/ / Общественно-политические
26.12.2017

Четвероногий пешеход. Как избежать ДТП с животными и что делать, если оно все-таки произошло?

Лоси, косули, зайцы лисы и многие другие животные нередко попадают под колеса автомобилей. С 2015 года на территории Гродненского района было зафиксировано порядка 25 таких ДТП. Как предупредить столкновение и что делать, если оно все-таки произошло?

Лось

Будьте внимательны

– Большинство таких аварий приходится на осень, начало зимы. Чаще всего они случаются в темное время суток, – рассказал начальник МО ГАИ УВД Гродненского облисполкома Геннадий Белявский. – Во время миграции животные нередко выходят, выбегают на проезжую часть. Предугадать их поведение практически невозможно. Кроме того, из-за света фар они могут быть испуганы, ослеплены. Не исключено, что начнут метаться из стороны в сторону на дороге.

В Гродненском районе больше всего таких ДТП регистрируется на участках автодорог М-6 Минск-Гродно-граница Республики Польша и Р-145 Гродно-Острино-Радунь-граница Литовской Республики. Всего, на территории района имеется 5 участков (на автодорогах М-6 Минск-Гродно-граница Республики Польша, Р-99 Барановичи-Волковыск-Пограничный-Гродно, Р-145 Гродно-Острино-Радунь-граница Литовской Республики, Р-42 Гродно-Гожа-граница Литовской Республики, Р-41 Слоним-Мосты-Скидель-граница Литовской Республики), протяженностью 30,63 километра, обозначенных предупреждающими дорожными знаками «Дикие животные». Здесь водителям рекомендуют снижать скорость и быть максимально внимательными.

Куда рулить

Но если тот же лось или заяц выбежал на проезжую часть, как правильно водителю вести себя в такой ситуации?

– Наиболее опасны наезды на лося, лошадь или корову, – отметил заместитель начальника управления специальных и технических экспертиз управления Государственного комитета судебных Республики Беларусь по Гродненской области Павел Николаевич. – При ударе легковой автомобиль или внедорожник перебивает им ноги. В результате туша животного в несколько сотен килограммов падает на капот транспортного средства, ударяется в стойки, лобовое стекло, крышу. Очень велика вероятность того, что и водитель, и пассажир на переднем сидении получат травмы. Наезд на кошку, собаку, зайца, лису, дикого кабана гораздо менее опасны. Обычно в таких случаях страдают передний бампер машины, радиатор, фары. Маловероятно, что туша залетит на капот.

При появлении животного на дороге специалист не рекомендует объезжать его. Объясняет это тем, что водители чаще всего поворачивают именно в ту сторону, куда бежит четвероногий пешеход. В итоге – столкновение. К тому же такой маневр зачастую совпадает с выездом на полосу встречного движения, где может произойти авария еще и с автомобилем. К тому же возможны выезд на тротуар или в кювет со всеми вытекающими последствиями. Наиболее оптимальный вариант действия в таких ситуациях – снижение скорости. Павел Николаевич вспоминает один из трагических случаев:

– Так, несколько лет назад на трассе М6 у деревни Песчанка водитель пытался избежать наезда на внезапно выбежавшую на проезжую часть собаку. После маневра врезался в металлическое ограждение. В результате ДТП погибла пассажирка, которая находилась в авто, а также животное. Мужчина, который был за рулем, попал в больницу.

Чтобы улучшить обзорность в темное время суток специалист рекомендует включать не только ближний или дальний свет, но и противотуманные фары. У них гораздо шире угол освещения, соответственно будет лучше видно не только проезжую часть, но и обочину. Не стоит забывать также о чистоте лобового стекла и фар.

Буква закона

Но если ДТП с диким животным все-таки произошло, водителю необходимо оставаться на месте происшествия, выставить знак аварийной остановки, а также сообщить о случившемся в ГАИ, пользователю охотничьих угодий.

– Зачастую по таким административным делам не усматривается нарушений со стороны человека за рулем по причине непредвиденных действий диких животных на дороге, – пояснил начальник отдела оперативного реагирования и розыска ГАИ УВД Гродненского облисполкома Владимир Потрубейко. – Не играет роли и тот факт, произошла авария в зоне действия знака «Дикие животные» или нет, так как он носит предупреждающий характер.

А вот если водитель уедет с места ДТП, то это, по словам Владимира Михайловича, может расцениваться как оставление места ДТП. В таком случае ему грозит от пяти до двадцати пяти базовых величин штрафа (от 115 до 575 рублей) или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет. А если он еще прихватит с собой тушу животного, то тут добавится еще статья.

– Она может быть как административная, так и уголовная, – поясняет заместитель начальника Гродненской областной инспекции охраны животного и растительного мира Сергей Базар. – Если ущерб природе составит более 100 базовых величин, то водителя могут привлечь к ответственности по ч.2 ст. 281-1 УК РБ, если менее 100, то по ч.2 ст. 15.37 КоАП РБ. Так лось и олень оцениваются в 300 базовых величин (6 900 рублей), кабан и косуля – 120 (2 760 рублей), лиса, енот – в 35 (805), заяц – в 20 (460).

За этот год Гродненской областной инспекцией охраны животного и растительного мира было зафиксировано три нарушения по ч.2 ст. 281-1 УК РБ. Правда, ни одно из них не была связано с авариями. Они касались незаконного перемещения и разделки диких животных.

Кстати, после ДТП с диким животным автовладельцу, машина которого не застрахована по «Каско», не стоит рассчитывать на выплаты от страховой компании.

Проход ограничат

Чтобы сделать трассу М6 более безопасной, здесь создаются конструктивные решения, которые будут препятствовать выходу диких животных на проезжую часть.

– Так, проектом реконструкции М-6 Минск-Гродно-граница Республики Польша предусмотрена установка ограждения (оцинкованной сетки) высотой 2 метра на 135-145 и на 196-211 километрах дороги, – рассказывает начальник технического отдела РУП «Гродноавтодор» Андрей Солоденников. – Здесь располагаются лесные массивы, в которых есть пути миграции диких животных, проходящие через автодорогу. Для «четвероногих пешеходов» на 140,3 и 199 километрах трассы будут созданы двухуровневые переходы. Вышеназванные работы уже ведутся, планируется, что они будут завершены в следующем году.

По сообщению официального сайта Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь