/ / Общественно-политические
04.11.2017

Цепная реакция: Разбираемся. Блокчейн – технология будущего или очередной пузырь?

Виртуальные деньги – идея не новая. Но биткоин, эфир и другие криптовалюты сумели породить настоящий ажиотаж. Почему? Все дело в технологии, на основе которой они работают, – блокчейн. Годится она не только для цифровых монет: с ее помощью все операции, от оформления банковского кредита до продажи квартиры, можно свести всего к нескольким кликам. Светлое будущее уже на пороге?

Блокчейн

В следующем году в США протестируют блокчейн-платформу для отслеживания вспышек заболеваний. В Украине через блокчейн будет осуществляться управление земельным кадастром, а в Санкт-Петербурге один из производителей молочной продукции на базе этой технологии запустил систему контроля подлинности сырья: с помощью смартфона можно даже узнать фамилию врача, который делал официальную оценку продукта. Это лишь несколько последних новостей о новомодной технологии, которую сравнивают с изобретением интернета.

Блокчейн – это, условно говоря, виртуальная база данных, которая не имеет единого центра. Данные вносятся в виде цепочки блоков так, что начальный остается неизменным, а в каждом последующем содержится информация о предыдущих. Ключевые особенности: во-первых, информация хранится одновременно у всех пользователей, во-вторых, внести изменения в ячейку без ведома остальных участников не получится. Иными словами, система прозрачна и защищена от взломов.

В блоки можно записать практически любую информацию. Отсюда колоссальные перспективы. Герман Греф, руководитель российского Сбербанка, полагает, что благодаря внедрению и применению этого ноу-хау в бизнесе и управлении государством могут произойти значительные перемены:

– Я думаю, пять–десять лет, и мы увидим гигантский сдвиг во всей экономике.

В частности, с рынка могут уйти тысячи посреднических структур. Как в случае с криптовалютами, которые обходятся без участия банков. Пользователи эмитируют их сами, попутно зарабатывая себе цифровые монеты. Более того, на базе технологии уже появились так называемые смарт-контракты. Речь идет о системе кодирования контрактов, которые будут автоматически исполняться при соблюдении определенных условий. Допустим, вы переезжаете за границу и хотите продать машину. Когда вы пройдете регистрацию на рейс и ваш самолет прибудет в страну назначения, система получит сигнал. Дальше покупатель переводит деньги на ваш счет. Когда оба условия контракта выполнены, система завершает сделку и передает информацию в соответствующие органы. И никакой мороки.

Уже в конце сентября была совершена сделка по продаже квартиры в Киеве через смарт-контракт, в то время как продавец и покупатель находились в США. Появляются тысячи стартапов, занятых в разработке блокчейн-проектов. И они получают колоссальные инвестиции. Экономист Игорь Березняцкий поясняет:

– Есть прогноз, что через 8–10 лет 10% мирового ВВП будет храниться в блокчейне или связанных с ним технологиях. Думаю, это достаточно смелые цифры. Важно понимать, что вывести экономику страны на новый уровень помогает не программа или код. Все дело в том, чтобы предложить наиболее эффективный способ применения новшества. А здесь пока есть над чем работать.

История помнит примеры высокотехнологичных бумов. Взять хотя бы кризис интернет-компаний в США в 2000 году. Пузырь начал расти в конце 1990-х – всемирная паутина выходила в массы. И бизнес, который мог подстроиться под новые реалии, смотрелся выигрышно. Что получилось? Многие онлайн-проекты оказались неэффективны, а денежные вливания тратились в основном на рекламу и привлечение новых инвесторов. И закончилось все это крахом тысяч ИT-компаний. Нет ли риска, что ажиотаж вокруг блокчейна обернется тем же?

Начальник управления разработки банковских продуктов Центра банковских технологий Роман Кирпичников уверен – нужно отличать возможности технологии от умелого пиара:

– Когда мы брали по несколько прикладных задач и пытались реализовать их через блокчейн, выяснялось, что проблем здесь очень много. Прежде всего это юридические аспекты. Помню, к нам приезжали украинские специалисты, которые предлагали заменить блокчейном нотариусов. Да, это хороший пример, когда все участвуют в подтверждении сделки. Но потом, если сделка вдруг будет оспорена, кто конкретно ответит за то, что она была заверена? И это малая толика вопросов. Поэтому важно различать, где речь идет о технологии блокчейн, а где мы имеем дело с маркетингом.

Эксперт убежден: то, что реально в ближайшей перспективе – это вывести на новый продвинутый уровень документооборот. А уже дальше надстройки в виде смарт-контрактов и прочего. К тому же здесь с юридическими тонкостями проще – наше законодательство позволяет практически всю «бумагу» перевести в статус юридически значимого электронного документа.

Примеры «криптосделок» уже есть. Недавно таковую провел БПС-Сбербанк. Речь шла о расчете в форме аккредитива. Операция в общей сложности заняла не более 20 минут, в то время как обычно – до нескольких недель.

Выгоды для бизнеса от подобных проектов налицо. Заместитель председателя правления ЕРИП Наталья Штевнина рассматривает различные варианты осуществления сделок:

– Бумажный механизм включает в себя хранение, выдачу, утилизацию. Архив к тому же надо разнести на две территории на случай, скажем, пожара. Нужны площади и персонал, а это расходы. Блокчейн намного эффективнее.

Бонусы могут получить и обычные граждане. Роман Кирпичников поясняет:

– У нас уже несколько лет действует программа «Электронное правительство», но по-прежнему приходится ходить с бумажными документами. Блокчейн же снимает массу технических вопросов. Технология гарантирует сохранность и целостность информации, которая будет передана.

К 2020 году в Дубае планируют перевести весь государственный документооборот на блокчейн и в конечном итоге выстроить всю экономику города на основе этой технологии. Громкое заявление облетело мировые СМИ. А это своеобразный пиар, и мы тоже могли бы воспользоваться возможностью прорекламировать свою страну, уверен технический директор и архитектор Blockchain в Scorum Алексей Шкор:

– Существует рынок компаний, которые делают блокчейн-проекты. Они платят зарплату своим сотрудникам в криптовалюте. У этого рынка есть потребности. Можно в качестве эксперимента выделить им площадку, допустим, в свободной экономической зоне. Дать возможность официально платить зарплату в криптовалюте. Таких пиар-ходов, которые не несут за собой большой сложности, но позволят нам заявить о себе на весь мир, много. И они не таят больших рисков.

Пока в этом направлении мы движемся осторожно, но отстающими нас точно не назовешь. Пионерами стали финансисты – под эгидой Национального банка была создана специальная информационная сеть. Павел Каллаур, Председатель Правления Национального банка, объяснил:

– Для белорусской банковской системы стало реальностью использование технологии блокчейн. Первый практический опыт связан с возможностью передачи информации о выданной банковской гарантии и непосредственно самой банковской гарантии.

Пилотный проект реестра операций с ценными бумагами, созданный на базе блокчейн, 15 ноября запустит Белорусская валютно-фондовая биржа. Наталья Штевнина говорит:

– Технологии развиваются стремительно. Когда я была студенткой, были дискеты, выпустилась – уже флешки. Блокчейн будет существовать. Другое дело, что сейчас идет цифровой передел мира. И хороший вопрос, насколько быстро мы туда сможем вклиниться.

Кстати

В октябре группа белорусских разработчиков объявила о запуске новой криптовалюты – талера. Базируется он на технологии блокчейн и усовершенствованном алгоритме биткоина. Жизнеспособность всей системы зависит от пользователей: новые монеты будут «чеканиться» только их усилиями. По сути, это первая «классическая» (как биткоин, лайткоин или эфир) криптовалюта на постсоветском пространстве.

Создатели объявили курс: 1 талер – 10 рублей. Правда, будет ли кто-нибудь его покупать или «майнить» (добывать), большой вопрос. Сегодня в мире существует около тысячи криптовалют! Конкуренция велика.

Впрочем, создатели проекта убеждают: они запустили в оборот талер не для заработка. Намерения, мол, благие – усовершенствовать существующую финансовую систему, привлечь инвесторов и поспособствовать развитию малого и среднего бизнеса. Вот только свои имена создатели первой белорусской криптовалюты пока не афишируют.

Валерия Гаврушева, «Народная газета», 3 ноября 2017 г.