/ / Общественно-политические
16.03.2017

Министерство антимонопольного регулирования и торговли подготовило изменения в Закон «О защите прав потребителей»

Торговля все больше уходит в интернет – следом за покупателем. «Шопиться» удаленно удобно и выгодно: экономятся время и силы, ведь понравившийся товар наверняка доставят до самого порога. Неудивительно, что за последние четыре года число онлайн-магазинов в стране увеличилось более чем вдвое. Причем только за последний год – почти на четверть. По данным на начало года, в стране их зарегистрировано 13,8 тысячи. Правда, далеко не все из них работают честно.

Коллаж Юлии Костиковой

В прошлом году за нарушения законодательства Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) выдало 42 предписания и составило 41 протокол в отношении онлайн-ретейла. Среди недочетов чаще всего фигурировали недостоверная информация о товаре или размещение о нем частичных сведений. На заметку: на главной странице интернет-магазина обязательно должны быть сведения о названии, месте нахождения продавца, режиме работы, дате регистрации в Торговом реестре, способах оплаты. Кроме того, на сайте обязательно должны присутствовать описание товаров, указание гарантийных сроков и мастерских, информация об изготовителях, импортерах, способах доставки, образец чека.

В скором времени перечень обязательной информации дополнится сведениями о стране происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения изготовителя, и классе энергоэффективности техники. МАРТ подготовил законопроект, вносящий изменения в Закон «О защите прав потребителей». В документе предусмотрены запрет на установление разных цен в зависимости от формы оплаты, обязанность продавца возвращать деньги потребителю в той форме, в какой прошел платеж, если стороны не договорились об ином. Еще несколько моментов. Так, в проекте закона значится запрет на истребование продавцом от покупателя документа, удостоверяющего личность, при возврате денег за товар или услугу. Кроме того, предлагается увеличить срок гарантийного ремонта с 14 до 30 дней при получении соответствующего согласия потребителя.

– Практика показывает, что срок проведения гарантийного ремонта чаще всего превышает 14 дней. Бизнес настаивал на увеличении этого срока до 45 дней, как в России, но мы пошли навстречу лишь отчасти, увеличив срок до 30 дней, – обратила внимание начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Ирина Барышникова.

В свою очередь гарантийные мастерские будут обязаны проверять качество товара по заявке продавцов в течение 3 дней с момента получения предмета. Кроме того, продавец сможет взыскивать с забывчивого клиента деньги за хранение отремонтированного или прошедшего экспертизу товара. Правда, через два месяца со дня письменного предупреждения покупателя.

А вот норма о введении «периода охлаждения» не устояла в момент согласования законопроекта. Напомним, ранее предлагалось разрешить покупателям возврат практически любого качественного товара, приобретенного через интернет или по почте, в течение семи дней.

Ирина Барышникова отметила: нынешний День прав потребителей, который отмечался 15 марта, прошел под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху». Решение споров, связанных с электронной торговлей, может потребовать много времени и усилий, признают правозащитники. И обращают внимание: зачастую покупатели решают остаться с непонравившимся или неисправным товаром, если его цена не проделывает брешь в бюджете. Найти концы, если вещь продавалась через соцсети, и вовсе проблематично.

– Ситуация: один человек купил у другого что-то через сеть ВКонтакте, а после выдвигает претензии. Если речь идет о взаимодействии двух физических лиц, то решить этот спор, в принципе, очень сложно. При этом надо помнить, что предпринимательская торговля в соцсетях вовсе недопустима, – говорит председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша.

– Единственная форма допустимой торговли в соцсетях – это когда одно физическое лицо продает другому физическому лицу вещи, бывшие в употреблении, – дополняет Ирина Барышникова. – Помочь потребителю в случае нарушения его прав при покупке в соцсетях очень сложно. Даже установить лицо, которое продало этот товар, часто не представляется возможным. Приходится делать запросы. Поэтому потребителям стоит помнить об опубликованных на сайте госорганов реестрах. Если продавец там значится, можно покупать товар, в противном случае не надо искать приключений.

В ТЕМУ

МАРТ вместе с исполкомами в 2016 году рассмотрел более 11,14 тысячи обращений граждан по вопросам продажи некачественных товаров, оказания некачественных услуг, ненадлежащих жилищно-коммунальных услуг, туристических, транспортных, образовательных, культурно-развлекательных. Причем на сферу торговли приходится 35% жалоб, на «бытовку» – 12%, на ЖКХ – 34%. За нарушения прав потребителей было выдано 439 предписаний, составлено 1298 протоколов. Потребителям возмещено свыше 301,2 тысячи рублей материального ущерба. Для сравнения, в 2015 году было рассмотрено 9,5 тысячи обращений, а размер материального ущерба составил 104,4 тысячи рублей.

Мария ДРУК, «Рэспублiка», 16 марта 2017 г. 

(коллаж – Юлия Костикова)