/ / Общественно-политические и в области права
28.11.2017

Третья сессия Палаты представителей Национального собрания: Чётко расставлены приоритеты на перспективу

Заканчивает работу третья сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва. О том, насколько она плодотворна, какие законопроекты рассматривают парламентарии и какие задачи решают – в беседе с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Поставскому избирательному округу №29 Сергеем Ричардовичем Земчёнком.

Сергей Земченок

– Сергей Ричардович, что лежит в основе законодательной деятельности депутатов?

– Задачи, поставленные Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и парламенту, изучение правоприменительной практики, участие в реализации внешнеполитического курса государства. Все это позволяет нам сегодня четко расставить приоритеты на ближайшую перспективу.

Ключевое место на сессии отводится принятию пакета бюджетных законопроектов. 17 ноября Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на первом рассмотрении бюджета на 2018 год доложил депутатам о текущем выполнении прогнозных показателей, а также об основных направлениях развития страны в 2018 году. Отрадно, что за текущий год они в основном выполняются, а, например, по экспорту значительно перевыполняются – имеется рост на 18–20% к аналогичному периоду 2016-го. Страна должна своевременно получить качественный и сбалансированный главный финансовый документ, формирующий надежные условия для развития реального сектора экономики, ее высокотехнологичных отраслей, создания новых рабочих мест, в том числе за счет расширения предпринимательской деятельности. Только оживление экономики и устойчивый рост производительности труда являются надежной гарантией повышения благосостояния населения и качества жизни белорусского народа.

– Какие ещё законопроекты рассматриваете в эту сессию?

– Серьезную роль в раскрепощении деловой инициативы призваны сыграть и законопроекты, направленные на эффективную приватизацию, противодействие монополизму и развитие добросовестной конкуренции, совершенствование бизнес-климата, банковской системы, государственно-частного партнерства, обеспечение прозрачности процедур государственных закупок.

 Один из важнейших документов, который может повлиять на значительное пополнение бюджета, – законопроект о приватизации. Он инициирован непосредственно депутатами Л. Г. Бричём и мною. Самая существенная поправка, которую ожидает данный закон, – снижение срока исковой давности по сделкам, совершенным в отношении приватизации имущества. Сейчас он составляет 10 лет, то есть при определенных обстоятельствах сделка может быть признана недействительной и через десятилетие. Мы предлагаем сократить этот срок до трех лет, как практикует сегодня большинство государств. Считаем, что такой шаг навстречу и нашим бизнесменам, и иностранным инвесторам будет способствовать росту доверия к государству и станет дополнительным стимулом для повышения их деловой активности.

Постоянной комиссией по экономической политике рассматриваются и также готовятся для внесения в Палату представителей и другие важные документы: законопроекты о хозяйственных обществах, государственных закупках, банкротстве, именных приватизационных чеках, государственно-частном партнерстве.

– Много ли сложностей возникает при разработке документов?

– Много. Должен сказать, что непросто идет работа над законопроектом о государственных закупках, который инициирован Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Очень сложно отрегулировать этот процесс, предусмотреть все нюансы сразу. Проводятся заседания рабочих групп с приглашением представителей практически всех министерств и ведомств, включая МВД, КГБ, много предложений вносят депутаты.

Дорабатывается законопроект о государственно-частном партнерстве, который был принят в 2015 году. Для нас он чрезвычайно актуален, поскольку оговаривает условия вложения инвесторами средств в развитие той или иной отрасли на 20–30 лет. Для государства такие «длинные деньги» весьма выгодны. Но здесь должен быть четко прописан механизм отношений между государством и частным инвестором.

В соответствии с этим законом сегодня реализуется пилотный проект строительства участка дороги М10 Гомель–Мозырь с привлечением денежных средств Европейского банка реконструкции и развития. Подобной практики у нас нет, поэтому по ходу возникает много нюансов. Думаю, все предложения будут учтены и начатая работа по строительству дороги продолжится без каких-либо нестыковок законодательного характера.

Завершаем работу и над законопроектом о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в части производства, хранения, перемещения и продажи физическими лицами алкогольных напитков. Это также продиктовано практикой.

Возможно, на третьей сессии будет рассмотрен законопроект об инвестициях, в который вносятся подсказанные жизнью изменения. В этой сфере есть ряд системных вопросов, требующих решения. А эффективные инвестиции, как все мы понимаем, это новые рабочие места, успешные предприятия, наращивание экспорта, увеличение поступлений в бюджет.

Дорабатывается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Для того чтобы он соответствовал своей первоочередной цели – оказание помощи людям в трудоустройстве, – в него внесен уже второй пакет поправок.  И самое важное, что необходимость изменения подходов к предупреждению социального иждивенчества осознана заинтересованными ведомствами и поддержана руководством республики.

– Слышала, что лично вы поднимали злободневный вопрос на «Парламентском часе». 

– В период работы сессии ежемесячно проводится так называемый «Парламентский час», когда перед депутатами с отчетами выступают вице-премьеры, руководители министерств и ведомств. В ходе таких встреч поднимаются, обсуждаются, а нередко и решаются многие вопросы, справиться с которыми не удавалось путем служебной переписки.

Вопрос, поднятый мною, касался несправедливого подхода Министерства энергетики в условиях оплаты за потребляемую электрическую энергию. Согласно Положению об электроснабжении, малые и средние предприятия (с присоединенной мощностью до 750 кВт) находятся в худшем положении, чем более крупные предприятия, что ставит их в неравные рыночные условия. Президент направил этот вопрос на изучение в свою Администрацию, а далее он был рассмотрен на заседании Совета Министров. Постановление Правительства Республики Беларусь № 820 от 17 октября устранило эту несправедливость.

– Сергей Ричардович, еще одна немаловажная составляющая деятельности парламентариев – работа в избирательном округе.

– Как и другие депутаты, в своем избирательном округе я работаю одну неделю в месяц. Сюда входит и личный прием граждан.  За минувший год состоялись 16 таких встреч, ко мне обратились 50 избирателей, многие звонят по телефону. Кроме того, состоялось 8 встреч в трудовых коллективах, на которых люди также высказываются по тем или иным проблемам. Причем не всегда это жалобы, нередко вносятся и предложения по различным направлениям жизни.

Больше всего вопросов традиционно поступает по системе жилищно-коммунального хозяйства. Касаются они благоустройства улиц в частном секторе, освещения. В их решении постоянно ощущаю помощь Поставского, Шарковщинского и Браславского райисполкомов.

Решаются многие вопросы, которые поднимаются в избирательном округе. Из наиболее значимых хотелось бы отметить то, что Правление ОАО «Беларусбанк» отменило свое решение по закрытию отделения в районе пятого городка в г. Поставы. Об этом ходатайствовал от имени ветеранов житель микрорайона Б. Д. Семашко. Есть положительные подвижки и по вопросу улучшения качества питьевой воды. По этому вопросу обращались жители гп. Воропаево и председатель местного Совета депутатов Н. Н. Седюкевич. Мы, в свою очередь, неоднократно ставили этот вопрос перед Правительством. Недавно заместитель Министра экономики Д. Н. Крутой доложил, что заключен договор о сотрудничестве с Европейским Инвестиционным банком. Средства, которые выделит этот банк, планируется направить на строительство станций обезжелезивания по всей стране. Будем работать, чтобы были учтены и интересы воропаевцев.

Остаётся на повестке дня и вопрос восстановления или перепрофилирования Лынтупского спиртзавода, с которым обращались жители горпосёлка. Его решением активно занимается председатель Поставского райисполкома С. В. Чепик. Держу проблему на постоянном контроле и я. Восстановление завода необходимо для того, чтобы решить вопросы трудоустройства многих лынтупчан, а также пополнить местный бюджет.

А вот житель г. п. Шарковщина С. Н. Таболо обратился ко мне с частным вопросом.  Его сын стал жертвой недобросовестного продавца автомобиля. Ситуация такова. При продаже и снятии автотранспортного средства с учета в ГАИ, в связи с тем, что отменена проверка нахождения в залоге имущества, например, при невозврате кредита банку прежним владельцем, автомобиль конфискуется у добропорядочного покупателя. Так и случилось с Таболо. Чтобы восстановить справедливость и вернуть автомобиль, он обращался в суды разной инстанции, но везде получал ответ о законности действий судебных приставов. После моей личной беседы с руководством ОАО «Белгазпромбанк» арестованный автомобиль был возвращен добропорядочному покупателю. Однако аналогичная проблема возникает и у других граждан. Этот вопрос обсуждался в республиканской и местной прессе. Но проблема на республиканском уровне ещё в корне не решена.

По некоторым финансово затратным позициям выполнение просьб и жалоб довольно часто отодвигается на определенный временной период. Здесь, считаю, в обязательном порядке должен быть конкретный план действий с раскладкой по годам исходя из бюджета.

По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь)