/ / Общественно-политические и в области права
28.11.2017

Правосудие и экономика: диалог и взаимовлияние. Представители госорганов, крупного бизнеса и адвокатуры обсудили ряд острых тем

В рамках XII практической конференции «Влияние правоприменительной практики на развитие предпринимательства в Республике Беларусь» 24 ноября 2017 года состоялся круглый стол «Правосудие и экономика: диалог и взаимовлияние», организованный Верховным Судом Республики Беларусь.

Правосудие и экономика - диалог и взаимовлияние

Собравшиеся представители государственных органов, крупного бизнеса и адвокатуры обсудили в формате свободной дискуссии  достаточно острые темы, связанные с влиянием судебной практики на развитие экономики и доверие субъектов хозяйствования к экономическим судам, а также возникающие проблемы правоприменения положений Указа Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (Указ № 488), нацеленного на противодействие лжепредпринимательским структурам.

Ход дискуссии показал, что потребность диалога госорганов и бизнеса очевидна и соответствует наметившейся тенденции взаимных доверительных и уважительных отношений.

К основным озвученным тезисам следует отнести общую заинтересованность в большей открытости правосудия в целом и в доступе к судебным решениям по экономическим делам, в частности. Идея доступности всех судебных решений по экономическим делам рассматривается сегодня на самом высоком уровне, но ее скорая реализация упирается в позицию необходимости защиты персональных данных, а также деловой репутации сторон. Верховный Суд вместе с заинтересованными движется в направлении поиска компромиссного решения.

Заместитель Председателя Верховного Суда, председатель судебной коллегии по экономическим делам Василий Демидович напомнил присутствующим о принимаемых мерах по снижению судебной нагрузки в экономических судах. В частности, о результате применения внесенных в 2015 году изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 г. № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (Указ № 366), когда рассмотрение ряда бесспорных требований из компетенции экономически судов было передано нотариусам. Время показало, что несмотря на некоторую первоначальную критику такого подхода, он оказался верным и эффективным: идет экономия государственных средств на осуществление государственного правосудия, экономятся время и деньги бизнеса, поскольку бесспорные требования удовлетворяются через исполнительную надпись нотариуса.

Кроме того, руководитель судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда анонсировал ряд важных изменений в Указ № 366, расширяющих круг бесспорных требований, подлежащих рассмотрению на основании обращения к нотариусам за совершением исполнительных надписей, за счет передачи нотариусам не оспоримых или не оспариваемых по тем или иным причинам требований.

Василий Демидович также напомнил о возможности разрешать возникающие конфликты вне суда – через медиацию и третейское разбирательство. Он выразил сожаление, что данные институты альтернативных способов разрешения споров пока работают не в полную силу. В то же время, подчеркнул он, востребованным оказалось судебное примирение. По имеющимся данным, на 1 ноября 2017 года в примирительной процедуре находилось более 5 тыс. дел. При этом из них по 3,4 тыс. дел споры урегулированы.

В ходе обсуждения участники отметили некоторые положительные шаги законодателя по улучшению условий предпринимательской деятельности.

В частности, на законодательном уровне появилось положение о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам банкрота только в случае, если причиной его экономической несостоятельности стали виновные (умышленные) действия (речь идет об изменениях, внесенных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» в Декрет от 16 января 2009 года № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»). Представители бизнеса предлагают сегодня двигаться дальше и ставить вопрос о субсидиарной ответственности, лишь когда есть приговор суда, подтверждающий вину.

Комментируя в целом вопрос либерализации административной ответственности, Заместитель Председателя Верховного Суда подчеркнул, что он практически решен. Экономические суды стали гораздо реже применять дополнительную меру ответственности в виде конфискации. Например, рассмотрение экономическим судом каждого второго дела по ч. 4. ст. 12.17 КоАП (Нарушение правил торговли и оказания услуг населению) закончилось без применения судом конфискации. Упомянул Василий Демидович и о действующем Указе Президента Республики Беларусь от 23 июля 2015 г. № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней», дающем право хозяйствующему субъекту обратиться в Межведомственную комиссию по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней и получить так называемую экономическую амнистию. Выступающий отметил, что анализ практики рассмотрения комиссией материалов (от 20 до 30 в месяц) показывает, что примерно в 75% случаев субъект хозяйствования освобождается от дополнительного наказания.

Обсуждали участники и ожидаемый положительный эффект от планируемого к принятию Декрета о Парке высоких технологий. Так, по мнению Дениса Алейникова, старшего партнера юридической фирмы «Алейников и Партнеры», внедрение в правовое поле ведущих технологических трендов вполне реально. Он высказал мнение о том, что не стоит недооценивать возможности блокчейн-технологий. Блокчейн как среда может использоваться для проведения различных сделок, а также для организации управления в хозяйственных обществах.

Обсудили и острую тему конкуренции. Представители крупного бизнеса выразили мнение о том, что, помимо либерализации законодательства в сфере предпринимательской деятельности, очень важно поддерживать равные конкурентные условия хозяйствования для предприятий разных форм собственности. Александр Швец, Председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация», председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей, член Совета по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, отметил в этой связи, что залог успеха экономики не только в создании равных конкурентных условий, но и в наличии действенного антимонопольного законодательства, обеспечивающего их соблюдение.

Во второй части круглого стола участники обсудили вопросы, связанные с применением положений Указа № 488, нацеленного на противодействие лжепредпринимательским структурам.

Заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директор Департамента финансовых расследований Игорь Маршалов отметил, что борьба с лжепредпринимательскими структурами ведется с момента образования Республики Беларусь. С 2013 по 2016 г. Комитет госконтроля выявил около 1000 таких структур и 10 000 их контрагентов. Это примерно 1% от всех зарегистрированных в стране предприятий.

Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь считает необходимым внести изменения в Указ № 488 – ограничить срок ретроспективного применения его норм и обеспечить реализацию принципа презумпции невиновности при проверках субъектов хозяйствования.

В ходе обсуждения представители государственных органов не отрицали, что некоторые положения Указа № 488, которые создают риски для добросовестных участников хозяйственной деятельности, нуждаются в корректировке. Однако, по мнению контролирующих органов, нельзя перекладывать на государство риск неуплаты налогов.

Позицию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь озвучил заместитель Министра Владимир Муквич: Если есть доказательства, что хозяйственная операция не совершалась, нормы Указа № 488 следует применять. Если доказательств нет, говорить о недобросовестности субъекта хозяйствования нельзя.

К слову, в ближайшее время планируется подписать разъяснение экономическим судам, согласно которому для применения Указа № 488 контролирующий орган должен будет доказать, что хозяйственной операции не было и подтверждающий ее первичный учетный документ не имеет юридической силы. Именно в этом направлении, по мнению Василия Демидовича, должна меняться методология работы и корректироваться судебная практика. Одновременно должно корректироваться законодательство.

Завершая встречу, Заместитель Председателя Верховного Суда обратил внимание, что для решения поднятых проблем необходимо видеть не только взаимоотношения государства и бизнеса, но и взаимоотношения внутри бизнес-сообщества (а это около 90% судебных дел). Такой диалог не менее важен.

Эту идею поддержал и заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель ОО «Белорусский республиканский Союз юристов» Валерий Мицкевич. Он отметил, что бизнесу иногда не хватает качественного юридического сопровождения и умения заранее просчитывать собственные риски. В то же время Валерий Мицкевич отметил, что порой до законодателя не в полном объеме доходит информация о недостатках правоприменения. Чтобы устранить этот пробел, а также для обсуждения общих насущных проблем представители госорганов и делового сообщества должны встречаться на регулярной основе. Это поможет выявить проблемные вопросы и ускорить поиск путей их решения.

По сообщению официального сайта Верховного Суда Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Верховного Суда Республики Беларусь)