/ / Общественно-политические
13.03.2017

Как маскируют угнанные авто? 50% проверенных экспертами с начала года авто оказались с перебитыми VIN-номерами

Истории об изъятии на границе практически новых автомобилей престижных марок с перебитыми VIN-номерами стали чуть ли не обыденностью. Граждане, чьи машины вдруг оказались числящимися в угоне, жалуются, пытаются вернуть свое движимое имущество, но, увы, печальных для владельцев авто фактов меньше не становится. Только с начала года сотрудники Подлясской пограничной службы (Польша) выявили более 15 транспортных средств на сумму около миллиона долларов. Они были угнаны в странах Евросоюза и в России. Гродненские эксперты не скрывают: в последнее время они завалены работой. Также специалисты признают: 50% проверенных ими с начала года авто оказываются с перебитыми VIN-номерами. Но можно ли самостоятельно проверить «чистоту» своего авто? И является ли справка белорусского эксперта гарантией того, что тебя не высадят на границе из собственной машины? Проверим!

VIN-номер

VIN-код по-прежнему остается самым надежным методом идентификации авто. Грубые подделки выявляются невооруженным взглядом: «пляшущие» цифры и буквы, неоднородный шрифт, сварные швы, посторонние штрихи, ржавчина по контуру

Автомобилисты со стажем говорят, что риск купить краденую машину, независимо от марки и возраста, существует всегда. Но можно ли без помощи специалиста определить, что VIN-номер изменен? С таким незатейливым вопросом обращаюсь к старшему эксперту Гродненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Юрию Качановскому.

– Понимаете, обнаружить какие-либо изменения невооруженным глазом вы сможете, если их делал точно такой же «специалист», как и вы. А преступник, который зарабатывает на этом деньги, естественно, постарается сделать так, чтобы комар носа не подточил.

– Выходит, без вас не обойтись?

– Существует перечень общих признаков. Например, не лишним будет обратить внимание на следы покраски и слесарных работ в районе VIN-номера. Если видите на обортовке разную толщину металла, вполне может оказаться, что рамочку с номером аккуратно вварили. Но, как правило, обыватели больше внимания уделяют техническим характеристикам авто и его цене. Пойдемте на нашу стоянку, и вы увидите, что сейчас на наши услуги настоящий ажиотаж.

Юрий Качановский

Юрий Качановский: ситуаций, при которых автомобиль отправляется на экспертизу по подозрению в изменении VIN-кода, множество. В группу риска, как правило, попадают авто вторичного рынка, и зачастую это премиум-класс

На небольшой стоянке с гаражами насчитала около десятка потрепанных временем автомобилей. Возле некогда белого, а сейчас пораженного «червоточинами» ржавчины микроавтобуса переминается с ноги на ногу очередной клиент.

– Как здесь оказались?

– Хотел снять машину с учета, чтобы продать, – охотно делится внезапно возникшей проблемой гродненец Геннадий Медведкин. – Купил я ее примерно год назад, с постановкой на учет проблем не возникло. Я тогда наждачкой номер почистил, и все прочиталось. А тут, видимо, коррозия сделала свое дело, и несколько последних цифр стерлись.

Эксперт Юрий Качановский сравнивает дублирующие VIN-номер таблички, прикрепленные под капотом авто, с основным номером, расположенным под передним правым колесом микроавтобуса. Добраться туда непросто, но после ловких манипуляций все-таки удается разглядеть часть длинной цепочки цифр.

Специалист фиксирует все свои действия с помощью фотоаппарата.

– Какую машину легче «вычислить», новую или старую, как этот бус? – интересуюсь у Юрия.

– Новую, конечно, сложнее. Там совсем другие подходы к маскировке. В стареньких авто стоимостью 2–3 тысячи долларов кустарная работа видна почти сразу. Вот, для примера, в гараже стоит «Мерседес СL-500». Поначалу даже мы усомнились, что было что-то сделано. Никаких потертостей, изменений толщины грунта не нашли. И все-таки номер оказался перебит.

Эксперты не скрывают: исследование маркировочных обозначений транспортных средств – это целая наука, которая находится в постоянном движении. Приходится посещать семинары, обмениваться с коллегами опытом. Можно сказать, что в целом правоохранителям приходится постоянно догонять преступный мир. Ведь чтобы не попасться в руки милиции, злоумышленникам надо совершенствовать свои подходы к делу. По словам эксперта, поначалу было интересно найти незаметный шов от сварки, потом четко распознавать перебитый номер, восстанавливать его первичный вид. Сейчас это обычная кропотливая работа. Разве что экземпляры порой попадаются запоминающиеся.

VIN-номер

– Вот еще одна машина – BMW, – открывает капот черной иномарки Юрий Качановский. – Она пострадала в серьезном ДТП. Практически всю переднюю часть восстановили заново. Соответственно, VIN-номер от другого авто вырезали и установили прежний, что не совсем законно. Также часто мы сталкиваемся с попытками уйти от дорогостоящей растаможки. Человек едет за границу, покупает там авто примерного года и похожих характеристик, устанавливает на другой автомобиль старый VIN и продолжает ездить по старым документам на совершенно другом автомобиле. Недавно сразу две интересные машины попали к нам с разницей в две недели: в одной номер был вварен, в другой – перебит. Причем были подобраны номера с разницей в выпуске автомобилей с конвейера в первом случае 3 дня, а во втором – 5 дней. Это что-то из области фантастики.

Каждую неделю на экспертизу к гродненским специалистам отправляют более 10 авто. Сейчас, например, в производстве Гродненского межрайонного отдела экспертиз 11 машин. Эксперты говорят о значительном увеличении процента выявляемых изменений. Если раньше эта цифра колебалась в районе 5–10%, то c начала года – 50%. Машины часто поступают прямиком с таможни, когда возникают подозрения в уклонении от таможенных платежей. Порой на техосмотрах замечают подозрительные VIN-коды. Вваренные в середине – конце 1990-х годов элементы идентификационных номеров сейчас начинают «проявляться».

– В целом изменились подходы, – раскрывает методы работы Юрий Качановский. – Раньше к нам в основном приезжали сами люди после посещения Госавтоинспекции. Сейчас сотрудники ГАИ передают подозрительные автомобили в отделы внутренних дел Ленинского и Октябрьского районов города, а те, в свою очередь, решают, назначать или не назначать экспертизу.

Вот еще одна BMW 7-й серии, которую гродненец купил в Минске, но проблему с VIN-кодом обнаружили при осмотре на площадке Госавтоинспекции в Гродно. При необходимости делается официальный запрос на завод-изготовитель. Повторить оригинальный код невозможно, поэтому, затратив пару дней на поиски, можно разоблачить даже самого опытного поддельщика. В 70% случаев VIN-коды все же вваривают, перебивают их намного реже. 

– Найдете шов от сварки под капотом этого старого «Мерседеса»? – проверяет, как я усвоила мастер-класс, специалист по поддельным VIN-номерам. – Скорее всего, эта машина проездила в таком виде уже не один десяток лет. А вот когда был вварен этот кусок с другими номерами, сказать сложно. Может, год назад, а может, и 10.

VIN-номер

Возможно, я плохой ученик, но мои поиски шва успехом не увенчались. С другими авто ситуация повторилась. Изменения почему-то становились явными только после того, как на них пальцем указывал Юрий Качановский. Но гарантирует ли спокойствие при пересечении границы справка, выданная белорусским экспертом? Во время изъятия одного из дорогостоящих автомобилей на белорусско-польской границе владельцу авто пояснили, что до недавнего времени базы розыска США, Польши и Беларуси объединены не были и этим, вероятно, пользовались мошенники.

– Наше заключение действительно лишь на территории Беларуси, – говорит Юрий Качановский. – Если у заграничных блюстителей границы возникнут подозрения, то придется проходить всю процедуру заново уже там. Но, слава богу, из проверенных лично мною машин, даже при проведении проверок в Польше или Литве, не было выявлено поддельных VIN-номеров. Методы работы, по большому счету, одинаковы. По базе НЦБ Интерпола мы машины не проверяем. У нас ее и нет. Наша экспертиза может ответить на главный вопрос: настоящий VIN-номер или видоизмененный. Все остальное – дело правоохранителей.

Получается, что за небольшие по сравнению со стоимостью автомобиля деньги (46,05 рубля для легкового автомобиля либо 20 рублей для мотоцикла или скутера) можно проверить свой автомобиль. И со спокойной душой отправляться в дальние путешествия? Не совсем. Дело в том, что если вы по собственной инициативе обратились к экспертам, то при обнаружении видоизмененного VIN-номера они обязаны сообщить о неутешительном результате проверки в милицию. Поэтому лучше всего сделать эту процедуру загодя – еще до того, как станете владельцем долгожданного автомобиля.

Татьяна КОНДРАТЬЕВА, «Рэспубліка», 10 марта 2017 г.

(фото – Татьяна Кондратьева)