/ / Новости PRAVO.BY
27.01.2020

Профессионально об актуальном: Некоторые аспекты централизации государственных закупок

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 19 декабря 2019 г.

Национальная модель государственных закупок может быть централизованной и децентрализованной, равно как может сочетать в себе обе модели. Принято считать, что при централизации1 закупки осуществляются централизованно уполномоченной организацией для нескольких или всех заказчиков; в процессе централизации происходит укрупнение предмета закупки в результате объединения частей (потребностей заказчиков). Децентрализация предполагает осуществление закупок непосредственно каждым из заказчиков отдельно.

______________________________

* Руководство по закупкам [Тест] : учеб. пособие / под ред. Н. Димитри, Г. Пига, Дж. Спаньоло ; пер с англ. М. М. Форже, Е. В. Холинской ; под ред. И. В. Кузнецовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. – С. 41.

Каждая из моделей позволяет решать определенные задачи. Так, централизация исключает транзакционные расходы по организации процедур заказчиками, поскольку проводится одна процедура, как правило, профессиональным субъектом. Этот аспект улучшает качество проводимых процедур и снижает риски нарушения законодательства о государственных закупках; способствует развитию конкуренции, но одновременно может ее ограничить большим объемом закупки и невозможностью объективно участвовать в процедуре субъектам малого и среднего предпринимательства. Также позволяет решать стратегические задачи для таких сфер, как оборона, национальная безопасность, здравоохранение, «зеленые» закупки, где требуется продвижение экологических стандартов при использовании товаров (работ, услуг).

Децентрализация позволяет заказчикам самостоятельно проводить процедуры закупок, устанавливая необходимые каждому из них условия, обеспечивает конкуренцию, расширяя состав участников. Тем не менее увеличиваются правовые риски, в особенности в отсутствие достаточного профессионализма.

Применительно к Республике Беларусь централизация закреплена как одна из возможностей построения процесса осуществления государственных закупок и применяется она наряду с децентрализацией. В соответствии с законодательством централизация государственных закупок – это организация и проведение процедур государственных закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее – Закон).

Иными словами, формально централизация предполагает участие организатора, который для заказчиков приобретает однородные товары (работы, услуги). Однородными считаются те, которые относятся к одному подвиду общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности».

По своей сути происходит приобретение однородных товаров (работ, услуг) для нескольких заказчиков, то есть в рамках одной процедуры государственной закупки приобретается предмет, который будет распределен между такими заказчиками. С формальной точки зрения ст. 1 Закона централизация предполагает участие организатора.

Одновременно в Законе содержится норма, согласно которой если Президентом Республики Беларусь не установлено иное, при централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации), либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор из числа:

  • подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;
  • иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия).

Из приведенной нормы следует, что государственный орган (организация) для нужд, назовем условно, «заказчиков» и в том числе для себя определяет организатора из числа таких «заказчиков» и более того, он сам может выступать организатором при централизации государственных закупок (ч. 2 п. 2 ст. 13 Закона).

В этой связи может иметь место ситуация совпадения заказчика, для которого приобретается товар (работа, услуга), и организатора, который проводит процедуру для себя и других заказчиков, в одном лице.

Законом установлено, что порядок взаимодействия организатора и заказчиков при осуществлении государственных закупок устанавливается государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится этот организатор либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, и в том числе должен включать перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых организует и проводит данный организатор (п. 3 ст. 13 Закона).

Соответственно, такой организатор будет выполнять функции, связанные с организацией и проведением процедур государственных закупок, на основании порядка взаимодействия организатора и заказчиков при осуществлении государственных закупок. Одновременно он как заказчик, если для его нужд также приобретаются однородные товары (работы, услуги) в рамках централизации, будет выполнять функции и полномочия, установленные для заказчика. В частности, полагаем должна применяться ч. 2 п. 1 ст. 13 Закона. Хотя она и сформулирована на случай привлечения организатора, тем не менее, она позволяет установить исключительную компетенцию заказчика при проведении процедуры. Так, функциями, которые реализуются только заказчиком, являются определение потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) предмета государственной закупки, требований к участникам, существенных условий договора государственной закупки.

Аналогичный механизм централизованного приобретения однородных товаров (работ, услуг) имеет место в ситуации, когда проводятся так называемые совместные закупки на основании письменного соглашения между заказчиками, определяющего их права, обязанности и ответственность. При этом договоры с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), выбранными в результате совместно проведенных процедур государственных закупок, заключает каждый из заказчиков (п. 3 ст. 12 Закона).

Аналогичен он по содержанию, поскольку так же приобретаются однородные товары (работы, услуги) для нужд нескольких заказчиков. Отличия в том, что формально в этих отношениях отсутствует организатор как субъект; процедура проводится одним из заказчиков на условиях, определенных таким соглашением, для нужд всех сторон такого соглашения.

Следует отметить, что наряду с общими нормами о централизации и совместных закупках имеются особенности осуществления государственных закупок при приобретении медицинских изделий, запасных частей к ним, лекарственных средств и лечебного питания (при установлении перечней товаров, подлежащих государственной закупке, минимальных значений ориентировочной стоимости годовой потребности их государственной закупки).

Они предусмотрены Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2019 № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее – Указ). Указом регулируется также приобретение указанных товаров в рамках централизации, но ее определение, приведенное в Указе, отличается от содержащегося в Законе. Так, централизация государственных закупок – это организация процедур закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков (абз. 7 п. 3 Указа). В то же время в Указе отсутствует определение понятия «закупка», и в сравнении с определением централизации в Законе отсутствует полномочие организатора по проведению таких процедур, только их организация.

Тем не менее особенности в Указе позволяют организаторам, определенным данным Указом, заключать договора с победителями процедур (участниками процедуры закупки из одного источника) с последующей реализацией приобретенных медицинских изделий, запасных частей к ним, лекарственных средств и лечебного питания заказчикам без проведения процедур государственных закупок.

Таким образом, в Республике Беларусь реализованы и применяются две модели организации государственных закупок – централизованная и децентрализованная. Первая опосредуется участием в процедурах организатора. Между тем по существу централизацией в определенном смысле можно назвать и совместные закупки двух и более заказчиков, поскольку в них применяется аналогичный механизм организации закупок с тем отличием, что субъектный состав не включает организатора. Также централизация с особенностями установлена при организации закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания. Такие особенности действуют до 31.12.2020 г.

Амельченя Ю.А.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового
обеспечения экономической деятельности Академии управления
при Президенте Республики Беларусь, медиатор

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!