/ / Новости PRAVO.BY
11.11.2021

Обсудили проведение админпроцедур в области пожарной, промышленной, ядерной безопасности – итоги

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров, которым предусматривается внесение изменений в ряд постановлений Правительства в области пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности.

Предметом правового регулирования проекта являются общественные отношения в области осуществления административных процедур, связанных с:

  • обеспечением пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности;
  • ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • безопасностью судоходства маломерных судов;
  • установлением перечня объектов, на которые органами государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны выдаются заключения при приемке объектов в эксплуатацию.

Организатор общественного обсуждения – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 19 по 29 октября 2021 г.

В установленный срок поступили замечания и (или) предложения от трех участников.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование (в случае неучета)

Редакция (в случае учета)


В Указе Президента Республики Беларусь от 25.06.2021 № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования», пункт 1, определено, что принципами осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования являются:

доступность и приоритет учета интересов субъектов хозяйствования;

соразмерность общей административной нагрузки на субъекты хозяйствования реально существующим потребностям регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности. Подпункт 12.11 пункта 2 Совета Министров обеспечить до 1 января 2024 г. проведение на поэтапной основе работы по снижению административной нагрузки на субъекты хозяйствования посредством дальнейшего осуществления и упрощения административных процедур. Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 25.06.2021 № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» Совет Министров Республики Беларусь своим постановлением № 548 от 24 сентября 2021 г. пункт 4 поручил республиканским органам государственного управления до 26 марта 2022 года привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим постановлением. Но, что же получается на самом деле. Так, при подготовке предложений для постановления Совета Министров Республики Беларусь № 376 от 02.07.2021 «О вопросах перевозки опасных грузов и промышленной безопасности», необдуманно, в ущерб субъектов хозяйствования и государства были включены непонятные всему обществу требования, которые создают препятствия к ведению хозяйственной деятельности. Так в «Положении о порядке выдачи разрешений на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов, их дубликатов»: Пункт 16 абзац 4 запрещает проведение выездных занятий (т.е. на предприятии) вне учебного класса, указанного в разрешении, а именно «Действие Разрешения прекращается в случае установления факта осуществления деятельности вне места, определенного Разрешением». Преподавателю в настоящее время невозможно выехать для проведения занятий по обучению работников предприятий, если необходимо провести обучение нескольких его работников. Субъект хозяйствования несет дополнительные расходы на командировку нескольких человек, проживание, суточные, проезд в общественном транспорте, освобождение от работы и т.д. Можно задаться вопросом, «Это что «нововведение» в интересах субъектов хозяйствования или государства? Нет. В период сложной эпидемиологической обстановки данные нововведения не поддаются объяснению. По пункту 18. Что за «меры» по прекращению действия Разрешения по п. 16 абзац 5. «Восстановление не ранее чем через 12 месяцев после принятия решения о прекращении действия Разрешения». Это что, злостное нарушение? Создается мнение о том, что это делается все для создания напряженности в обществе. Никто даже не соизволил обсудить это «нововведение». Даже в области лицензирования нет таких мер. Еще более непонятные дополнительные требования изложены в п. 7.5 Приложения 2 этого проекта постановления. Работникам учебных организаций, занимающихся подготовкой или переподготовкой лиц, занятых перевозкой опасных грузов (а это люди работающие от пяти и более лет) требуется кроме наличия образования высшего или среднего специального, сведения в «дипломе, наличие дисциплин по транспортной деятельности» в данной области транспорта. Что это значит? Непонятно. Поднятые мною вопросы на видеоконференции с работниками Госпромнадзора не нашли ответа как и многие другие вопросы. Куда деть работников с многолетним опытом работы. При чем здесь «дисциплины по транспортной деятельности», ведь в объеме перевозки опасных грузов (погрузка, перемещение, выгрузка) перемещение занимает не более 20% от объема вопросов рассматриваемых при обучении в области перевозки опасных грузов. Разве государству нужны эти непонятные постоянно изменения и дополнения. Не успели проработать внесенные изменения Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 376 от 02.07.2021 как уже готовятся новые изменения и дополнения. Создать неразбериху, а затем при проверках привлекать работников организаций к ответственности и прекращения деятельности субъекта хозяйствования – вот результат этих нововведений. Необдуманный, некомпетентный подход к разработке к НПА и ТНПА Республики Беларусь везет к дестабилизации устойчивых позиций государства и субъектов хозяйствования. Политика безответственных действий должна быть прекращена, а понятие сегодня сделаем так, а завтра, через 2, 3 месяца если нужно, изменим, не должно быть основой деятельности разработчиков при разработке НПА и ТНПА Республики Беларусь

Предложения не относятся к предмету правового регулирования проекта и, соответственно, не могут быть учтены.

В Положение о порядке выдачи разрешений на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов, их дубликатов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 2021 г. № 376, вносятся изменения редакционного характера в части корректировки имеющихся ссылок на единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156



В приложении 3 к Положению о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности в п. 16 предлагается дополнительное наименование административной процедуры – выдача разрешения на проведение технического диагностирования цистерн, емкостей, предназначенных для перевозки опасных грузов – на 5 лет. А это дополнительные расходы субъектов хозяйствования на проведение экспертиз. Кому это нужно? Данное понятие «техническое диагностирование» отсутствует в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), в Правилах по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Даже нет процедур по их выполнению. Это, что? И зачем это? Возникают вопросы: 1. Почему данная предлагаемая процедура отнесена к области промышленной безопасности. 2. На каких видах транспорта предлагается проведение данной административной процедуры. 3. Где имеется понятие «техническое диагностирование» в Законе Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов», ДОПОГ, в Правилах по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом? 4. Зачем вводить дополнительную административную процедуру и усложнять деятельность субъектов хозяйствования, если уже существуют две процедуры: в части проведения проверок транспортных средств, перевозящих опасные грузы автомобильным транспортом:

аккредитация лабораторий по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 с указанием методов неразрушающего контроля и видов работ;

аккредитация инспекционного органа по ГОСТ ISO/IEC 17020-2013, который проводит БГЦА Республики Беларусь.

требования по постоянному обучению работников по методам контроля с получением Сертификатов;

ежегодная проверка знаний в Госпромнадзоре;

межлабораторные сличения в БелГИМ. Так сколько еще нужно разрешений? Все это стоит огромных денежных средств и введение ненужной еще одной административной процедуры является неоправданной и излишней. Считаю необходимым, в целях выполнения Указа Президента Республики Беларусь № 240, при подготовке Постановления Совета Министров Республики Беларусь исключить излишние административные процедуры и внести изменения в «Положение о порядке выдачи разрешений на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов, их дубликатов». Данное постановление должно быть разработано и принято в интересах государства и субъектов хозяйствования


Учтено.

Пункт 16 из приложения 3 к Положению о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности исключен


Пункт 1.8. предлагает внести изменения в постановление Совета Министров Республики от 5 августа 2016 г. № 613 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности». В частности, планируется внести изменение в пункт 10 Положения о порядке регистрации, снятия с учета механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов. В п. 10 данного Положения планируется устанавливать срок действия разрешения в соответствии с приложением 3. В п. 16 приложения 3 предусматривается выдача разрешения на право проведения технического диагностирования цистерн, емкостей, предназначенных для перевозки опасных грузов. В настоящее время данная процедура в едином перечне административных процедур предусмотрена лишь в п. 20.1.3 для объектов, поднадзорных главной военной инспекции Вооруженных Сил. Распространяется ли действие проекта Положения в данном случае на все цистерны, емкости, предназначенные для перевозки опасных грузов, независимо от их поднадзорности? Если да, то в настоящее время действующая редакция Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, равно как и Соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) не предусматривает проведения технического диагностирования. В таком случае, просим Вас разъяснить, с какой целью вводится выдача разрешения на данный вид деятельности? Аналогичное разрешение выдавалось Госпромнадзором до 2014 г., однако, в то время техническое диагностирование требовалось действующей на то время редакцией Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Принятие данного изменения противоречит п. 7 и 9 обоснования необходимости принятия проекта. В частности, введение ранее отсутствовавшей административной процедуры неизбежно влечет за собой избыточных обязанностей, ограничений и расходов для юридических лиц, а также требует внесения изменений в Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом


Учтено.

Пункт 16 из приложения 3 к Положению о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности исключен


Также в соответствии с последним абзацем п. 1.8 предлагается дополнить Положение приложением 21, однако в проекте постановления текст данного приложения отсутствует. Кроме того, текст проекта постановления не содержит ссылок на приложение 21


Учтено.

Абзац тридцатый изложен в следующей редакции «дополнить Положение приложениями 3 и 4 (прилагается)»


Наше предприятие осуществляет проверки цистерн для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (далее – проверки цистерн). Виды проверок, порядок проведения проверок цистерн, а также требования к организациям, осуществляющим данные проверки определены Соглашением о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Такой проверки, как ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ для цистерн, перевозящих опасные грузы автомобильным транспортом, с введением последней редакции Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17 мая 2021 г. № 35 и вступили в силу с 18.07.2021 г.) (далее - Правила) более не предусмотрено. Кроме того, наделение полномочиями проверяющего органа по проверкам цистерн происходит путем подтверждения соответствия организаций, имеющих желание выполнять эти проверки, требованиям Правил (ГЛАВА 2 «ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» «Проверяющая организация – организация, проводящая проверки, испытания цистерн и аккредитованная в соответствии с главой 1.8 Приложения А к соглашению ДОПОГ») и, соответственно, ДОПОГ. Таким образом, в Республике Беларусь сформулированы и доведены до субъектов хозяйствования минимальные, доступные и понятные требования, относящиеся к проведению проверок цистерн, к проверяющим органам цистерн, а также к передаче полномочий по проверкам цистерн компетентным органом проверяющим органам. Тем не менее, при изучении проекта постановления мы обнаружили, что Приложением 3 к Положению о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь пунктом 16 определена процедура получения разрешения (свидетельства) на право проведения технического диагностирования цистерн, емкостей, предназначенных для перевозки опасных грузов, и срок действия такого разрешения 5 лет. Обращаем Ваше внимание, что данная процедура указана в постановлении Совета Министров Республики от 5 августа 2016 г. № 613 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности». В связи с выше перечисленным, просим Вам пояснить причину появления в НПА о промышленной безопасности процедур, касающихся объектов перевозок опасных грузов. В случае, если формирование данной процедуры с таким наименованием не является ошибкой, прошу Вас предоставить сведения о НПА или ТНПА, имеющиеся в Республике Беларусь, которые определяют требования к исполнителям проверок, условия, порядок проведения технического диагностирования и критерии оценки, а также типы и категории транспортных средств для перевозки опасных грузов, которые должны проверяться с соблюдением выше перечисленных условий. Дополнительно просим Вас разъяснить причину возврата к данной административной процедуре, которая удалена в 2014 г. из единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156. Нельзя не согласиться с другими участниками обсуждения, что повторное появление ранее отмененной административной процедуры однозначно противоречит пунктам 7 и 9 Обоснования необходимости принятия проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», а именно неизбежно влечет за собой избыточные обязанности и расходы для юридических лиц, а также требует внесения изменений в Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и т.д. Просим Вас рассмотреть наше обращение и рассмотреть возможность отказа от повторного появления ранее отмененной процедуры, как отказа от создания дополнительных препятствий для субъектов хозяйствования в Республике Беларусь


Учтено.

Пункт 16 из приложения 3 к Положению о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности исключен

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством по чрезвычайным ситуациям для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».