут претендовать на преференции. Они выражаются в субсидиях. Да, такие условия менее выгодные, нежели льготный кредит. Но существенной разницы нет. Это абсолютно подъемные, сопоставимые с нашими доходами деньги.

Но не стоит забывать о том, что государственную поддержку нужно балансировать в разумных социальных пределах и не плодить иждивенчество. К примеру, среднеоплачиваемый специалист не подпадает ни под какую категорию льготников. Он учился, развивался, работал, на нем держится экономика страны, но говорим ему: «нет, тебе господдержка не положена». В любом случае не стоит ждать манны небесной. Решать жилищные вопросы нужно сегодня.

Е. Цыкунова: Согласна. Именно поэтому нормативно-правовая база должна быть гибкой, отвечать запросам времени. Не секрет, что некоторые предприятия АПК находятся в стадии банкротства и ликвидации. Их сотрудники обеспокоены, как выкупить жилье. Если оно государственное, то должно быть передано в коммунальную собственность. Если это частный жилищный фонд, приобрести его можно только на конкурсной основе. Именно поэтому Министерство сельского хозяйства и продовольствия подготовило проект нового указа. В нем предусмотрено: организации, проходящие процедуру банкротства, могут напрямую продавать жилье сельчанам, не выставляя его на конкурс, не передавая в коммунальную собственность.

Татьяна Ускова, «Сельская газета», 30 ноября 2017 г.
(фото – Владимир Шлапак)