/ / Общественно-политические
26.12.2017

На заседании Пленума Верховного Суда Республики Беларусь обсудили особенности применения превентивного надзора и изменение его требований

Заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное рассмотрению вопросов, связанных с применением законодательства о превентивном надзоре, состоялось 21 декабря 2017 года.

Рецидивная преступность за последние пять лет сократилась в среднем на 10%. Если в 2012 году среди совершенных уголовно наказуемых деяний совершенных при рецидиве было 47,87%, то в 2016 г. эта цифра снизилась до 37,93%. За 1-е полугодие 2017 г. показатель и того ниже – 37,07%. Безусловно, это результат действия комплекса принимаемых государством мер, и одной из наиболее важных составляющих является превентивный надзор.

По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, на конец 2016 года под превентивным надзором находились 2825 человек. На сегодняшний день под превентивным надзором находятся 2812 граждан.

По данным судебной статистики в первом полугодии 2017 года за нарушения требований превентивного надзора к уголовной ответственности по ст.ст.421 и 422 УК привлечено 502 лица. Из них один оштрафован, 206 лицам назначено наказание в виде ареста, 295 лиц осуждены к лишению свободы. При этом в 486 случаях преступления совершались при рецидиве (из них в 331 случаях при рецидиве, в 154 – при опасном рецидиве, в одном – при особо опасном). К 334 лицам применены принудительные меры лечения от алкогольной и наркотической зависимости, к двум – безопасности и лечения.

Кроме того, в первом полугодии 2017 года судами рассмотрено дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.24.12 КоАП (Несоблюдение требований превентивного надзора), в отношении 5736 лиц. Из них 5487 рассмотрено с вынесением постановления о наложении административного взыскания. Из них – в виде штрафа на 4119 лиц, в виде административного ареста – на 1368 лиц.

Превентивный надзор ‒ это совокупность мер, установленных в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для наблюдения за их поведением, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия. Его основной задачей является предупреждение совершения лицами ранее судимыми, подпадающими под его действие, новых преступлений и правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Правильное применение судами законодательства, регулирующего порядок и основания установления, продления, приостановления, возобновления, прекращения превентивного надзора и изменения его требований, имеет важное значение для эффективной профилактики преступности и снижения рецидива преступлений.

Пленум Верховного Суда в ходе заседания обсудил результаты изучения и обобщения практики разрешения судами вопросов, связанных с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением, прекращением превентивного надзора и изменением его требований, и в целях единообразного применения законодательства дал судам разъяснения.

Часть из них, в частности, касается применения законодательства относительно того, к каким лицам можно применять превентивный надзор и при каких условиях, на что ориентироваться при избрании требований превентивного надзора, которые суд вправе устанавливать по своему усмотрению.

Обращено внимание судов на недопущение формализма и волокиты при рассмотрении материалов. При этом Пленум акцентировал внимание на необходимости надлежащего реагирования через вынесение частных определений (постановлений) на недостатки в деятельности государственных органов и организаций по осуществлению превентивного надзора за лицами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

В целом в принятом по итогам заседания постановлении Пленума суды ориентированы на неукоснительное соблюдение законодательства при разрешении вопросов, связанных с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением, прекращением превентивного надзора и изменением его требований.

По сообщению официального сайта Верховного Суда Республики Беларусь