/ / Новости PRAVO.BY
11.05.2020

Профессионально об актуальном: Ответственность за нарушение правил торговли в Интернете

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 1 февраля 2020 г.

С каждым годом торговля различными товарами посредством глобальной сети Интернет становится все более и более популярной: появляются сотни новых интернет-магазинов, увеличивается охват аудитории, пользующейся их услугами.

При этом, как показывает практика контрольной деятельности налоговых органов, сфера реализации товаров посредством сети Интернет нередко связана с нарушением действующего законодательства, начиная с несоблюдения порядка приема наличных денежных средств в качестве платы за приобретаемые товары, работы (услуги) и сокрытия тем самым выручки от реализации и заканчивая вовлечением в торговый оборот товаров, приобретенных или ввезенных по «серым» схемам [1].

Все изложенное обуславливает необходимость надлежащего правового регулирования данного сегмента торговли и установления ответственности за нарушение порядка ее осуществления.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими торговлю в Интернете, являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее – Указ № 60);
  • Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о торговле);
  • Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей);
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК);
  • Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 (далее – Правила продажи).

Торговля – это предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров, а товары – имущество (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенное для продажи (пп. 32 и 36 ст. 1 Закона о торговле).

Розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами (п. 22 ст. 1 Закона о торговле).

Розничная торговля осуществляется в следующих формах (подп. 1.2 п. 1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 56 «О классификации форм розничной торговли») (далее – постановление МАРТ № 56):

  • комиссионная торговля;
  • торговля в стационарных (нестационарных) торговых объектах;
  • торговля без (вне) торговых объектов;
  • торговля по образцам;
  • развозная и разносная торговля;
  • торговля на ярмарках, аукционах и рынках.

Торговля по образцам – это форма розничной торговли, осуществляемая без (вне) торговых объектов путем продажи товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому без одновременного присутствия продавца и покупателя, на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленными в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг операторов почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами в соответствии с законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товарами или их образцами до момента и в момент заключения договора (абз. 6 подп. 1.2 п. 1 постановления МАРТ № 56).

Интернет-магазин – информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (п. 8 ст. 1 Закона о торговле).

Действующее законодательство информационный ресурс определяет как организованную совокупность документированной информации, включающей базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах (абз .19 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»).

Из анализа указанной нормы можно сделать вывод, что информационным ресурсом в сети Интернет может быть не только сайт, но и иной объект, соответствующий определенным признакам (например, мобильное приложение) [2].

Субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством (п. 3 ст. 19 Закона о торговле).

При осуществлении розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет через интернет-магазин на главной странице сайта интернет-магазина должна размещаться информация, предусмотренная ч. 1 п. 7 Правил продажи:

  • наименование и место нахождения юрлица;
  • режим работы;
  • способы оплаты товаров1 и их доставки;
  • дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр.

______________________________

1 В чч. 2 и 3 п. 15 Правил продажи в ред. от 12.01.2017 было предусмотрено, что оплата осуществляется в форме наличного или безналичного расчета в установленном порядке, в том числе путем дистанционного перечисления денежных средств. В настоящее время такой оговорки в Правилах продажи нет.

Предложение товаров при осуществлении розничной торговли по образцам признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора.

Договор, содержащий все существенные условия, считается заключенным в момент получения продавцом, направившим оферту, ее акцепта, направленного покупателем посредством телефонной, почтовой, электронной или иной связи, в том числе посредством использования сети Интернет, а также иным способом, не запрещенным законодательством, позволяющим достоверно установить, что акцепт исходит от покупателя (п. 8 Правил продажи).

Договор розничной купли-продажи товара по образцу считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если место передачи товара договором не определено, – с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина или месту нахождения юрлица.

Покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи до передачи товара при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора (пп. 2 и 3 ст. 467 ГК).

Из содержания норм приведенных НПА следует, что торговля посредством сети Интернет относится к торговле по образцам, которая, в свою очередь, является одним из видов розничной торговли.

Требования, которые обязаны соблюдать юрлица и ИП при реализации товаров с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, предусмотрены в Указе № 60, Законе о защите прав потребителей, а также ряде подзаконных нормативных правовых актов.

При реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, информация об изготовителях (исполнителях, продавцах) должна быть доведена до сведения потребителя в этих каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представлена в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует таким образцам, описаниям, а также требованиям законодательства, технических регламентов ТС и ЕАЭС (ч. 3 п. 3 ст. 8, п. 5 ст. 11 Закона о защите прав потребителей).

Деятельность по реализации товаров с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юрлицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Беларуси, с местонахождением в Беларуси, а также ИП, зарегистрированными в Беларуси, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Беларуси и зарегистрированных в установленном порядке (п. 2 Указа № 60).

Государственная регистрация информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет осуществляется по заявительному принципу уполномоченной Минсвязи организацией на основании соответствующего обращения поставщиков интернет-услуг (ч. 1 п. 3 Указа № 60).

Поставщики интернет-услуг обязаны (ч. 1 п. 6 Указа № 60):

  • осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, оказанных интернет-услугах;
  • устранять различные виды неправомерных воздействий, о наличии которых поставщику интернет-услуг стало известно, заведомо приводящих к нарушению конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности, сохранности информации, направленных на пользователей интернет-услуг и (или) исходящих от них;
  • выполнять иные требования законодательства.

Административная ответственность за нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет предусмотрена специальной нормой, содержащейся в ст. 22.16 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП), а также рядом общих норм.

В частности, в ч. 1 ст. 22.16 КоАП установлена ответственность за осуществление деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Беларуси с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, не размещенных на территории Беларуси и (или) не зарегистрированных в установленном порядке.

Нарушения требований, определенных пп. 2-4 и 6 Указа № 60, относятся к грубым нарушениям законодательства и влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами (п. 10 Указа № 60).

Организациям и ИП при реализации товаров на территории Беларуси предписано использовать информационные сети системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет, размещенные на территории республики и зарегистрированные в порядке, установленном п. 3 Указа № 60.

Таким образом, ответственность по ч. 1 ст. 22.16 КоАП наступает за несоблюдение этих требований Указа № 60.

При решении вопроса о наличии в действиях плательщика состава указанного правонарушения налоговые органы исходят из того, что размещение рекламы (так называемого сайта-визитки), как и иное использование сети Интернет не в целях продажи, не является деятельностью по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг с использованием сети Интернет. В противном случае даже отправка в рамках обычной хозяйственной деятельности информации по электронной почте может быть признана реализацией товаров с использованием Интернета.

Следовательно, для того чтобы определить, имеет ли место реализация товаров с помощью сети Интернет, необходимо установить наличие (либо отсутствие) на сайте оферты (формы заказа). Такое предложение должно определенно выражать намерение лица считать себя заключившим договор с адресатом, а также содержать существенные условия договора [1].

Анализ норм Особенной части КоАП свидетельствует о том, что ответственность за нарушения в сфере торговли, в том числе посредством сети Интернет, предусматривается также рядом иных статей.

При осуществлении розничной торговли по образцам не допускается продажа (ч. 1 п. 3 Правил продажи):

  • алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;
  • биологически активных добавок к пище;ветеринарных средств;
  • лекарственных средств;
  • оружия и патронов к нему;
  • пиротехнических изделий бытового назначения;
  • семян мака;табачных изделий, жидкостей для электронных систем курения;
  • ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота и сусального серебра, монет из драгоценных металлов, мерных слитков и ограненных драгоценных камней.

Нарушение указанных, а также некоторых других правил торговли влечет административную ответственность по ст. 12.17 КоАП.

Так, в ст. 12.17 КоАП установлена ответственность:

  • за нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ч. 1);
  • приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) (ч. 4).

Проблемные вопросы привлечения физических лиц к административной ответственности за указанные нарушения, возникающие в правоприменительной практике, подробно изложены в статье «Ответственность за нарушение правил торговли и оказания услуг населению».

Ответственность за нарушения в сфере торговли предусмотрена ст. 12.18 КоАП:

  • за неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет или неоформление установленного законодательством документа при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет без применения кассового оборудования (ч. 1);
  • невыдачу покупателю (потребителю) в установленных законодательством случаях платежного документа, подтверждающего факт приобретения товаров (работ, услуг) за наличный расчет (ч. 2).

Порядок приема денежных средств при реализации товаров за наличный расчет установлен совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16.

Юрлица и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с использованием автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов с установленным средством контроля налоговых органов либо со встроенным кассовым суммирующим аппаратом с установленным средством контроля налоговых органов (ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16).

Юрлица и ИП обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы БЕЛКАРТ, эмиссию которых осуществляют отечественные банки (подп. 2.8 п. 2 постановления № 924/16).

Если при осуществлении розничной торговли по образцам через интернет-магазин расчеты за товары производятся исключительно в безналичной форме (например, с использованием реквизитов банковских платежных карточек посредством интернет-эквайринга, через кассы банков и объектов почтовой связи, наложенным платежом при доставке товаров по почте, посредством АИС «Расчет», иных платежей, которые обеспечивают поступление средств за оплату товара на расчетный счет продавца), то обязанность установки кассового оборудования и платежного терминала отсутствует [4].

Как показывает практика, наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми организациями и ИП при реализации товаров с использованием сети Интернет, являются следующие:

  • прием денежных средств без использования кассового суммирующего аппарата при реализации товаров за наличный расчет;
  • реализация товаров без уплаты единого налога с ИП и иных физлиц;
  • реализация товаров без подтверждающих их приобретение (поступление) документов.

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Махтадуй, М. О. Реализация товаров, работ (услуг) с использованием сети Интернет: ответственность [Электронный ресурс] / М. О. Махтадуй // КонсультантПлюс. Комментарии законодательства. Белорусский выпуск / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.

2. Бойчук, Т. О. Интернет-торговля в социальных сетях [Электронный ресурс] / Т. О. Бойчук // КонсультантПлюс. Комментарии законодательства. Белорусский выпуск / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.

3. Никитин, Ю. А. Ответственность за нарушение правил торговли и оказания услуг населению [Электронный ресурс] / Ю. А. Никитин // КонсультантПлюс. Комментарии законодательства. Белорусский выпуск» / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.

4. Мышленник, Н. В. Прием денежных средств при торговле по образцам (интернет-магазин) [Электронный ресурс] / Н. В. Мышленник // КонсультантПлюс. Комментарии законодательства. Белорусский выпуск» / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.

Никитин Ю.А.,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника отдела
прокуратуры Минской области, советник юстиции

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!