/ / Новости PRAVO.BY
01.11.2021

Итоги обсуждения вопросов регулирования безопасности при использовании атомной энергии

Подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии».

Указанный законопроект направлен на укрепление и поддержание должного уровня ядерной и радиационной безопасности.

Организатор общественного обсуждения – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 8 по 18 октября 2021 г.

В установленный срок поступили замечания и (или) предложения от одного участника.

Сводная таблица

на проект Закона Республики Беларусь «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция

(в случае учета)


В проекте нет гармонизации с требованиями аналогичного закона Российской Федерации, рассмотрения аналогичных вопросов в странах СНГ, ЕАЭС

В подпункте 4.2 пункта 4 обоснования необходимости принятия законопроекта указаны результаты анализа актов законодательства иностранных государств, относящихся к предмету его правового регулирования, и практики их применения. При подготовке законопроекта учитывался опыт наилучших положительных зарубежных практик в области обеспечения ядерной
и радиационной безопасности.

Для разработки ядерного законодательства МАГАТЭ предлагается два подхода – государство принимает ядерное законодательство в виде единого, универсального закона или принимаются отдельные законы по разным предметам. При этом приоритетным обозначается первый подход (Справочник по ядерному праву. Имплементирующее законодательство. МАГАТЭ, Вена, 2010).

Проведенный анализ законодательства ряда иностранных государств показал, что во многих из них действуют законы, нацеленные на регулирование безопасности при использовании атомной энергии («О безопасном использовании атомной энергии в мирных целях» в Армении, «О ядерной безопасности» в Китае,
«О безопасном использовании ядерной энергии» в Болгарии, Кодекс ядерной безопасности в Венгрии). На международной арене имеется прецедент принятия единого Закона «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» (Украина).

Также в рамках взаимодействия на международной арене осуществлена гармонизация и унификация национального законодательства в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии с законодательством Российской Федерации как страны-поставщика ядерных технологий



В проекте нет ограничений сферы действия в отношении разных видов радиационных источников, поэтому непонятно упущение вопросов требований к обращению с радионуклидными источниками, радиоактивными отходами

Согласно части третьей статьи 2 законопроекта отношения, связанные с обращением с ядерными материалами и радиоактивными отходами, не урегулированные настоящим Законом, регулируются законодательством о радиационной безопасности.

Вопросы обращения с источниками ионизированного излучения и радиоактивными отходами урегулированы в Законе Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З
«О радиационной безопасности»



По РАО – национальный оператор, как понимается, единственная организация, однако в стране РАО образуются во многих организациях и там, полагается, они хранятся, проводится их переработка, что даже лицензируется,

а в их отношении тут ничего не регламентируется

Вопросы хранения, переработки радиоактивных отходов, включая их лицензирование, подлежат регулированию иными актами законодательства (в том числе Законом Республики Беларусь
«О радиационной безопасности», Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2021 г. № 137 «О регулировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения» (далее – Указ № 137), нормами и правилами по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения» и «Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности», утвержденными постановлениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16 июля 2019 г. № 47 и от 3 мая 2021 г. № 32)



Не урегулирован вопрос собственности на разные виды объектов использования атомной энергии при их использовании

Регулирование права собственности на объекты использования атомной энергии осуществляется в рамках гражданского законодательства.

Дополнительного регулирования в законопроекте не требуется



Упущены требования
к физической защите радиационных источников

Требования к сохранности источников ионизирующего излучения установлены
в Законе Республики Беларусь «О радиационной безопасности»



Упущены вопросы экспорта/импорта объектов использования атомной энергии


Законопроект дополнен статьей следующего содержания:

«Статья 65. Экспортный импортный контроль ядерных материалов, оборудования и технологий

Порядок проведения экспортного и импортного контроля ядерных материалов, оборудования и технологий, используемых при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии определяется Президентом Республики Беларусь».

Также согласно статье 66 в обязанности эксплуатирующих организаций включено уведомление Госатомнадзор об импорте и экспорте ядерного материала.


Для объектов использования атомной энергии упущены вопросы особенностей технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия оборудования, проведения сертификации.

По этим вопросам есть выводы по результатам правового мониторинга при реализации плана работы НЦЗПИ
на 2020 год, утвержденного Главой Администрации Президента Республики Беларусь И.П. Сергеенко
15 января 2020 г. в отношении законов «О техническом нормировании и стандартизации» и «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»

Для объектов использования атомной энергии установление особенностей технического нормирования и стандартизации
не требуется.

На данный момент в отношении оценки соответствия оборудования, изделий и технологии для объектов использования атомной энергии должны применяться общие правила проведения такой оценки.

Вместе с тем, при необходимости особенности проведения оценки соответствия оборудования, изделий и технологии для объектов использования атомной энергии могут устанавливаться в иных актах законодательства (пункт 5 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия)

Статья 27 законопроекта дополнена частью следующего содержания:

«Особенности оценки соответствия оборудования, изделий и технологий для объектов использования атомной энергии, а также, соответственно, процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь»

По статье 1

Для национального оператора - касается ли он чернобыльских отходов, которые в законодательстве стоят особняком?; для объектов использования атомной энергии – касается ли радионуклидных источников, не применяемых в технопроцессе ядерных установок?; для пункта хранения – касается ли радиоизотопных источников, не применяемых в технопроцессе ядерных установок?; для регулирования безопасности при использовании атомной энергии – по сути это касается и действий ведомств-владельцев ядерных установок при использовании атомной энергии, по сути очень витиевато и неоднозначно?

Определение термина «национальный оператор» имеет обобщенный характер. Частные вопросы его деятельности должны регламентироваться специальными актами законодательства.

При этом обращение с чернобыльскими отходами осуществляется в рамках законодательства о правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

Определение термина «объекты использования атомной энергии дополнено источниками ионизирующего излучения, применяемыми в технологическом процессе ядерных установок.

Определение термина «регулирование безопасности при использовании атомной энергии» дано исходя из общих теоретико-правовых подходов. При этом его сущность изложена в главе 3 законопроекта

По статье 2

Бланкетные отсылки на законодательство о техническом нормировании и стандартизации, а также об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия

Статья 2 законопроекта посвящена правовому регулированию отношений в области использования атомной энергии и во избежание пробелов в правовом регулировании определяет, что отношения, связанные с обеспечением безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, не урегулированные настоящим Законом, регулируются иными отраслями законодательства (в том числе об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, об охране окружающей среды, об охране
и использовании земель, о недрах, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, об охране труда, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленной безопасности, обеспечения пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.)


По статье 5

Полагается, что виды деятельности должны соответствовать видам деятельности Указа № 137 о лицензировании в этой области, поэтому в дальнейших статья они используются без опоры на лицензирование и пояснений; нет оценки соответствия, как вида деятельности (из Указа № 137) помимо экспертизы безопасности; в контроле за обеспечением безопасности неясно какой конкретно вид контроля имеется ввиду; нет самой физической защиты
(см. статью 1), обеспечение физической защиты отсутствует, а обеспечение физической ядерной безопасности очень декларативно

В статье 5 закреплены виды деятельности в области использования атомной энергии, а в Указе № 137 – виды выполняемых работ и (или) оказываемых услуг, составляющих деятельность области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, и для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии)


По статье 6

Декларативная и несодержательная

Статья 6 определяет элементы, входящие в систему обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, каждый из которых подробно раскрывается в отдельных статьях законопроекта


По статье 8

Определяет национального оператора – в чем смысл (назначение, создание, учреждение и т.п.)?, кто им управляет?

Статья 8 устаналивает компетенцию Совета Министров Республики Беларусь. В число его пономочий входит определение национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (как юридического лица).

Вместе с тем, ведомственную подчиненность национального оператора по обращению с радиоактивными отходами предполагается определить в отдельном законодательном акте (в настоящее время подготовлен его проект)


По статье 9

Не ясно для кого и что
в отношении радиоизотопных источников и РАО; полномочия Минэнерго дублируют полномочия Президента

Вопросы обращения с источниками ионизированного излучения и радиоактивными отходами урегулированы в Законе Республики Беларусь «О радиационной безопасности».

Дублирование полномочий Президента Республики Беларусь и Министерства энергетики отсутствует

Статья 9 законопроекта изложена в следующей редакции:

«Статья 9. Органы государственного управления в области использования атомной энергии

Государственное управление в области использования атомной энергии осуществляют органы государственного управления в области использования атомной энергии:

Министерство по чрезвычайным ситуациям;

Министерство энергетики; Национальная академия наук Беларуси;

другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации в пределах своей компетенции.».

По статье 10

Не конкретно, нет распределения, для кого конкретно и что? а радиационный мониторинг вне территории объектов по атомной энергии, осуществление охраны объектов, проведения антитеррористических мероприятий? а оценка соответствия оборудования требованиям?

В статье 10 законопроекта определены полномочия органов государственного управления в области использования атомной энергии, которые осуществляются в соответствии с иными актами законодательства (в том числе устанавливаются в отдельных положениях о них)

Статья 10 законопроекта изложена в следующей редакции:

«Статья 10.            Полномочия Министерства энергетики, Национальной академии наук Беларуси и других органов государственного управления в области использования атомной энергии

Министерство энергетики, Национальной академии наук Беларуси и другие органы государственного управления в области использования атомной энергии в пределах своей компетенции:

обеспечивают проведение единой государственной научно-технической инвестиционной и структурной политики
в области использования атомной энергии;

разрабатывают меры по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии; 

разрабатывают нормативные правовые акты в области использования атомной энергии;

осуществляют подготовку предложений об обеспечении деятельности в области использования атомной энергии, в том числе
по урегулированию вопросов обеспечения ядерных установок ядерным топливом;

разрабатывают меры по физической защите ядерных установок, источников ионизирующего излучения, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных отходов;

организуют готовность сил и средств
к действиям в случае чрезвычайных ситуаций на объектах использования атомной энергии и государственный контроль за выполнением мероприятий по их предупреждению;

участвуют в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;

организуют мониторинг радиационной обстановки на объектах использования атомной энергии;

осуществляют учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных отходов;

формируют комплекс мер по обращению
с радиоактивными отходами и осуществляют контроль за его реализацией;

обеспечивают единство измерений в области использования атомной энергии;

организуют проведение аккредитации в области использования атомной энергии;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом
и иными актами законодательства»

По статье 11

Тут только 2 органа из 5 имеющихся с настоящее время? это регулирование использования или регулирование безопасности? тут только МЧС в лице Госатомнадзора, а далее по тексту есть МЧС в своем лице (статья 12)

В статье 11 законопроекта перечень государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в области использования атомной энергии открытый.

К ним относятся:

МЧС (Госатомнадзор);

Министерство здравоохранения;

другие республиканские органы государственного управления.

Полномочия МЧС и Госатомнадзора указаны в иных статьях законопроекта. Например, аналогичный подход применен в статье 10 Закона Республики Беларусь «О радиационной безопасности»


По статье 12

В статье 11 есть только МЧС
в лице Госатомнадзора

В статье 11 законопроекта обозначено, что
в систему МЧС входит Госатомнадзор, который наделен специфическими полномочиями в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

При этом в статье 12 законопроекта определены полномочия МЧС, а в статье 13 – Госатомнадзора


По статье 13

Системные вопросы Минобразования – участвует в формировании и обеспечении функционирования единой государственной системы подготовки кадров в области использования атомной энергии; распылённость полномочий – осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства

В статье 13 закреплено участие Госатомнадзора в формировании и обеспечении единой государственной системы обеспечения подготовки кадров, в то время как осуществление самой функции принадлежит Министерству образования.

Во избежание дублирования полномочий, закрепленных в законопроекте и иных актах законодательства, отсылочная норма на них применена обосновано


По статье 14

Обеспечивает согласование? а кто согласовывает, с кем?
в отношении нормативов допустимых выбросов
и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду объектов использования атомной энергии

Согласование нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ
в окружающую среду объектов использования атомной энергии является административной процедурой, субъекты и порядок осуществления которой установлены в пункте 20.39 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями
в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
17 февраля 2012 г. № 156.

Кроме того, вопросы разработки и согласования нормативов допустимых выбросов и сбросов урегулированы Положением о порядке разработки
и утверждения нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2020 г.
№ 497


По статье 15

Большой список работы, непонятно кому адресованный

В статье 15 законопроекта определены полномочия других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций в области использования атомной энергии, осуществляемые в пределах их компетенции, установленной в актах законодательства (в том числе положениях о них)


По статье 17

Последний абзац о требованиях по обеспечению ядерной
и радиационной безопасности – иных методов и методик (методов и методик чем каких?) при наличии соответствующего обоснования (кто и как рассматривает обоснование, кому доказать надо?)

Согласно статье 17 законопроекта на практике допускается возможность выполнения требований по обеспечению ядерной
и радиационной безопасности с помощью иных методов и методик (помимо указанных
в руководствах по ядерной и радиационной безопасности) при наличии соответствующего обоснования их применения. При этом обоснование их применения будет представляться для рассмотрения соответствующему уполномоченному органу


По статье 18

Нет меры для оценки культуры безопасности и критериев для культуры безопасности

Оценка и критерии культуры безопасности будут установлены в иных актах законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности


По статье 20

Главный государственный инспектор это должность или функция? Самый главный? А госинспекторы могут ли быть главными, как должность?

В статье 20 законопроекта термин «Главный государственный инспектор» использован для обозначения функции, осуществляемой руководителем уполномоченного государственного органа.

Вместе с тем, это не препятствует существованию соответствующих должностей государственных инспекторов


По статье 21

В случае, если для оценки соответствия требуются специальные знания в области науки, техники и иных сферах деятельности, назначается – неоднозначное толкование, нет критериев назначения; Госатомнадзор проводит оценку соответствия соискателя лицензии долицензионным требованиям – и тут же (при условиях) может назначаться экспертиза безопасности – соискателя лицензии долицензионным требованиям? Не ясно, т.к. это не соответствует Указу № 137

Второе предложение части шестой статьи 21 законопроекта полностью соответствует части второй подпункта 56.3 пункта 56 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, утвержденного Указом № 137.

Также порядок организации и проведения экспертизы безопасности определен
в Положении о порядке проведения экспертизы безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 октября 2021 г.
№ 558


По статье 22

Тут в отношении экспертизы безопасности – а в Указе № 137 есть и отдельная процедура –оценка соответствия


Статья 22 законопроекта изложена в следующей редакции:

«Статья 22. Оценка безопасности

Госатомнадзор проводит оценку безопасности:

при периодической оценке безопасности
в рамках лицензионной деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

при оценке соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям;

при изменении конфигурации ядерной установки и (или) пункта хранения, в том числе при проведении модификаций, связанных с изменением конфигурации;

в рамках государственного надзора в области обеспечения ядерной
и радиационной безопасности;

после нарушений в работе ядерной установки и (или) пункта хранения, связанных с отказом систем и элементов, важных для безопасности, или ошибочными действиями персонала.

На основании документов, представленных эксплуатирующей организацией по результатам проведения оценки безопасности, Госатомнадзор при необходимости организовывает проведение экспертизы безопасности.

Проведение экспертизы безопасности осуществляется с учетом оценки влияния на окружающую среду, результатов государственной санитарно-гигиенической экспертизы и иных экспертиз, проводимых в отношении объекта экспертизы безопасности.

Привлечение организаций научно-технической поддержки к проведению экспертизы безопасности осуществляется в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

Привлечение к проведению экспертизы безопасности осуществляется в рамках закупки из одного источника согласно перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.

Экспертная организация обеспечивает проведение экспертизы безопасности в соответствии с установленной системой управления в целях безопасности либо системой управления и (или) контроля качества осуществления лицензируемой деятельности.

Финансирование проведения экспертизы безопасности осуществляется за счет средств, предусмотренных Госатомнадзору в республиканском бюджете на эти цели»

По статье 27

В других законодательствах только отсылки, что есть особенности, а тут не установлены эти особенности – не выполняются положения мониторинга законов


Статья 27 законопроекта дополнена частью следующего содержания:

«Особенности оценки соответствия оборудования, изделий и технологий для объектов использования атомной энергии, а также, соответственно, процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь»

По статье 32

Нет таких прав и обязанностей для организаций техподдержки

Указанные нормы статьи 32 законопроекта рассчитаны на перспективу и предусмотрены для организаций, которые будут оказывать научное содействие эксплуатирующим организациям


По статье 33

Нет техподдержки управления использования атомной энергии

В статье 33 закреплено, что организации научно-технической поддержки обеспечивают органы государственного регулирования в области использования атомной энергии актуальными и достоверными сведениями
и научно-техническими данными, касающимися безопасного использования атомной энергии и необходимыми для принятия решений в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности


По статье 37

А что с хранением РАО из научной и медицинской сфер, промышленности, где они образуются

Вопросы обращения с радиоактивными отходами урегулированы в Законе Республики Беларусь «О радиационной безопасности».

Положения о том, что национальным оператором в области обращения
с радиоактивными отходами будет обеспечиваться общее управление системой долговременного хранения и захоронения радиоактивных отходов в стране предусматривается закрепить в отдельном законодательном акте (в настоящее время подготовлен его проект)


По главе 5

Требования для обращения с обедненным ураном такие же, как и для обогащенного урана (в определениях все это одно)?

В главе 5 законопроекта обозначена необходимость обеспечения физической ядерной безопасности. Критерии ее обеспечения установлены в иных актах законодательства, исходя из потенциальной опасности ядерного материала


По статье 40

А отработавшие ядерные материалы из науки?, а стратегия по эффективному обращения для природного и обеднённого урана?

Требования в отношении ядерных материалов приведены в статьях 38 и 39 законопроекта.

Статья 40 законопроекта устанавливают необходимость разработки Стратегии обращения с отработавшим ядерным топливом, в том числе для научных учреждений, в результате деятельности которых будет образовываться отработавшее ядерное топливо, а также уровень ее утверждения


По статье 46

В отношении каких объектов использования атомной энергии? а источники ионизирующего излучения, применяемые в технологическом процессе ядерных установок?

Предмет и порядок проведения общественных обсуждений в области использования атомной энергии определяется законодательством об охране окружающей среды (в том числе Закон Республики Беларусь от 26 ноября
1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2016 г. № 458 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений»).

Порядок проведения общественных слушаний по вопросам выдачи эксплуатирующей организации лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию, вывод из эксплуатации ядерных установок определяются законодательством о ядерной
и радиационной безопасности (в том числе Указ Президента Республики Беларусь от
16 февраля 2015 г. № 62 «Об обеспечении безопасности при сооружении и эксплуатации Белорусской атомной электростанции», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2019 г. № 258
«Об утверждении Положения об общественных слушаниях по вопросам регулирования безопасности Белорусской атомной электростанции»)


По статье 57

Нормативные правовые акты
и международные правовые акты – только тексты или какие обязательства и требования?; физическую защиту – обеспечение или что
(см. определения)?; конфиденциально­сть и защиту – обеспечение или что?; обнаружение незаконного оборота – факт или мероприятия?; меры
в отношении – обеспечение, факт или действия?; меры по реагированию – обеспечение, факт или действия?; планы по реагированию – текст или мероприятия?; Физическая ядерная безопасность обеспечивается – что конкретно из списка? и кто это определяет это?

Физическая ядерная безопасность обеспечивается комплексно эксплуатирующими организациями и республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции (часть вторая статьи 57 законопроекта)

Часть первая статьи 57 законопроекта изложена в следующей редакции:

«Физическая ядерная безопасность включает:

требования нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, и международных правовых актов;

обеспечение физической защиты объектов использования атомной энергии, в том числе при перевозке;

осуществление учета и контроля ядерных материалов;

обеспечение конфиденциальности и защиты информации в отношении объектов использования атомной энергии;

принятие мер по обнаружению незаконного оборота ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения;

обеспечение сохранности источников ионизирующего излучения;

принятие мер в отношении ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, находящихся вне регулирующего контроля;

принятие мер по реагированию на несанкционированные действия в отношении объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

осуществление планирования по реагированию на несанкционированные действия в отношении объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения»

По статье 58

Декларативная, нет конкретики; В целях координации выполнения задач и функций – в чем суть координации?, неоднозначно; Положение и персональный состав компетентного органа – какие решения принимаются и где это надо?, нет полномочий для этого органа; В рамках государственной системы по обеспечению физической ядерной безопасности республиканскими органами государственного управления и эксплуатирующей организацией обеспечивается – голословно, кто и как обеспечивает?, нет ответственности


Статья 58 законопроекта изложена в следующей редакции:

«Статья 58. Государственная система по обеспечению физической ядерной безопасности

Государственная система по обеспечению физической ядерной безопасности представляет собой единую систему планирования, координации, реализации и контроля комплекса организационных, технических и практических мер для осуществления физической ядерной безопасности объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Отношения, связанные с обеспечением физической ядерной безопасности, регулируются законодательством о ядерной и радиационной безопасности, об обороне и законодательством в области национальной безопасности.

Субъектами государственной системы по обеспечению физической ядерной безопасности (далее – субъекты системы) являются:

республиканские органы государственного управления, осуществляющие государственное регулирование деятельности по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии (Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Комитет государственной безопасности и Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, а также иные республиканские органы государственного управления при необходимости);

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, в ведении которых находятся ядерные установки и (или) пункты хранения;

эксплуатирующие организации.

Координация деятельности субъектов системы, связанная с организационно-техническими мероприятиями по обеспечению физической ядерной безопасности, а также функции пункта связи с Международным агентством по атомной энергии по выполнению обязательств Республики Беларусь в сфере обеспечения физической защиты возлагаются на Госатомнадзор.

Субъектами системы в пределах компетенций обеспечивается:

разработка нормативных правовых актов, в том числе обязательных для исполнения технических нормативных правовых актов по вопросам обеспечения физической ядерной безопасности;

реализация установленных требований по обеспечению физической ядерной безопасности;

организация физической защиты объектов использования атомной энергии, в том числе при перевозке ядерных материалов (при необходимости), и сохранность источников ионизирующего излучения;

осуществление контрольных и (или) надзорных мероприятий за обеспечением физической ядерной безопасности;

ведение учета и контроля ядерных материалов;

конфиденциальность и защита информации в отношении объектов использования атомной энергии;

принятие мер по обнаружению незаконного оборота ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения;

принятие мер по обнаружению незаконного оборота ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, а также мер
в отношении ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, находящихся вне регулирующего контроля;

принятие мер по сохранности источников ионизирующего излучения;

разработка и реализация планов по реагированию на несанкционированные действия в отношении объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

принятие предусмотренных законодательством мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами требований по обеспечению физической ядерной безопасности, а также мер по ликвидации последствий указанных нарушений;

разработка отраслевых научно-технических программ и планов работ по обеспечению физической ядерной безопасности;

содействие органам следствия в раскрытии преступлений, связанных с совершением несанкционированных действий в отношении объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

осуществление иных мероприятий по обеспечению физической ядерной безопасности»

По статье 59

Декларативная, нет конкретики и требований

Требования по обеспечению физической защиты установлены в иных актах законодательства (постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2019 г. № 385«О физической защите объектов использования атомной энергии»).
Их дублирование в законопроекте нецелесообразно, в том числе с учетом значительного объема нормативных предписаний


По статье 63

Гарантий – кого?, кому?, когда?, при каких условиях?, зачем?, на основании чего?, что это дает?

Обязательства по гарантиям – в соответствии
с Соглашением от 14 апреля 1995 года между Республикой Беларусь и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором
о нераспространении ядерного оружия весь ядерный материал, оборудование и технологии используются только в мирных целях
в пределах территории Республики Беларусь, под ее юрисдикцией или осуществляемой под ее контролем и не будут использованы в военных целях

Глава 8 законопроекта изложена в следующей редакции:

« ГЛАВА 8 ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Статья 62. Обязательство о мирном использовании ЯМ

Весь ядерный материал в Республике Беларусь используется исключительно
в мирных целях согласно Договору
о нераспространении ядерного оружия
от 1 июля 1968 года (далее – Договор).

Статья 63. Применение гарантий

Республика Беларусь обеспечивает выполнение обязательств по гарантиям в соответствии с Соглашением от 14 апреля 1995 года между Республикой Беларусь
и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи
с Договором о нераспространении ядерного оружия (далее – Соглашение о применении гарантий).

Министерство по чрезвычайным ситуациям является ответственным государственным органом за выполнение обязательств по Соглашению о применении гарантий.

Госатомнадзор осуществляет реализацию обязательств по Соглашению о применении гарантий.

Выполнение обязательств по гарантиям обеспечивается в рамках государственной системы гарантий, включающей:

государственную систему учета и контроля ядерных материалов;

экспортный импортный контроль ядерных материалов, оборудования и технологий.

Порядок функционирования государственной системы гарантий определяется Советом Министров Республики Беларусь.

В рамках выполнения обязательств по Соглашению о применении гарантий Госатомнадзором осуществляются:

обмен информацией с Международным агентством по атомной энергии (далее – МАГАТЭ) в области учета ядерных материалов и контроля за ними;

предоставление в МАГАТЭ отчетов, документации в отношении ядерных материалов и (или) ядерных установок
и (или) пунктов хранения;

организация доступа инспекторов МАГАТЭ в места нахождения ядерных материалов
и (или) ядерных установок и (или) пунктов хранения.

Порядок передачи документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, подготовленных и подлежащих передаче в МАГАТЭ в рамках реализации Соглашения
о применении гарантий, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 64. Государственная система учета
и контроля ядерного материала

Ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю в государственной системе учета и контроля ядерных материалов в целях определения наличного количества этих материалов в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления при необходимости органам государственной власти, республиканским органам государственного управления информации о наличии и перемещении ядерных материалов, а также об их экспорте и импорте.

Порядок организации и ведения государственной системы учета и контроля ядерных материалов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Учет и контроль ядерных материалов осуществляются Госатомнадзором, эксплуатирующими организациями и организациями по обращению с ядерными материалами в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Статья 65. Экспортный импортный контроль ядерных материалов, оборудования и технологий

Порядок проведения экспортного и импортного контроля ядерных материалов, оборудования и технологий, используемых при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии определяется Президентом Республики Беларусь.

Статья 66. Обязанности и ответственность эксплуатирующих организаций и организаций по обращению с ядерными материалами

Эксплуатирующие организации и организации по обращению с ядерными материалами в соответствии с Соглашением о применении гарантий:

осуществляют введение учетной документации;

представляют отчеты в отношении ядерного материала в Госатомнадзор в установленные сроки;

проводят измерения ядерного материала
и осуществляют необходимые программы контроля измерений;

предоставляют в Госатомнадзор информацию о конструкции ядерной установки и (или) пункта хранения, в том числе о любых изменениях конструкции;

определяют фактически наличное количество ядерного материала;

уведомляют Госатомнадзор об импорте и экспорте ядерного материала;

обеспечивает физическую защиту ядерного материала;

незамедлительно сообщают в Госатомнадзор о любой аномалии, связанной с учетом и контролем ядерных материалов;

предоставляют Госатомнадзору и инспекторам МАГАТЭ доступ к местам нахождения ядерных материалов и (или) ядерных установок и (или) пунктов хранения и возможность проводить инспекции;

предоставляют Госатомнадзору и МАГАТЭ информацию в отношении ядерных материалов и (или) ядерных установок
и (или) пунктов хранения, в том числе эксплуатационные программы их деятельности.

Эксплуатирующая организация и организация по обращению с ядерными материалами в соответствии с законодательством несут ответственность за несоблюдение требований по осуществлению учета и контроля ядерных материалов»

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством по чрезвычайным ситуациям для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».