/ / Общественно-политические
15.03.2017

В Беларуси появится институт уполномоченного по правам потребителя финансовых услуг

В скором времени в Беларуси появится институт уполномоченного по правам потребителя финансовых услуг, так называемого финансового омбудсмена.

Национальный банк Беларуси

Напомним, что, помимо судебного разрешения споров, в нашей стране действуют также альтернативные способы – институт медиации и третейский суд. Однако, по словам начальника управления законопроектных работ и экспертизы нормативных правовых актов главного управления Нацбанка Виталия Сорокина, эти способы урегулирования споров неэффективны, когда речь идет об отношениях между гражданами и юридическими организациями.

«Во-первых, для того чтобы обратиться в медиацию или третейский суд, нужно соглашение между двумя сторонами. Во-вторых, такое рассмотрение является возмездным, и зачастую оспариваемая сумма гораздо ниже, чем издержки, которые придется понести сторонам», – подчеркнул он.

Институт финансового омбудсмена как альтернативный способ разрешения споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями активно внедряется за рубежом. Сегодня более 50 стран мира используют этот способ разрешения споров.

«Хотелось бы отметить положительный опыт России, Армении, Казахстана. Наработки этих государств можно использовать при внедрении данной системы в законодательство нашей страны», – отметила заместитель начальника главного юридического управления Национального банка Любовь Слободчикова.

Предполагается, что Нацбанк создаст госучреждение – Агентство, уполномоченное по правам потребителей финансовых услуг. Его руководитель будет решать вопросы по привлечению финансовых арбитров для разрешения споров. Предусматривается выдача свидетельств о подтверждении квалификации данных арбитров на соответствие деловым качествам и требованиям деловой репутации.

Таким образом, потребитель финансовых услуг в случае наличия разногласий с финансовой организацией вправе обратиться к финансовому арбитру за разрешением спора.

Однако имеется ряд ограничений. Во-первых, сумма спора не может превышать 500 базовых величин (примерно 6 000 долларов). Во-вторых, должен соблюдаться претензионный порядок рассмотрения спора. Это значит, что до обращения к финансовому арбитру нужно адресовать письменную претензию финансовой организации. Только после получения либо неполучения от нее ответа в пятидневный срок гражданин имеет право обратиться за помощью к финансовому арбитру. При этом до обращения спор не должен быть предметом рассмотрения суда.

«Сегодня мы видим ряд преимуществ института финансового омбудсмена по отношению к судебному порядку рассмотрения споров и другим действующим институтам. В первую очередь такая помощь для потребителя бесплатна. Среди несомненных плюсов также оперативность и обязательность выполнения решений. К слову, рассмотрение данного спора будет проводиться в упрощенном порядке», – подчеркнул Виталий Сорокин.

По словам представителей Нацбанка, проект соответствующего указа был отправлен на рассмотрение государственным органам.

«В целом он был поддержан. Были отдельные замечания, в соответствии с которыми в настоящее время проект указа дорабатывается», – отметила Любовь Слободчикова.

Она также констатировала, что в целом правовое регулирование защиты прав потребителей финансовых услуг в Беларуси пока на недостаточно высоком уровне. В связи с этим в настоящее время ведется активная работа над проектом закона о защите прав потребителей финансовых услуг. Предполагается, что в нем будут детализированы права потребителя, конкретизированы полномочия госорганов, которые будут защищать потребителей, отражены порядок их взаимодействия, сроки, права и обязанности организаций, оказывающих финансовые услуги, и другие процедурные вопросы.

По сообщению информационного портала Федерации профсоюзов Беларуси