/ / Новости PRAVO.BY
12.05.2020

Подведены итоги общественного обсуждения проекта, регулирующего отдельные вопросы в сфере обращения с отходами

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16», подготовленный в целях регулирования отдельных вопросов, связанных с исполнением производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки и расходования средств, поступающих от производителей и поставщиков государственному учреждению «Оператор вторичных материальных ресурсов».

Организатор общественного обсуждения – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Обсуждение осуществлялось на Правовом форуме Беларуси с 17 по 27 апреля 2020 г.

По результатам обсуждений поступили сообщения от шести участников обсуждений, двумя участниками обсуждений предложения направлены на адрес электронной почты государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» (info@vtoroperator.by).

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция

(в случае учета)

Подпункт 4.1 пункта 4 Положения о порядке принятия производителями товаров и упаковки обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств

 

В части четвертой подпункта неясен порядок определения количества контейнеров, если количество товаров и упаковки, произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь производителем, менее указанного для установки одного контейнера.

В подпункте 4.1 пункта 4 Положения часть пятая изложена в следующей редакции: «Общее количество (объем) контейнеров (емкостей), подлежащих установке, определяется путем деления количества товаров и упаковки, произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь производителем в предыдущем календарном году, на количество товаров и упаковки, указанное в части четвертой настоящего подпункта. При получении в результате деления дробного значения оно округляется до большего целого числа.».

Подпункт 4.1 пункта 4 Положения о порядке принятия производителями товаров и упаковки обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств

Где установлены критерии отнесения электрического и электронного оборудования (далее – ЭЭО) к мелкогабаритному. Должен ли производитель самостоятельно классифицировать свою продукцию и подтверждать соответствие продукции документально.

В части первой подпункта 4.1 пункта 4 Положения указано, что Положение распространяется на производителей товаров и упаковки согласно перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – перечень). Таким образом, критерии отнесения ЭЭО к мелкогабаритному установлены в данном перечне, который утверждается отдельным постановлением Совета Министров Республики Беларусь. 

Справочно

 Согласно разработанному проекту перечня к мелкогабаритному ЭЭО относится оборудование, габариты которого в сумме в трех измерениях составляют до 80 сантиметров. Отнесение производимых и ввозимых товаров и упаковок к товарам, названным в перечне, осуществляется производителями и поставщиками самостоятельно исходя из кода ТН ВЭД ЕАЭС и, по отдельным позициям, с учетом наименования товара и их характеристик (например, габаритов). Учитывая, что отнесение производимых или ввозимых товаров и упаковок к товарам, названным в перечне, связанно с возникновением обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, производитель и поставщик должен располагать документами, содержащими сведения о коде ТН ВЭД ЕАЭС, наименовании и характеристиках товаров, подтверждающих правильность их отнесения или неотнесения к товарам, названными в перечне.

          

Положение о порядке применения собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Исключить из Положения возможность его применения поставщиками (импортерами) товаров и изделий из бумаги и картона, картонной и бумажной упаковки, упаковки из комбинированных материалов. Так как: 

- возможность организации собственной системы сбора отходов бумаги и картона крупными розничными торговыми сетями (в том числе собственных отходов упаковки) создаст для них преимущество перед другими заготовителями макулатуры (за счет освобождения от платы и получения компенсации, в то время как обычные заготовители могут претендовать лишь на получение компенсации); 

- не все торговые организации имеют финансовые возможности для создания собственной системы сбора макулатуры, таким образом, крупные торговые организации (являющиеся одновременно импортерами товаров), имеющие такую возможность, получат преимущество перед мелкими торговыми объектами и сетями, которые не являются поставщиками товаров и не имеют возможности организовать сбор отходов упаковки в большом количестве; 

- создание собственной системы сбора макулатуры торговыми организациями, не имеющими специального оборудования, приведет к потере качества заготавливаемого сырья и проблемам с поставками мелких партий.

Возможность применения собственной системы сбора отходов производителями и поставщиками бумажной и картонной упаковки для целей выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ № 16), то есть нормативным правовым актом большей юридической силы, чем рассматриваемый проект. 

Таким образом, предложение об ограничении такой возможности для поставщиков бумажной и картонной упаковки или товаров в такой упаковке не может быть включено в проект постановления, так как не соответствует предмету правового регулирования проекта и противоречит нормам акта большей юридической силы (Указа № 16). 

Дополнительно следует отметить, что: 

1) организация сбора, разделения по видам (сортировки) и поставки на использование отходов производства, относящихся ко вторичным материальным ресурсам, является обязанностью любого субъекта хозяйствования в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон об обращении с отходами), независимо от положений Указа № 16 и проекта постановления. Поставщики в настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313) уже освобождены от обязанности в отношении упаковки, в которой ввозятся товары для собственного потребления и при растаривании которых образуются отходы производства (абзац тринадцатый части первой подпункта 1.3 пункта 1 Указа № 313). Таким образом, организация сбора собственных отходов упаковки не является нововведением проекта постановления, а фактически лишь сохраняет для производителей и поставщиков освобождение от обязанности в отношении такой упаковки при условии правильного обращения с образовавшимися отходами производства, которое уже сегодня должно обеспечиваться ими с учетом требований Закона об обращении с отходами. Следует отметить, что торговые сети реализуют ввезенные товары в упаковке, таким образом, организовать сбор макулатуры из отходов производства в данном случае для них не представляется возможным; 

2) компенсация расходов по сбору отходов в счет выполнения обязанности по Указу № 16 не выплачивается; 

3) если мелкий торговый объект не является поставщиком (импортером) товаров, то обязанность у него в принципе не возникает и необходимости создавать систему сбора или вносить вместо этого плату у него нет. Таким образом, выводы о неравных условиях для них в части выполнения обязанности с крупными торговыми сетями, являющимися импортерами товаров, не обоснованы; 

4) обязанность считается исполненной производителями и поставщиками только при условии передачи собранных отходов на использование. Перерабатывающие предприятия осуществляют закупку отходов бумаги и картона на основании договоров, в которых вправе предъявлять к поставщикам макулатуры требования к необходимой подготовке отходов, качеству и количеству поставляемого сырья. Заключение прямых договоров между производителями отходов и их переработчиками также будет способствовать исключению необоснованного посредничества при поставках сырья, приводящего к его удорожанию.

         

Создать вместо государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор) холдинг по обращению с отходами.

 

Создание оператора в форме некоммерческой организации (государственного учреждения) предусмотрено Указом № 313 и Указом № 16, то есть нормативным правовым актом большей юридической силы. 

Таким образом, предложение не может быть включено в проект постановления, так как не соответствует предмету правового регулирования проекта и противоречит нормам акта большей юридической силы (Указа № 16). 

Вместе с тем в соответствии с проектом постановления (Положение о порядке применения собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки) для производителей и поставщиков предусмотрена возможность выполнения обязанности по Указу № 16 без внесения платы оператору путем создания собственной системы сбора отходов, в том числе совместно с другими производителями и поставщиками, а также организациями, осуществляющими обращение с отходами (сбор, подготовка, использование и (или) обезвреживание).

      

Средства, поступающие от производителей и поставщиков на счет оператора, должны распределяться на конкурсной основе. Наличие комиссии для определения получателей средств не должно исключать конкурсное определение поставщиков товаров (работ, услуг), которые оплачиваются за счет этих средств.

 

В соответствии с пунктом 10 приложения 2 Указа № 16 закупка товаров (работ, услуг) при реализации мероприятий полностью или частично за счет денежных средств, поступающих на специальный счет оператора, осуществляется получателями средств в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. 

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О закупках товаров (работ, услуг) за счет денежных средств, поступающих на специальный счет» разработан с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих сходные отношения в сфере государственных закупок и закупок за счет собственных средств государственными организациями. 

Публичное обсуждение данного проекта будет проведено в установленном порядке после согласования с заинтересованными государственными органами и организациями.


 

Включить в состав комиссии для определения получателей средств, поступающих от производителей и поставщиков на счет оператора, представителей от производителей и поставщиков товаров и упаковки, бизнес-союзов.

 

В соответствии с частью второй пункта 8 приложения 2 к Указу № 16 порядок выбора получателей средств на реализацию мероприятий, предусмотренных в абзацах шестом–десятом пункта 4 приложения 2 к Указу № 16, устанавливается Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, предложение не может быть включено в проект постановления, так как не соответствует предмету правового регулирования проекта.

Подпункт 3.1 пункта 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки

Дополнить подпункт словами «в соответствии с законодательством», так как предложенная норма о «согласовании действий» может широко трактоваться и расширить административные полномочия оператора.

В соответствии с пунктом 37 приложения к Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) следует избегать применения в нормативных правовых актах ссылок, которые не несут регулирующей нагрузки, а также обобщенных ссылок, которые формулируются с использованием слов «в соответствии с законодательством».

По вопросу расширения административных возможностей оператора следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» перечни административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждаются законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Таким образом, расширение перечня административных возможностей оператора без соответствующей корректировки актов законодательства, утверждающих перечень административных процедур, не представляется возможным.

Абзац второй подпункта 3.2 пункта 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки

После слов «проектов нормативных правовых актов» дополнить подпункт словами «и обоснований к ним». 

Дополнить пункт 3 Положения абзацем следующего содержания: «обеспечивает оценку регулирующего воздействия, оценку социальных и экологических последствий, публичное обсуждение и предварительное согласование проектов нормативных правовых актов заинтересованными организациями и бизнес-союзами». 

Так как зачастую нормативные правовые акты поступают для обсуждения без обоснований или с формальным и непроработанным обоснованием.

 

Порядок разработки проектов нормативных правовых актов регулируется Законом о НПА. 

В соответствии с требованиями Закона о НПА подготовка проекта нормативного правового акта предусматривает подготовку обоснования необходимости его принятия (издания) и финансово-экономического обоснования, которые включают оценку последствий принятия (издания) нормативного правового акта, а также проведение публичного (общественного или профессионального) обсуждения. 

Обоснование необходимости принятия (издания) и финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта в обязательном порядке направляются заинтересованным государственным органам (организациям) при согласовании проекта (пункт 2 статьи 46 Закона о НПА). 

Государственными органами (организациями), которые реализуют государственную политику, осуществляют правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности), и другими заинтересованными государственными органами (организациями) при согласовании проекта нормативного правового акта оценивается обоснованность выводов, сформулированных в обоснованиях (пункт 8 статьи 45 Закона о НПА). 

Информация о необходимости принятия (издания) проекта нормативного правового акта также прилагается к проекту при его размещении для публичного обсуждения (пункт 5 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56). 

Учитывая изложенное, порядок подготовки нормативных правовых актов в полной мере урегулирован Законом о НПА и нормативными правовыми актами, подготовленными в его развитие, и излишнее дублирование нормативных правовых предписаний в проекте постановления не требуется.


Подпункт 3.2 пункта 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки

Дополнить подпункт абзацем следующего содержания: «государственных концепций по обращению с коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами». 

Так как координация деятельности должна включать подготовку стратегий развития отрасли.

 


В абзаце третьем подпункта 3.2 пункта 3 слова «государственных программ (подпрограмм)» заменены словами «программ, стратегий, концепций, планов мероприятий либо мер». 

Редакция подпункта предусмотрена в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 Закона о НПА (виды ненормативных правовых актов).

Пункт 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки

Дополнить пункт подпунктами следующего содержания: «осуществляет мониторинг, в том числе с выездом на место, деятельности организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов»; 

«обеспечивают разработку и совершенствование методики мониторинга деятельности организаций осуществляющих сбор, сортировку подготовку отходов с целью обеспечения достоверности, предоставляемых оператору сведений». 

В проекте предлагается осуществлять анализ только в отношении выполнения обязанности производителями и поставщиками, а деятельность иных организаций, осуществляющих сбор, сортировку и подготовку отходов к использованию, остается вне рамок анализа (мониторинга).

 

Осуществление мониторинга является одной из форм государственного контроля (надзора) и может осуществляться исключительно уполномоченными контролирующими (надзорными) органами, к которым оператор не относится, в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Пункт дополнен подпунктом следующего содержания: «осуществляет оценку достоверности сведений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для получения компенсации, предусмотренной в абзацах втором–пятом пункта 4 приложения 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 (далее – компенсация), в том числе путем анализа их работы с выездом на место, в порядке, установленном Министерством жилищно-коммунального хозяйства;». 

Редакция подпункта предусмотрена в соответствии с пунктом 11 приложения 2 к Указу № 16.

Подпункт 3.10 пункта 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки

Изложить подпункт в следующей редакции: «обеспечивает применение населением эффективных моделей поведения при обращении с коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами». В проекте предлагается «проводить информационную работу среди населения», что носит абстрактный и архаичный характер и позволяет по этому направлению регулярно расходовать государственные средства без возможности определения эффективности.

 

«Обеспечивает» значит «делает действительным» или «гарантирует». Для обеспечения применения населением каких-либо моделей поведения оператор должен быть в том числе наделен государственно-властными полномочиями в части возможности применения мер понуждения населения к соблюдению тех или иных правил поведения, которыми оператор не наделен. 

Стратегическими целями государственной политики в сфере обращения с отходами являются: максимальное уменьшение объемов образования отходов, предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, наиболее полное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. Достижение указанных целей в сфере обращения с отходами, образующимися у населения, достигается системой мер, в том числе за счет повышения экологической культуры, образованности и осведомленности граждан в части ресурсосберегающего (бережливого) потребления товаров и ответственного обращения с отходами товаров и упаковки. 

Проводимая информационная работа по вопросам обращения с отходами нацелена не на пассивное размещение и распространение информации, а включает комплекс задач, связанных с воздействием на знание, отношение и поведение населения. 

Эффективность информационной работы и других реализованных мероприятий в сфере обращения с отходами, образующимися у населения, оценивается путем изучения общественного мнения по вопросам обращения с отходами.


Абзац второй подпункта 3.14 пункта 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки

Изложить в следующей редакции: «об объемах сбора вторичных материальных ресурсов и отходов товаров и упаковки за определенный период по Республике Беларусь, областям Республики Беларусь, по организациям, осуществляющим сбор, сортировку, подготовку отходов».

 

Информация об объемах сбора вторичных материальных ресурсов и отходов товаров и упаковки конкретной организацией является первичными статистическими данными. 

Согласно статье 5 Закона Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике» (далее – Закон о статистике) первичные статистические данные являются конфиденциальной информацией. 

Первичные статистические данные, доступ к которым, распространение и (или) представление которых не ограничены, могут устанавливаться законодательными актами (статья 21 Закона о статистике). 

К законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь (пункт 5 статьи 2 Закона о НПА). 

Таким образом, постановлением Совета Министров Республики Беларусь не может быть установлено требование о неограниченном распространении первичных статистических данных, так как это будет противоречить положениям нормативного правового акта большей юридической силы (Закон о статистике).

Абзац дополнен словами: «по областям и г. Минску».

Подпункт 3.14 пункта 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки

Дополнить подпункт абзацами следующего содержания: 

«о получателях и размерах выделенной им компенсации, предусмотренной в абзацах втором пятом пункта 4 приложения 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16»; 

«о мероприятиях, получателях и размерах выделенным им денежных средств, в соответствии с абзацем вторым–двенадцатым пункта 4 приложения 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16». 

Необходимо обеспечить доступ не только к общей информации о расходовании средств, но и о конкретных получателях и выделенных им суммах.

 

Ежемесячно получателями денежных средств (компенсации и на реализацию мероприятий) являются более 250 субъектов. 

Учитывая значительный объем исходных данных формирование обобщенной аналитической информации по большому количеству контрагентов, которая будет адаптирована для размещения в открытом доступе в формате удобном для ознакомления, требует разработки и внедрения дополнительных программных решений, обеспечивающих автоматизацию процесса подготовки такой информации. 

В настоящее время разработка всех видов программного обеспечения приостановлена до завершения работы по изменению законодательства в связи с принятием Указа № 16 (в том числе форм документов, представляемых для выплаты компенсации). 

Таким образом, обеспечить размещение информации в настоящее время технически не представляется возможным. 

При этом содержание подпункта 3.14 пункта 3 Положения не препятствует размещению информации о получателях и размерах выделенным им денежных средств при наличии технической возможности.


Пункт 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки

Дополнить пункт абзацем следующего содержания: «осуществляет анализ законодательства стран ЕАЭС в сфере сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки». 

Для подготовки проработанных обоснований и качественного изучения проблематики при подготовке нормативных правовых актов.

 

В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Положения оператор принимает участие в подготовке нормативных, ненормативных и технических нормативных правовых актов в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами товаров и упаковки. 

В соответствии со статьей 42 Закона о НПА при подготовке проекта нормативного правового акта в зависимости от его содержания в том числе проводится анализ актов законодательства, иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта, и практики их применения. 

Учитывая изложенное, порядок подготовки нормативных правовых актов в полной мере урегулирован Законом о НПА и нормативными правовыми актами, подготовленными в его развитие, и излишнее дублирование нормативных правовых предписаний в проекте постановления не требуется. 

Дополнительно следует отметить, что осуществление научных исследований в области права относится к сфере деятельности научных организаций, подлежащих аккредитации в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XIII «О научной деятельности», к которым оператор не относится.


Пункт 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки

Дополнить пункт абзацем следующего содержания: «определяет целевые показатели и критерии эффективности расходования денежных средств, выделенных на реализацию конкретных мероприятий, указанных в абзацах втором–двенадцатом пункта 4 приложения 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16».

 

Указ № 16 принят в целях: 

- сокращения объемов захоронения отходов и предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду; 

- повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов. 

Таким образом, основными целевыми показателями всех мероприятий, предусмотренных Указом № 16, являются сокращение объемов захоронения отходов и увеличение объемов сбора, обезвреживания и (или) использования отходов. 

Порядок выплаты компенсации предусматривает, что она выплачивается не авансом для достижения в дальнейшем определенных показателей сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, а по факту достижения этих показателей, то есть по факту обеспечения сбора, обезвреживания и (или) использования отходов исходя из фактически достигнутых объемов. 

Аналогичный порядок выплаты компенсации предусматривается за использование экологичной упаковки – по факту ее использования исходя из фактически использованных объемов. 

Таким образом, полагаем, что определение показателей необходимости реализации мероприятий в отношении компенсации, предусмотренной в абзацах втором–пятом пункта 4 приложения 2 к Указу № 16, является нецелесообразным. 

В отношении мероприятий, предусмотренных в абзацах шестом–десятом пункта 4 приложения 2 к Указу № 16, Указом № 16, установлено, что порядок выбора получателей средств на указанные мероприятия устанавливается Министерством жилищно-коммунального хозяйства (часть вторая пункта 8 приложения 2), а не оператором. При этом оператор принимает участие в подготовке предложений, направленных на совершенствование порядка обращения с отходами и увеличения объемов сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, и подготовке проектов нормативных правовых актов (подпункт 3.2 пункта 3 Положения). 

Таким образом, вопрос установления целевых показателей и критериев эффективности расходования средств на указанные мероприятия может быть рассмотрен при подготовке соответствующего проекта нормативного правового акта, в том числе с участием оператора. 

В отношении мероприятий, предусмотренных в абзацах одиннадцатом и двенадцатом пункта 4 приложения 2 к Указу № 16, Указом № 16 установлено, что решение о расходовании средств на указанные мероприятия принимается Советом Министров Республики Беларусь при установлении общих размеров расходования средств. 

Подготовка решения (постановления) Совета Министров Республики Беларусь в соответствии с Законом о НПА предусматривает подготовку обоснования необходимости его принятия и финансово-экономического обоснования, в связи с чем, установление дополнительных показателей необходимости реализации данных мероприятий является нецелесообразным.


Часть первая пункта 5 Положения о порядке применения собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

После слова «создания» дополнить словами «(присоединения, вхождения в состав участников (акционеров)».

 

Присоединение является одной из форм реорганизации юридического лица (статья 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). 

При реорганизации в форме присоединения присоединенное юридическое лицо, в данном случае производитель или поставщик, у которого возникает обязанность, прекращает свою деятельность (ликвидируется). При этом обязанность будет возникать у реорганизованного юридического лица, в данном случае созданного для целей выполнения обязанности, следовательно, собственная система сбора отходов таким юридическим лицом будет обеспечиваться уже самостоятельно, а не путем передачи функций иному лицу.

После слова «создания» часть дополнена словами «(вхождения в состав участников (акционеров)».

Часть вторая пункта 5 Положения о порядке применения собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Часть исключить или кардинально переформулировать, так как юридическое лицо, созданное производителями и поставщиками при совместной системе сбора отходов, выполняет обязанности и несет ответственность от своего имени. Правовая модель, предлагаемая в части, является юридическим нонсенсом.

 

Частью второй пункта 5 Положения не устанавливается требование о совершении юридическим лицом, созданным при совместной системе сбора отходов, действий не от своего имени. 

При этом следует отметить, что совершение одним лицом юридически значимых действий от имени другого лица не является «юридическим нонсенсом» (договор поручения, статья 861 ГК). 

Согласно пункту 3 Положения применение собственной системы сбора отходов включает осуществление: 

1) сбора отходов; 

2) обезвреживания и (или) использования собранных отходов. 

Частью второй пункта 5 Положения предусматривается, что в то время как функции по сбору, сортировке (разделению по видам), подготовке к использованию отходов могут быть переданы производителем и поставщиком юридическому лицу, созданному при совместной системе сбора отходов, функции по передаче отходов на обезвреживание и (или) использование сохраняются за самим производителем и поставщиком («обезвреживание и (или) использование собранных отходов и повторное использование собранной многооборотной стеклянной упаковки должны осуществляться производителем и поставщиком самостоятельно или путем передачи по договорам от своего имени»). 

Справочно

Юридическое лицо, созданное при совместной системе сбора, осуществляет сбор отходов для производителя и поставщика и передает собранные отходы производителю и поставщику для дальнейшего обезвреживания и (или) использования, тем самым гарантируя (подтверждая) фактическое наличие необходимых объемов отходов. 

Данная норма проектом постановления предусматривается для сохранения возможности контроля производителями и поставщиками за полным исполнением обязанности и для исключения предоставления юридическим лицом, созданным при совместной системе сбора, ошибочной или заведомо недостоверной информации об объемах сбора отходов (например, предоставления отчетности о выполнении обязанности нескольким субъектами на один и тот же объем собранных отходов, т.е. их задвоение). 

Следует отметить, что административная ответственность за невыполнение обязанности применяется к самим производителям и поставщикам, независимо от выбранного способа выполнения. 

Таким образом, обеспечение производителями и поставщиками контроля за достоверностью объемов сбора отходов, в случае передачи этих функций другому юридическому лицу, является целесообразным.


Приложение к Положению о порядке применения собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Нормативы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов при организации собственной системы сбора отходов в отношении ЭЭО, элементов питания (батареек) снизить с 30 процентов до 3 процентов, так как установленные объемы являются заведомо невыполнимыми, исходя из практики сбора таких отходов в торговых объектах, и поставщиками такое количество отходов просто не образуется.

 

При установлении норматива сбора отходов в отношении ЭЭО учитывались расчеты годового объема образования отходов ЭЭО в Республике Беларусь, которые выполнены по методике, разработанной Университетом ООН (United Nations University, UNU) и применяемой в рамках Глобального партнерства по статистическим данным об электронных отходах. 

Методика основывается на показателях внутреннего потребления ЭЭО и показателе жизненного цикла ЭЭО. 

Справочно

Жизненный цикл ЭЭО определяется как промежуток времени между моментом, когда оборудование было куплено, и моментом, когда последний владелец отказывается от прибора, то есть прибор становится отходом. 

Рассчитанные по методике годовые объемы образования ОЭЭО в Республике Беларусь за пятилетний период с 2012 по 2016 год, составили от 56,1 до 71,0 тыс. тонн, что составило от 58 до 80 процентов от объема реализации ЭЭО на внутреннем рынке (в среднем 69 процентов). Данные расчеты подтвердили выводы, полученные РУП «БелНИЦ «Экология» в рамках выполнения научно-исследовательской работы в 2013 году, когда в результате анализа объемов образования отходов ЭЭО (исходя из объемов реализации ЭЭО на внутреннем рынке и сроков службы) на примере отдельных видов ЭЭО с наиболее длительными сроками эксплуатации и жизненным циклом (стиральных машин, холодильников). 

По результатам анализа РУП «БелНИЦ «Экология» установлено, что годовой объем образования отходов ЭЭО превышает 50 процентов от годового объема реализации на внутреннем рынке ЭЭО. 

Учитывая изложенное, норматив сбора отходов ЭЭО на уровне 30 процентов от объема реализации товаров, представляется обоснованным при уровне образования отходов до 80 процентов.


Приложение к Положению о порядке применения собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Нормативы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов при организации собственной системы сбора отходов в отношении ЭЭО установить, классифицируя не исходя из габаритов, а исходя из использования товара физическими лицами или юридическими лицами (для обеспечения текущей или производственной деятельности).

 

Предложение о классификации ЭЭО производителями и поставщиками исходя из того, кто будет являться конечным потребителем данного товара – физическое или юридическое лицо, не может быть учтено, так как практически нереализуемо для производителей и поставщиков. 

Учитывая, что реализация товара может осуществляться и зачастую осуществляется не напрямую от производителей и поставщиков конечному потребителю, а через иных субъектов оптовой и (или) розничной торговли, производители и поставщики не могут располагать достоверной информацией о конечном потребителе товара для применения такой классификации.


Типовая форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Исключить из проекта ссылки на Указ № 16 и иные конкретные акты законодательства либо заменить на ссылку «законодательство», так как изменение данных актов (например, нумерации структурных элементов) повлечет необходимость внесения изменений в договор.

 

Ссылки на положения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления определенной деятельности, являющейся обязанностью оператора, производителей и поставщиков, применяются в договоре для обеспечения точности, ясности, простоты и доступности положений договора для производителей и поставщиков, показывают взаимосвязь положений договора с нормативными правовыми актами и позволяют исключить затруднения в понимании этих положений. Кроме того, применение ссылок на положения нормативных правовых актов позволяет исключить дублирование нормативных правовых предписаний, обеспечив одновременно и краткость, и точность изложения положения договора (основные требования нормотворческой техники, статья 28 Закона о НПА).

Порядок применения ссылок регулируется главой 5 приложения к Закону о НПА: ссылка должна быть максимально точной, следует избегать применения обобщенных ссылок, которые формулируются с использованием слов «в соответствии с законодательством».


Типовая форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Пункт 1 структурировать в классическом виде с конкретизацией объекта гражданских прав (выполнение работ или оказание услуг) в соответствии с нормами статей 128, 656, 733 ГК.

Предусмотреть порядок оформления подтверждения факта выполнения работ (оказания услуг).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (не исключительно ГК, но и иного законодательства). 

Предметом договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее – договор об организации сбора отходов) являются права и обязанности оператора, производителей и поставщиков в сфере обращения с отходами, установленные Указом № 16: 

1) для оператора – обеспечивать координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами товаров и упаковки, включая принятие мер по увеличению объемов их сбора, обезвреживания и (или) использования в Республике Беларусь (в целом по республике, а не для конкретного производителя или поставщика отдельно); 

2) для производителей и поставщиков – участвовать в финансировании расходов, связанных с принимаемыми в Республике Беларусь мерами по увеличению сбора, обезвреживания и (или) использования вторичных материальных ресурсов, отходов товаров и упаковки. 

Заключение договора об организации сбора отходов при определенных условиях является обязательным, что не противоречит нормам ГК, так как обязательность его заключения установлена законодательством (часть вторая пункта 1 статьи 391 ГК). 

Нормы, определяющие содержание договоров выполнения работ (подряда) или оказания услуг не могут быть применены к договору об организации сбора отходов по следующим причинам. Согласно статье 656 ГК существенными условиями договора подряда являются:

- предмет, согласно которому одна сторона должна поручить другой стороне выполнить определенную работу, а другая сторона должна выполнить такую работу и сдать ее результат. То есть предполагается вещественный результат такой работы, к которому относится изготовление либо изменение индивидуально определенной вещи (статья 657 ГК); 

- срок, в течение которого должны быть выполнены работы и сданы ее результат. 

Согласно статье 737 ГК к договору оказания услуг применяются общие положения о подряде, таким образом, существенными условиями также являются наличие задания (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность) и срок его выполнения. 

Права и обязанности сторон по договору об организации сбора отходов установлены Указом № 16, таким образом, оператор осуществляет координацию деятельности и принимает меры не по заданию производителя и поставщика, а исходя из положений законодательства. Результатом координации деятельности и принимаемых мер является сокращение объемов захоронения отходов и увеличение уровня сбора, обезвреживания и (или) использования вторичных материальных ресурсов и отходов товаров и упаковки в целом в Республике Беларусь, таким образом выделить отдельно результаты, достигнутые в интересах конкретного производителя или поставщика, не представляется возможным. Невозможно также установить конкретный ограниченный срок, в течение которого оператором будут выполняться свои функции, так как это зависит не от задания производителя или поставщика, а от сроков, в течении которых такие функции будут возложены на оператора законодательством. 

Таким образом, договор об организации сбора отходов не относится к договору подряда или оказания услуг и является отдельным видом договора, требования к которому установлены Указом № 16.


Подпункт 2.3 пункта 2 типовой формы договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Возможно, следует исключить, так как подпункт касается функций оператора, не связанных с исполнением договора.

 

Направление денежных средств, поступивших на специальный счет оператора, на реализацию мероприятий, указанных в абзацах втором–двенадцатом пункта 4 приложения 2 к Указу № 16, является одной из функций оператора, осуществляемой в рамках координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами товаров и упаковки, являющейся предметом договора об организации сбора отходов.


Пункты 5 и 7 типовой формы договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Слово «пени» заменить словом «пеня».

 

В настоящее время преимущественно в законодательстве, в том числе в Указе № 16, используется форма во множественном числе – «пени».


Типовая форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Предусмотреть возможность заключения договора на определенный срок для определения общей суммы договора и проведения процедур закупок работ (услуг) по договору.

 

Срок действия договора об организации сбора отходов зависит от периода осуществления производителем или поставщиком, деятельности по производству или ввозу товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16. 

Общая сумма договора об организации сбора отходов (сумма подлежащей внесению платы за все отчетные периоды) зависит от объемов производства или ввоза таких товаров и упаковки и размеров платы, установленных законодательством. 

Таким образом, полагаем, что определение конкретных сроков и общей суммы договора об организации сбора отходов на этапе его заключения представляется затруднительным. 

Вместе с тем договор об организации сбора отходов может быть расторгнут по инициативе производителя и поставщика, в случае прекращения осуществления производства или ввоза товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16. 

Проведение процедур закупок работ (услуг) при заключении договора об организации сбора отходов не требуется, так как: 

- Указом № 16 установлена обязательность заключения данного вида договора именно с оператором; 

- предметом договора не является выполнение работ (оказание услуг).


Типовая форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Представление подтверждающих документов при изменении банковских или иных реквизитов представляется излишним.

 

Пункт изложен в следующей редакции: «При изменении банковских и (или) иных реквизитов сторона договора в течение 10 календарных дней обязана направить уведомление о таких изменениях другой стороне.».

Типовая форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Внести изменения в части порядка расторжения договора, так как фраза «может быть расторгнут» указывает на судебный порядок расторжения.

 

Общие положения о расторжении договора урегулированы главой 29 ГК. 

Исходя из положений ГК расторжение договора возможно: 

- по соглашению сторон; 

- по решению суда; 

- в одностороннем порядке, если это предусмотрено законодательством или договором. 

При этом требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в установленный срок. 

Таким образом, договор об организации сбора отходов может быть расторгнут: 

- по инициативе производителя или поставщика путем заключения дополнительного соглашения, то есть с согласия оператора; 

- по инициативе производителя или поставщика в судебном порядке при отказе оператора расторгнуть договор (например, по причине наличия задолженности по плате, предусмотренной Указом № 16); 

- в одностороннем порядке оператором при неисполнении производителем и поставщиком обязанности в течение длительного периода времени. 

Расторжение договора в одностороннем порядке для производителей и поставщиков не предусматривается (по причине возможности наличия задолженности по плате, предусмотренной Указом № 16).

Абзац, предусматривающий расторжение договора по инициативе плательщика, дополнен словами: «путем заключения дополнительного соглашения».

Пункты 14 и 15 типовой формы договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Если договором не исключен претензионный порядок, то перед обращением в суд его необходимо соблюдать, при этом в договоре есть лишь остаточное упоминание о претензиях. 

Учитывая содержание пункта 15 следует, что перед обращением в суд необходимо проведение переговоров и направление претензии.

 

Согласно статье 10 ГК обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено законодательными актами или договором. 

Положения договора об организации сбора отходов не предусматривают исключение претензионного порядка урегулирования спора. 

Учитывая, что данный порядок предусмотрен ГК, дополнительное указание в договоре на обязательность соблюдения претензионного порядка представляется излишним.


Типовая форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Рассмотреть возможность утверждения не «типовой», а «примерной» формы договора или дополнить форму пустым разделом «Дополнительные условия», для возможности более гибкого регулирования его условий.

 

Установление именно типовой формы договора предусмотрено Указом № 16 (абзац четвертый части третьей подпункта 1.1 пункта 1), то есть нормативным правовым актом большей юридической силы, чем рассматриваемый проект. 

Таким образом, предложение не может быть включено в проект постановления, как противоречащее нормам акта большей юридической силы (Указа № 16). 

Согласно пункту 16 договора об организации сбора отходов взаимоотношения сторон, не урегулированные договором, регламентируются действующим законодательством, в связи с чем введение дополнительных условий представляется нецелесообразным.


Положение о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки

Дополнить Положение подпунктом об участии оператора в: «законотворческой деятельности в части установления, распределения и контроля за выполнением государственного заказа на поставку (заготовку, сдачу) отходов бумаги и картона и отходов стекла для республиканских государственных нужд.».

 

В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Положения оператор принимает участие в подготовке нормативных, ненормативных и технических нормативных правовых актов в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами товаров и упаковки. 

Основными требованиями нормотворческой техники является, в том числе, краткость изложения предписаний. При этом их содержание должно быть достаточным для полного регулирования соответствующих отношений. 

Проекты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы установления и исполнения государственного заказа на поставку (заготовку, сдачу) отходов бумаги и картона и отходов стекла для республиканских государственных нужд, относятся к проектам в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами товаров и упаковки, участие в разработке которых оператором предусмотрено подпунктом 3.2 пункта 3 Положения. 

Перечисление в Положении отдельных проектов нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами товаров и упаковки, представляется излишним исходя из требований нормотворческой техники.


Пункт 9 Положения о порядке выплаты компенсации

Ограничить срок проведения оценки одним месяцем.

Исключить продление сроков рассмотрения документов и выплаты компенсации за следующие отчетные периоды на время проведения оценки.

 

В соответствии с пунктом 11 приложения 2 к Указу № 16 порядок (соответственно и сроки) проведения оценки достоверности сведений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для получения компенсации, устанавливается Министерством жилищно-коммунального хозяйства. 

Таким образом, предложение об установлении сроков проведения оценки не может быть включено в проект постановления как не соответствующее предмету правового регулирования проекта. 

Решение о проведении оценки преимущественно принимается при наличии признаков недостоверности представленных сведений (например, представление различных противоречивых сведений в различных документах, внесение множественных исправлений, не связанных с техническими ошибками, в ранее представленные документы) или при наличии сообщений о незаконном получении компенсации. Учитывая изложенное, при наличии признаков представления недостоверных сведений продолжение выплаты компенсации до получения результатов оценки, свидетельствующих о достоверности, и (или) внесения изменений в последующие документы, исключающие недостоверность, является нецелесообразным.


Информация предоставлена Министерством жилищно-коммунального хозяйства для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».