/ / Общественно-политические
24.02.2017

От общего к частному: Госстандарт планирует перейти к точечному контролю рынка

Последний тренд: число проверок малых и средних предприятий сокращается, упрощаются условия ведения бизнеса, контролеры переходят на превентивные методы работы, пренебрегая карающей функцией. Не выбиваются из общей ситуации и инспекции Госстандарта. В ведомстве предлагают оптимизировать плановые проверки по соблюдению требований техрегламентов, больше работать на разъяснение и за счет анализа информации и взаимодействия с другими госорганами действовать на упреждение. Тем более что, судя по статистике прошлого года, нарушений стало меньше. Впрочем, контроль за показателями, которые влияют на жизнь и здоровье людей, а также охраной окружающей среды, не будет ослаблен, заверяют специалисты.

В поле зрения инспекторов Госстандарта — легпром, электротехника, детские игрушки и другое

Начальник инспекции Госстандарта по Минской области и Минску Александр Романовский обрисовывает положение дел:

– Более чем из 1,9 тысячи надзорных мероприятий, проведенных нами в 2016 году, почти 1,1 тысяча – мониторинги. По их результатам не принимались никакие административные меры. Что касается плановых и внеплановых проверок, они остались на том же уровне, и мы не ожидаем их увеличения в нынешнем году. При этом инспектора, как правило, отправляются на предприятия, попавшие в зону риска. В большинстве случаев замечания есть к импорту – продукции легпрома, машиностроения, электротехническим товарам и сложнобытовой технике, товарам для детей, игрушкам, пищевой и парфюмерно-косметической продукции. Этот «пирог» отраслей, которые подверглись нашей проверке, не сильно изменился за год.

Зато изменился характер самих нарушений. Если в 2015 году больше всего замечаний было по маркировке (свыше 40%), правила которой уже выучили почти все, а к качеству и безопасности – только четверть, то уже в 2016-м последние показатели были в каждом третьем случае. Александр Романовский отмечает: удельный вес продукции, не отвечающей требованиям техрегламентов, снизился. Это, по мнению специалиста, результат работы Указа № 48. Например, если в 2015 году 68% привозной кабельной продукции и электротехнических товаров не соответствовало нормам, то в прошлом году число нарушений сократилось на 20%.

Удельный вес продукции, не отвечающей требованиям техрегламентов, снизился(фото – Павел Чуйко)

– Кроме того, подтверждением нашей работы стало замечание российских коллег на недавнем форуме «Антиконтрафакт». Они признали: к такой продукции действительно есть вопросы. Обратить внимание на проблему помогли наши настойчивые письма и ограничения на ввоз, – рассказывает начальник инспекции.

При этом он не скрывает: увеличилось количество стройматериалов, реализуемых с нарушениями. Объяснение этому банально: в прошлом году были приняты изменения в профильный национальный техрегламент № 13 «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», но не все продавцы и поставщики отследили информацию. Впрочем, инспектора действовали в рамках мониторингов – а значит, штрафы за недосмотр не выписывали.

– Перечень продукции предлагали расширить давно хотя бы потому, что в нем не требовалось подтверждения безопасности и качества многих изделий. Например, колец для колодца. Они изготавливались чуть ли не в каждом дворе в деревне и продавались без всяких документов. Пока однажды они не обрушились и не произошел несчастный случай, – поясняет необходимость изменений в техрегламент Романовский. – Хотелось бы обратиться в Минстройархитектуры: вопросы все еще возникают по перечню продукции, подпадающей под действие техрегламента № 13. Скажем, должна ли продукция, изготовленная в малых объемах непосредственно на стройобъектах, проходить испытания?

Еще один нерешенный вопрос: как отследить судьбу запрещенной к ввозу или снятой с реализации продукции? Увы, нет никакого документа, регламентирующего прослеживаемость таких товаров, ни в стране, ни за ее пределами. Понятное дело, что в случае с ЕАЭС придется искать поддержки у правоохранительных органов и коллег-партнеров. К слову, Евразийской экономической комиссией подготовлен для внутригосударственного согласования проект соглашения о принципах и подходах в области госнадзора в ЕАЭС. В марте его планируется рассмотреть на заседании коллегии.

Кстати, что касается лабораторий, здесь тоже есть моменты, которые стоит решить. В частности, есть еще показатели, на которые не аккредитован ни один центр испытаний. Например, мы пока не можем определить наличие пропиленгликоля в соках, многие показатели средств индивидуальной защиты. Над этим тоже предстоит поработать.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Назаренко, Председатель Госстандарта:

– Если в плане записано, что субъект хозяйствования будет проверен через полгода, то он к этому времени наводит порядок и готов к проверке, проверяющему все представлено в лучшем виде. Поэтому при обсуждении вопросов контроля и надзора мы должны в первую очередь исходить из ситуации, которая есть на рынке в текущий момент. С учетом этого акцент должен делаться не на плановых проверках, а на рыночном надзоре – мы предложили оптимизировать, а то и значительно сократить плановые проверки. Если при мониторинге мы видим опасные виды продукции, которые могут попасть на рынок, то мы, бесспорно, оперативно подключаемся и проверяем продукцию. Такой механизм позволит усовершенствовать контрольную деятельность – проверки будут дозированными и точечными. С одной стороны, нужно дать возможность развиваться бизнесу, с другой – защитить рынок, потребителей от опасной продукции.

Мария ДРУК, «Рэспубліка», 24 февраля 2017 г.