/ / Общественно-политические
16.08.2017

Звонят? Закройте дверь. Под видом сотрудников «Белэнерго» мошенники выманивают деньги на платные услуги

И снова здравствуйте! Опять под маской сотрудников государственных организаций наши телефоны обрывают, а в двери звонят: «Откройте, проверка!» На этот раз эксплуатируется репутация энергосбыта и электросетей. Пресс-служба «Белэнерго» была вынуждена даже выступить с заявлением: мол, его подразделения в Минске, Гомеле, Витебске и других городах не имеют никакого отношения к навязыванию гражданам всевозможных замеров напряжения и проверок исправности счетчиков с последующим втюхиванием платных услуг. Вроде замены прибора учета за 220 рублей. Песня стара, как и сам мошеннический промысел: любым путем проникнуть в вашу квартиру, ссылаясь на высшие инстанции, уболтать, нагнать страха, ввести в ступор и подсунуть на подпись договор. С расчетом на то, что люди в возрасте – а именно они-то и становятся жертвами ну очень навязчивого «сервиса» – законопослушны и верят всему. Тем более если незваный гость важно представляется. Согласитесь, это очень смахивает на легкий шантаж и беспардонное манипулирование.

Мошенничество

«Все нужно заменить!» – только и слышат попавшиеся на такую удочку. А еще про то, что именно в их районе участились пожары и виной всему – как раз плохая проводка. Особенно усердствуют доставучие «электрики» в Гомеле, где они, представляясь сотрудниками «Гомельэнерго», работают обычно целыми группами: девушка и два парня. Идет шквал звонков и сообщений от возмущенных горожан... И хотя кое у кого действительно старые розетки и обветшалая проводка, которую стоило бы заменить, разве это так делается?

Начальник информационно-аналитического отдела ГПО «Белэнерго» Александр Мальков объясняет: энергетики не ходят с проверками по квартирам – контроль вообще не входит в зону их ответственности (за исключением совместных рейдов с МЧС по квартирам, которые стоят на учете). Есть проблема – официально вызывайте специалиста, сомнения – обращайтесь в местную обслуживающую организацию. Вообще, такие работы оплачиваются предварительно, а дата и время их проведения согласовываются. И потом, любой сотрудник системы «Белэнерго», придя к вам, обязательно захватит с собой служебное удостоверение и другие документы. Которых у мошенников, рядящихся под энергетиков, с собой попросту быть не может!

Так что совет первый: незнакомцам дверь не открывать, а второй: если уж впустили – потребовать официальные бумаги и не стесняться задавать вопросы. Они этого очень не любят и быстро ретируются. Как из квартиры 75-летней минчанки, в прошлом электросварщицы, которая камня на камне не оставила от доводов «проверяющего». Просто на смех подняла и тем самым спасла себя от кабального договора. Ведь если он подписан, то с юридической точки зрения к фирме уже не подкопаться. Придется платить втридорога и непонятно за что.

Бедные наши родители, бабушки и дедушки! Сколько же раз с ними уже играли в эту грязную игру! Сначала, в начале 2000-х, под маской санслужбы впаривали порошки от тараканов – «у вас же такая антисанитария!». Потом настал черед фильтров для воды с демонстрацией фокусов – «гляньте, что у вас льется из крана!». После – стеклопакетов, «компьютерной помощи»... Причем вот что нынче тревожит. Если раньше, скажем, «диагностику окон» навязывали методом тупого обзвона квартир, то сейчас прежде объявления на подъездах наклеят, поминая несуществующее решение горисполкома, и на него же напористо впоследствии ссылаются. Дескать, вы же видели, мы в связке с ЖЭСами работаем! И спасу от них никакого нет. Единственный, пожалуй, выход – отключать телефон и домофон, пока старики одни дома. А вернется вечером с работы-учебы молодое поколение, умеющее за себя постоять, – у него с мошенниками разговор будет коротким.

«Советская Белоруссия», 16 августа 2017 г.
(фото – Сергей ЛОЗЮК)