/ / Общественно-политические
26.01.2016

Четкие правила пунктуальности. Вступила в силу новая редакция Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц»

Вступила в силу новая редакция Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц». Документ актуальный и касается всех нас. Он, несомненно, будет интересен и тем, кто обращения пишет, и тем, кто на них по роду своей деятельности отвечает. Негоже человека с его проблемой отправлять плутать по лабиринтам равнодушия и бюрократизма — таков основной посыл законодателей, прописанный в виде четких понятных новелл, с учетом теории и практики. А вот любителям рассылать по инстанциям беспочвенные жалобы придется поумерить пыл.

Одно из обсуждаемых изменений: за систематические (три и более раза в течение года) необоснованные обращения по одному и тому же вопросу (на который первоначально был дан ответ) с заявителя могут взыскать расходы в связи с рассмотрением. Сутяг новшество должно заставить задуматься. Увидим, как норма будет действовать на практике, но можно надеяться, с эпистолярным «терроризмом», имевшим место в сфере обращений, покончено! И здесь в законе важные уточнения: какое обращение считать повторным, каков порядок взыскания. Для добропорядочных заявителей позитив от нововведения есть, и несомненный. Можно представить, сколько времени освободится у исполнителей на должное рассмотрение именно их обоснованных жалоб, как того требует закон, «по существу».

Электронная форма общения становится все популярнее. Есть новации и тут. Например, представители заявителей, подавая на сайт госоргана обращение, должны прилагать электронные копии документов, подтверждающих их полномочия. Иначе — надо знать: такое ходатайство имеют право не рассматривать и не уведомлять об этом. К слову, аналогичная судьба ждет письма, информация об авторах (адрес, полное имя) которых не соответствует действительности.

Строгие требования к порядку проведения личного приема и записям в книге замечаний и предложений: обращаться нужно по компетенции, по вопросам, входящим в сферу деятельности организации — и точка.

Логичные изменения в сроках рассмотрения обращений. У исполнителей пять рабочих дней (раньше — календарных) на принятие решения по жалобе, при этом срок начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения.

Еще одна существенная новелла закона в том, что его действие не распространяется не только на обращения, порядок работы с которыми определен иными видами законодательства, скажем, о конституционном судопроизводстве либо уголовно–процессуальным, но и на претензии работника к нанимателю.

При подготовке новой редакции учли все замечания практиков. Например, в КГК законопроект направлялся трижды, и каждый раз в него вносили дополнения, подчеркивает начальник отдела по работе с обращениями граждан Комитета госконтроля Галина Еремцова:

— Все изменения в закон были направлены на то, чтобы систематизировать накопленный практический опыт в этой сфере (прежняя редакция действовала с 2011 года), положительно повлиять на качество рассмотрения обращений граждан. Например, почему законодатели пришли к норме о пяти рабочих днях для рассмотрения. В праздничные периоды, когда случается по 3 — 4 выходных подряд, у исполнителя остается совсем немного времени, чтобы должным образом изучить обращение, а закон требует внимательного рассмотрения и ответов по существу. Также теперь в случаях, когда решение вопросов связано с выполнением работ, оказанием услуг, исполнитель обязан в течение назначенного ему месячного срока и проинформировать гражданина (ранее — через пять дней по прошествии месячного срока). В прежней редакции не было расшифровано, какое обращение считать повторным. Теперь все четко — в течение трех лет с момента подачи первого обращения. Уточнено понятие «идентичного обращения» — поступившее из других инстанций. Кстати, по новому закону заявителю уже не нужно указывать место работы или учебы. Еще в документе четко прописано, что на поступившее по электронной почте обращение ответ должен направляться тем же способом.

Чего лукавить, порой и после нескольких обращений вопрос не решается. Как быть? В связи с этим, к слову, норма о возможной материальной ответственности за систематическую подачу аналогичных обращений породила самые разнообразные кривотолки. На это разработчики говорят в один голос: права у заявителей в нашей стране широкие, и об этом не стоит забывать. Если жалуется человек обоснованно, для защиты своих интересов он может обращаться в вышестоящую организацию либо же в суд. Конечно, лучше, чтобы до этого не доходило. На это и направлен закон.

Слово разработчикам

Вадим ИПАТОВ, директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси:

— Закон не направлен на кардинальное реформирование системы работы с обращениями граждан и юридических лиц, а имеет целью более четко и полно урегулировать отдельные вопросы. Так, уточнена сфера действия закона. Документ дополнен указанием на его неприменение к обращениям работников к нанимателю.

В законе содержатся предписания, касающиеся подачи нескольких идентичных обращений или обращений, содержащих уточнения. Ответ на такие письма может быть общий. А обращения учитываются как одно. Эта норма значительно упрощает работу с аналогичными письмами, поступающими в одну и ту же организацию.

Анонимными теперь будут признаваться не только обращения без указания адреса или фамилии, но и те, где указанные данные не соответствуют действительности. Такой подход, кстати, предусмотрен в законодательстве ряда стран СНГ.

Закон предписывает установить единые требования к рубрикам подачи электронных обращений. Это необходимо, чтобы исключить ситуации, когда организации произвольно устанавливали дополнительные требования к обращениям.

Это ключевые новеллы. Их, как видите, немного. Тем не менее законодательство об обращениях — это живая материя, чутко реагирующая на потребности практики. Поэтому нельзя сказать, что формирование законодательства об обращениях завершено. Совершенствование правовых норм в этой сфере будет продолжаться.

Инна Юрчик, «Советская Белоруссия» № 14 (24896) от 26 января 2016 г.