/ / Общественно-политические
08.12.2017

Атрощенко Петр Алексеевич: В критериях оценки нашей деятельности на первом месте стоит вопрос безопасности

Близится к завершению 2017 год. И сейчас – время итогов. В конце декабря заканчивается очередная, уже третья сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва. Напряженную, плодотворную работу в этом году провели наши парламентарии.

Петр Атрощенко

«В начале деятельности нынешнего созыва главными критериями оценки решений, принятых по всем направлениям парламентской деятельности, были определены безопасность, благополучие, уверенность в будущем наших граждан. И мы стремимся сделать все, чтобы наша работа полностью соответствовала этим критериям», – отмечает депутат Палаты представителей по Березинскому избирательному округу № 61, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Петр Атрощенко.

– Петр Алексеевич, какие моменты Вы бы выделили и поставили в число приоритетных проблем, над решением которых работают парламентарии.

– Вовсе неслучайно в критериях оценки нашей деятельности на первом месте стоит вопрос безопасности. Остановлюсь именно на этом и начну с того, что на постоянном контроле держится проблема коррупции. Сейчас у нас в стране действует «Закон о борьбе с коррупцией», вступивший силу в январе 2016 года. Он устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции. Чтобы читатель понимал масштабы белорусской коррупции, назову несколько цифр: за девять месяцев текущего года в стране выявлено 1389 коррупционных преступлений. Это немного больше, чем в прошлом году. Но говорить о том, что у нас растет и процветает коррупция, я бы не стал. Как-то в одном из прошлых интервью, по-моему, «Нашай ніве», я даже назвал ее местечковой… Замечу, что основное количество коррупционных преступлений совершается на низовом и среднем управленческих уровнях. Лица, занимающие ответственное положение, составляют около 2% от общего числа совершивших коррупционные преступления. Вот и судите… Некоторый рост отмечается во всех областях, кроме Гродненской, где цифры примерно те же, в Минской области и городе Минске наметилась тенденция сокращения таких преступлений.

– Какой, на ваш взгляд, самый перспективный путь в решении этой проблемы?

– На мой взгляд, наиболее грозное оружие здесь – профилактика. В настоящее время у нас в стране реализуется программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы. Ведется работа по устранению избыточного административного регулирования предпринимательской деятельности. Подвергнуты существенной корректировке акты законодательства, которые регулируют порядок осуществления административных процедур, государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков. В этом году Генпрокуратурой и другими заинтересованными структурами проведен анализ работы Закона, определены отдельные проблемные вопросы, на которые будет обращено внимание. В ноябре состоялась межведомственная конференция «Правовые и организационные вопросы практики применения и пути совершенствования законодательства о борьбе с коррупцией», я был участником данного форума от Парламента.

– Расскажите подробнее.

– Рассматривался весь спектр вопросов. Говорилось о том, что требуются уточнения запрета на участие в управлении коммерческой организацией, на выполнение иной оплачиваемой работы, механизм практической реализации положений об общественном контроле в сфере борьбы с коррупцией и иные позиции. В целом, я бы систематизировал все по следующим блокам. Бессрочный запрет на трудоустройство в качестве госслужащих работников, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы. Ограничение права на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной службе. Гражданско-правовой механизм изъятия по решению суда имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения. Расширение перечня сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию высокопоставленными должностными лицами. Дополнение мер по борьбе с коррупцией системой мер общественного контроля. Я думаю, что в ближайшее время все это будет еще раз проанализировано, может быть потребуются какие-то дополнительные обсуждения, естественно, нужны консультации ученых и практиков. И нельзя исключать, что уже в ближайшее время мы будем говорить о внесении изменений и дополнений в Закон «О борьбе с коррупцией».

– Не менее часто звучит и проблема наркотиков.

– Совершенно верно. В последнее время ко мне, многим другим депутатам Парламента обращаются родственники, в основном, матери, жены, сестры, с предложениями о приведении законодательства Беларуси в соответствие с международными стандартами и правовыми нормативами, ратифицированными нашей страной, и повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Скажу так: наше законодательство в данном направлении в полной мере соответствует нынешним реалиям и не идет вразрез с мировой практикой. Сейчас по поручению Главы государства компетентными государственными органами осуществляется работа по выработке предложений по корректировке уголовного законодательства в данной сфере. После внесения соответствующего законопроекта в Палату представителей, он будет рассмотрен в установленном порядке.

– Продолжается и обсуждение вопроса о смертной казни.

– Да, эта проблема действительно актуальная и очень серьезная. Как отметил один мой коллега – очень чувствительная для общества. Когда-то в середине 90-х годов прошлого века народ принял это решение. Через референдум, и цифра серьезная – более 80 процентов. Текущий год был очень насыщен на события в этом направлении. Очень активно работала рабочая группа, изучающая проблему смертной казни, действующая при Палате представителей. Отмечу, что группа в новом составе работает с начала года и ее целью не является убеждение в необходимости отмены либо сохранения смертной казни, а лишь информирование граждан о тех аспектах, которые касаются данного вида наказания. У нас неоднократно были международные эксперты, докладчик по Беларуси комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы по политическим вопросам и демократии Андреа Ригони. Тема обсуждалась и на заседании политического комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Европейцы приводят статистику, что отмена смертной казни не приводит к росту преступности, а возможность ошибок следствия и суда достаточно велика. Сегодня отдельные из, так сказать, инициаторов отмены смертной казни, говорят: давайте вынесем этот вопрос на обсуждение. Знаете, я не уверен, что если мы сегодня вынесем этот вопрос на обсуждение, то все депутаты этого созыва поддержат предложение по отмене или мораторию на смертную казнь. Позиция нашей рабочей группы такова – до того, как проводить парламентские слушания по этому вопросу, нужно серьезно поработать с общественным мнением. А мнения расходятся. И если говорить языком цифр, то сейчас процент выступающих за сохранение смертной казни белорусов выше. Все эти вопросы, о которых мы сегодня говорим, требуют очень серьезного, взвешенного подхода. Над этим мы сейчас и работаем.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)