/ / Общественно-политические
19.05.2017

Юные киберпреступники не всегда знают, что наказание за хищение путем использования компьютерной техники наступает уже с 14 лет

Сегодня виртуальный ангар Андрея из Кобрина за семью печатями. Осмотрительности игрока онлайн-квеста Dark Orbit научил горький опыт: в прошлом году у парня «угнали» космический корабль. Потерю способен оценить лишь просвещенный: восемь лет в одной машине, прокачана до предела. Обидно. Потерпевший решил восстановить справедливость: обратился в милицию, по факту возбудили уголовное дело. Вскоре боевое судно нашли и заблокировали. Но если бы на этом безобидном случае список преступлений против информационной безопасности заканчивался. Не тут-то было: в прошлом году в Брестской области по этой линии возбудили 77 уголовных дел. Все чаще на скамье подсудимых – молодежь.

Верните космический корабль

Андрей зарегистрировался в интернет-игре Dark Orbit около восьми лет назад. С тех пор участвовал в межгалактических войнах в одном и том же космическом корабле. Естественно, за столько лет молодой человек по максимуму оснастил свое воздушное судно. И вот однажды залогинился кобринчанин, а боевой техники в ангаре нет. Украли. Зачем? В Dark Orbit игроки могут продавать и покупать космические корабли, в том числе и друг другу. У Андрея возникло подозрение, что кому-то из виртуальных визави его кораблик приглянулся:

– На тот момент я мог продать его за несколько сотен долларов.

Скоро тайное стало явным: космического «коня» у белоруса украл и сбыл третьему лицу игрок из России. Именно он взломал электронную почту, через нее получил доступ к аккаунту в игре, угнал корабль и заработал на этом. Конечно, незаконно присвоенное виртуальное имущество заблокировали, похитителя наказали.

Андрей не отрицает, что отчасти сам виноват в случившемся: личный кабинет в игре создавал много лет назад, активировал его через e-mail и с тех пор не повышал степень защиты. 32-летний собеседник советует читателям «Знаменки»:

– Периодически обновляйте пароли, усложняйте их и не игнорируйте современные методы защиты личной информации. Например, привяжите аккаунт к номеру мобильного телефона.

Быть в контакте

16-летний Дмитрий из Столинского района не знал, что за виртуальные преступления предусмотрена реальная ответственность. То ли ради шутки, то ли всерьез подросток прямо у себя в комнате организовал непыльный «бизнес». Подбирал пароли к профилям «ВКонтакте» и от лица владельцев страничек просил их друзей одолжить денег. С разных городов белорусы отправляли матпомощь «другу». Но и этот обман быстро раскусили.

Квалифицироваться действия юного киберпреступника могут по разным статьям Уголовного кодекса. Примеры приводит начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий УВД Брестского обл­исполкома Андрей Ракоть:

– Допустим, несанкционированный доступ к личной страничке в интернете, та же смена пароля, – это 349-я статья Уголовного кодекса. На первый взгляд безобидную просьбу пополнить баланс мобильного телефона, представившись другим человеком, надо понимать как умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом либо правом на имущество с корыстной целью путем обмана либо злоупотреблением доверия. В таком случае работают санкции статьи 209. А если человек просит предоставить ему реквизиты банковской карты, чтобы самостоятельно снять с нее средства, ответственность наступит по статье 212 Уголовного кодекса.

Наказывают виртуальных лиходеев в реальности. И по всей строгости. Например, максимальная санкция по 212-й статье – до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Согласитесь, перспектива загреметь за решетку из-за игр в инкогнито не радужная.

ЦИФРА «ЗН»

41 уголовное дело из-за несанкционированного доступа к компьютерной информации возбудили в прошлом году в Брестской области. В 2015-м разбирали 17 уголовных производств по соответствующей статье Уголовного кодекса.

КСТАТИ

Возраст ответственности за хищение путем использования компьютерной техники (статья 212 УК) в прошлом году был снижен с 16 до 14 лет. Объясняется это ростом преступлений среди несовершеннолетних, которые весьма активно пользуются электронными устройствами.

Анна ПЕТРОЧЕНКО, «Знамя юности», 18 мая 2017 г.