/ / Общественно-политические
04.08.2017

Наркотики на весах правосудия – летом количество исследований, проводимых экспертами-химиками ГКСЭ, увеличивается

В разгар лета экспертам управления ГКСЭ по Гродненской области отдыхать не приходится. Это время, когда на полях и приусадебных участках встречаются мак и конопля – растения, которые интересны наркопотребителям. В этом сезоне количество исследований, проводимых экспертами-химиками, увеличилось в разы. Почему? Этот вопрос можно задать начальнику отдела специальных экспертиз майору юстиции Андрею ЛУКШЕ. Именно к нему и его коллегам поступают подозрительные «травки», порошки, таблетки и даже шприцы с наркотиком. Задача специалиста – определить, что за вещество перед ним, запрещено ли оно к обороту в нашей стране. Благодаря современной технике исследование сегодня занимает не более 40 минут.

Андрей Лукша

Запрещенный «урожай»

Казалось бы, цветы мака очень красиво смотрятся на картинах, в букетах, а дикий мак превращает обычные поля в изумительные пейзажи. Тем временем этот цветок – объект «охоты» для наркоманов, которые путем экстракции различными растворителями или ацетоном изготавливают из недозрелых коробочек растения экстракционный или ацетилированный опий. Однако не каждый цветок мака содержит в своем составе наркотические вещества: есть много сортов (так называемых самосеек), которые неинтересны наркоманам. Для возделывания на территории Беларуси запрещены только экземпляры, «обогащенные» наркотическими алкалоидами: морфином, кодеином и тебаином. Со слов Андрея Лукши, раньше, если растение по морфологическим признакам классифицировалось как мак, и человек не отрицал, что именно он растет на его приусадебном участке, участковому этого было достаточно, чтобы привлечь гражданина к административной ответственности. Теперь, после указания Генеральной прокуратуры, каждое изъятое растение мака отправляется на экспертизу, чтобы определить, пригодно ли оно для изготовления наркотического средства. Вот почему в этом сезоне количество экспертиз, проводимых экспертами-химиками, увеличилось.

Точно так же сегодня изымаются растения конопли. Из-за достаточно холодной и влажной погоды конопля, произрастающая в Беларуси, имеет малое содержание особо опасного психотропного вещества – тетрагидроканнабинола, обладающего психоактивным действием. Тем не менее это дополнительная нагрузка на экспертов-химиков в летний период.

– У нас не наблюдается беспорядочного произрастания этого растения, поскольку сотрудники наркоконтроля вовремя уничтожают посевы конопли либо задерживают лиц, которые ее культивируют, – рассказывает Андрей Лукша и делится интересным фактом: – Если конопля укоренена в земле, то это растение рода «каннабис». За его произрастание на территории частного владения предусмотрена административная ответственность (при условии, что у гражданина нет умысла на культивирование и изготовление марихуаны, гашиша или гашишного масла). Как только человек срезает листик, соцветие или стебель растения, ему грозит уголовная ответственность, потому что конопля без корня – это уже опасное наркотическое средство, именуемое марихуаной.

Маковые «бубки»

До того как индивидуальным предпринимателям и частным организациям запретили реализовывать семена мака, их массово ввозили с территории Польши, Украины, России. Такого большого количества для пищевой промышленности не требовалось, поэтому они уходили на черный рынок. В чистом виде в большинстве случаев семена мака не содержат наркотических веществ и не запрещены, однако в продажу поступали и загрязненные семена, содержащие фрагменты маковой соломы или специально обработанные опиатами. На сленге наркопотребителей такой «грязный» мак называется «бубками» или «семками». Именно они пригодны для изготовления экстракционного либо ацетилированного опия. Ранее доходило до того, что правоохранители задерживали целые фуры с маком, сейчас его изымают в небольших количествах. На это в первую очередь повлияло то, что за транспортировку более двух его килограммов предусмотрена конфискация транспортного средства.

Спайсовый бум

Если до 2005 года самыми распространенными в среде наркопотребителей были марихуана, гашиш, гашишное масло, маковая солома, экстракционный и ацетилированный опий, героин, то в период с 2005-го по 2011 год среди молодежи стали очень модны такие опасные психотропные вещества-стимуляторы, как амфетамин, метамфетамин, «экстази» и другие. Помимо них, в то время получили распространение и «марки» – кусочки бумаги, пропитанные сильным галлюциногеном ЛСД. По словам эксперта, сейчас они встречаются реже, поскольку молодежь опасается последствий. Мало того, что употребившие наркотик видят порой самые невообразимые галлюцинации, наиболее безобидная из которых – летающие за окном крокодилы, от ЛСД можно впасть в продолжительный психоз или глубочайшую депрессию, а то и вовсе не выйти из этих состояний.

Период с 2009-го и до нашего времени – это засилье «синтетики»: спайсов, «солей», «скоростей». Как только они появились, сразу получили название дизайнерских, поскольку были новыми, не исследованными и не запрещенными. Впервые на них стали «налагать вето» в 2010-м.

Спайсы – это курительные смеси: чаще табак, обработанный особо опасными психотропными веществами (синтетическими каннабиноидами, которые по своему действию похожи на тетрагидроканнабинол). Но нередко наркодельцы наносят психотропы и на чай, мать-и-мачеху, ромашку или календулу. В чистом виде чаще всего изымаются так называемые «соли» и «скорости», а также реагенты для приготовления курительных смесей.

С появлением спайсов нагрузка на экспертов возросла в 10 раз.

– Сегодня в Беларуси действует уникальное антинаркотическое законодательство, – рассказывает майор юстиции. – В России, прежде чем новое наркотическое вещество попадет под запрет, проходит до полугода. В Европе для этого требуется несколько лет. В Беларуси же наркотическое вещество-аналог попадает под запрет в течение суток: с момента публикации его названия на сайте МВД. Это стало возможным благодаря принятию в 2012 году Закона «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах». Если вещество отличалось от запрещенного небольшим радикалом, оно тут же попадало под понятие «аналог». С 1 января 2015 года во внимание принимается базовая структура вещества. Это более обширное понятие. Проще говоря, запрещается целый ряд веществ, имеющих одинаковый «скелет». Благодаря этому наплыв спайсов был сбит. К слову, сегодня эксперты-химики центрального аппарата даже работают на опережение: плотно сотрудничают со специалистами из соседних государств. Спустя месяц-два после того как новое вещество выявляется на территории сопредельного государства, оно вносится в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю. Сегодня в нём насчитывается более 650 позиций, и эксперт должен все их знать.

«Рондо», кока и гашиш

Конечно, в практике экспертов не может не быть интересных случаев. Взять, к примеру, эпизод, когда молодые люди привезли в Беларусь пакетик с листьями коки… В качестве сувенира. «Листья коки на территории нашей страны не изымались лет пятнадцать, – рассказывает Андрей Лукша. – Простой обыватель может спокойно принять это растение за лавровый лист. Несмотря на то, что в странах Южной Америки жевание и заваривание чая из кокаиновых листьев является частью традиционной культуры, на территории Республики Беларусь они запрещены. Наши туристы купили в одной из стран Южной Америки запакованные листья коки в обычном киоске и везли на родину как сувенир, не зная, что они запрещены. А однажды на стол к экспертам попал целый пакет больших круглых белых таблеток, которые впоследствии оказались конфетами «Рондо».

Если говорить о настоящих таблетках, то они так же часто, как и другие вещества, встречаются в работе экспертов-химиков. Зачастую в ходе таможенного контроля на границе изымаются медпрепараты, разрешенные к обороту на территории Евросоюза, но запрещенные у нас.

– В основном это таблетки либо порошки от простудных заболеваний, которые содержат в своем составе небольшое количество психотропных веществ или наркотических средств, – поясняет Андрей Викторович. – А в 2015 году МВД потребовало у всех организаций и предприятий уничтожить старые аптечки, в которых содержался психотроп тарен (апрофен) – противоядие при отравлении фосфорорганическими соединениями. В свое время оно применялось в гражданской обороне. Специалистам областного управления ГКСЭ довелось исследовать до 10 тысяч изъятых «чемоданчиков».

Майор юстиции вспоминает и об ухищрениях, на которые идут наркодельцы, чтобы доставить «дурман» в пункт назначения. Например, последняя партия изъятого гашиша весом 34 килограмма перевозилась в газовом баллоне автомобиля. Встречались случаи, когда наркотик прятали в отдельных полостях авто, аккумуляторных батареях.

– Самая большая партия наркотиков была изъята в 2015 году, – повествует Андрей Лукша. – Тогда на экспертизу поступило 163 килограмма гашиша и 12500 таблеток «экстази». Также в нашей практике был эпизод, который на первый взгляд может показаться комичным. Тогда на границе задержали автомобиль, по салону которого были разложены не подписанные пакеты с кристаллическим веществом. На вопросы пограничников о том, что он перевозит, водитель отвечать не желал, поэтому груз был изъят на экспертизу. Проведенное нами исследование не выявило подконтрольных веществ. Тогда сотрудники наркоконтроля отправили пакеты на дополнительную экспертизу в Минск. Оказалось, что в них была обычная морская соль…

Доказательство вины

Благодаря специальному оборудованию для обнаружения широкого спектра наркотических средств и психотропных веществ – хромато-масс-спектрометру – для идентификации наркотиков достаточно 10–15 грамма вещества. Часто на исследование поступают весы, упаковочный материал, ложки, лопатки, которые изымаются у наркопотребителей и распространителей. А в последнее время для полноты расследования уголовных дел изымают подногтевое содержимое, смывы с ладоней и пальцев рук. Если на них обнаруживаются следы наркотического вещества, это становится косвенным доказательством того, что человек имел непосредственный контакт с наркотиком.

В среднем в год сотрудниками отдела специальных экспертиз проводится около 1500 исследований наркотиков и еще порядка 500 – в районах. Учитывая необходимость в оперативности, хромато-масс-спектрометр работает в круглосуточном режиме без перерывов. Дежурный эксперт готов в любое время дня и ночи провести экспертизу наркотических средств и психотропных веществ, которая поможет в установлении природы изъятого вещества, отнесении его к наркотическим или психотропным и дальнейшем принятии решения по каждому из фактов.

Ольга Махнач, официальный сайт Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь
(фото – Ольга Махнач)