/ / Общественно-политические
07.08.2017

Чековые игры: почему идея проведения этих популярных лотерей не нашла в нашей стране поддержки

«Во многих нюансах Беларусь опережает соседние страны.  Здесь «белый» бизнес, нет такого «серого» рынка, как в некоторых соседних государствах. Бизнес здесь делать проще», – так говорил недавно региональный директор Bosch Automotive Aftermarket по России, Украине и Беларуси Олег Рябцев. Увы, приходится признать: это, скорее, благие пожелания. «Серый» рынок продолжает существовать – в виде все еще выявляющихся зарплат «в конвертах», нелегальной интернет-торговли, незаконного предпринимательства. Схем много, но все они имеют общие черты: их фигуранты не дают гарантий потребителям, не несут ответственности и не платят налоги в бюджет. В конечном итоге все это оборачивается серьезными проблемами для экономики страны. А потому и борьба с «тенью» приобретает все новые черты.

Среди классических способов легализации бизнеса можно назвать отказ от наличных расчетов. Флагманом здесь выступает Швеция: по оценкам ее Королевского технологического института, к 2030 году страна может полностью перейти на безнал. Уже сегодня не менее 97 процентов всех операций осуществляется в безбумажном варианте, а банки и вовсе отказываются от операций с налом. Даже пожертвования в церковь принимаются с помощью банковских карт. Это снижает уровень коррупции, повышает собираемость налогов и сокращает издержки финансовых организаций. И это при том, что Швеция была первой страной, которая в 1661 году ввела в оборот бумажные деньги. Низкий показатель использования наличности зафиксирован в Южной Корее – 2 процента. В США и ЕС – 7 и 9 процентов соответственно. 

Помочь борьбе с «серым» рынком могут и сами граждане. Причем речь идет не о банальном «доносительстве» или железной принципиальности, а о довольно увлекательном, а порой и прибыльном мероприятии – чековых играх. Именно так поступили в свое время в Китае, где теневая экономика достигла невиданного размаха: на обороте кассовых квитков стали печатать лотерейные билеты. Теперь практически все покупатели требуют чек, ведь каждый из них дает шанс выиграть до 50 тысяч юаней. Проводятся чековые лотереи также в Грузии, Португалии, Словакии, Словении, Хорватии. На очереди Литва. Ее социологи подсчитали: в условиях чековой игры платить полную цену за товар готовы около 75 процентов потребителей. Без игры – лишь 62 процента.

Нечто подобное Министерство по налогам и сборам пыталось внедрить и в нашей стране. Идея была проста: потребитель покупает какой-либо товар или оплачивает услугу и получает кассовый квиток. Регистрирует его в СККО – системе контроля кассового оборудования, вводя код через сайт или сканируя его через мобильное приложение. После чего чек вносится компьютером в автоматизированную информационную систему и участвует в розыгрыше. Для счастливчика бонус двойной: выигрыш, полученный от участия в игре, еще и не облагается подоходным налогом. Единственная сложность: покупатели должны хранить все бумажки. Но председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша усматривает в этом лишь позитив:

– Всю жизнь мы не устаем призывать: берите чеки, для того чтобы доказать, что некачественный товар куплен именно в этом магазине, чтобы вернуть его или обменять. Так будет проще доказывать свою правоту в том или ином вопросе.

Однако против самой идеи популярной игры восстал бизнес. Эксперты Минского столичного союза предпринимателей и работодателей увидели в попытках МНС привести сферу торговли и услуг в исключительно цивилизованное русло совершенно иной подтекст. А именно: новые сборы с предпринимателей и новые административные процедуры. Опасения предпринимателей разделили профсоюзы и МАРТ. Первые откровенно недоумевали: призовой фонд таких розыгрышей будет формироваться в размере всего 20 процентов от поступившей в предшествующем месяце платы. Заместитель же Министра антимонопольного регулирования и торговли Ирина Наркевич эту резонансную идею в целом одобряет, но к деловому сообществу предлагает прислушаться:

– Как эту инициативу воплотить в жизнь? Пообщавшись с бизнесом, мы поняли, что сейчас это будет большая для них нагрузка. И мы поддержали бизнес. Скажу так: сейчас она несвоевременна.

Насколько может быть борьба с «серым» рынком несвоевременной – вопрос риторический. Иное дело техническая сторона вопроса. Недавно были перенесены сроки подключения кассового оборудования к системе дистанционного контроля выручки. Для юридических лиц и ИП – с 1 января на 1 июля 2018 года с нюансами в зависимости от статуса их городов. Перенесены сроки и для индивидуальных предпринимателей. Но с 1 февраля 2019-го такие кассы у них должны заработать.

Таким образом, инфраструктура для проведения подобных игр появится в течение следующего года. Между тем в Литве первая чековая лотерея состоится уже в ноябре нынешнего года. Ее годовой призовой фонд составит около 173 тысяч евро. Планируется, что в недельной игре можно будет выиграть десять призов по 200 евро, а в месячной – один приз 5000 евро. Может быть, стоит присмотреться к международному опыту? Воспитание правовой культуры граждан – дело затратное, но в будущем оно окупится сторицей.

Хорошо забытое старое

Первая чековая лотерея прошла в нашей стране под эгидой Министерства по налогам и сборам еще под занавес 2014 года. В ней приняло участие более тысячи покупателей, а общая сумма розыгрыша составила 60 миллионов рублей – более 5 тысяч долларов по тогдашнему курсу. Акция распространялась на покупателей двух крупных торговых центров Минска.

За и против

Артур МотовиловАртур Мотовилов, предприниматель:

– У меня сеть магазинов, расположенных в Минске и ближайших пригородах. Половина кассового оборудования подключена к СККО, остальные аппараты подключим в установленные законом сроки. Идею проведения чековых игр целиком поддерживаю, так как такие лотереи вызовут всплеск потребительской активности. Условно говоря, если потенциальный покупатель проходит мимо магазина и размышляет, стоит ли купить что-либо, то в случае чековой игры он, скорее всего, это сделает. В начале года был в Чехии, там как раз обсуждался скорый запуск таких лотерей. И, как я понял, чехи их очень поддерживали. Так что для магазинов каких-либо технических проблем я не вижу. А вот для покупателей таковой может стать свойство термобумаги, из которой состоит кассовая лента, банально выцветать со временем. А если чеки сперва фотографировать, как тогда по фотографии распознать возможную подделку? Словом, нюансов много и продумать стоит каждый.

Валерий БороденяВалерий Бороденя, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам:

– Я пока не вижу каких-либо серьезных факторов, которые сделали бы меня поборником идеи таких игр. Да, белорусы – люди очень азартные. Рекламные акции больших магазинов – свидетельство того. Но что касается чековых лотерей, надо четко определиться с их целями и задачами. 

А цель их может быть лишь одна – продвижение наших отечественных продуктов, увеличение спроса на них. И заниматься этим должны не госорганы, а компании, имеющие к тому же соответствующую финансовую подоплеку. В деле борьбы с «серым» рынком вряд ли такие лотереи сработают. Зато они – очень недешевое удовольствие, требующее огромных усилий. У нас объединить в одно целое всю кассовую систему, проводить розыгрыши, формировать серьезный призовой фонд – все это очень непросто. Я вижу потенциал этой идеи, о нем говорят и ход наших лотерей, и проведение различных рекламных акций. Так что потенциал есть, но для его реализации требуются серьезные расчеты. 

Максим ОСИПОВ, «Народная газета», 4 августа 2017 г.
(фото – «Народная газета»)