/ / Новости PRAVO.BY
22.04.2020

Подведены итоги обсуждения проекта Закона об изменении Водного кодекса

Подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».

Организатор общественного обсуждения – Министерство природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь.

Свои замечания и предложения можно было высказать на Правовом форуме Беларуси с 27 марта по 13 апреля 2020 г. включительно. 

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция

(в случае учета)

Пункт 2 
статья 39

 

Водный кодекс РБ. В соответствии с законопроектом предлагается внести изменения в статью 39 Водного кодекса, согласно которой введены ограничения на использование подземных вод. Предлагаемые изменения оставляют приоритет использования подземных вод для целей удовлетворения питьевых нужд. Конкретизируютс­я направления использования подземных вод. В то же время подземные воды широко используются для хозяйственно-бытовых целей населения. Но в направлениях использования подземных вод (пункт 2 статьи 39), ни в старой редакции, ни в предлагаемой, возможность использования подземных вод для хозяйственно-бытовых целей не предусмотрена. Так что, мытье рук водой из подземных источников противозаконно? Внесение изменений в часть вторую пункта 2 статьи 39 давно назрело. Действующая редакция содержит весьма жесткие критерии для принятия решения о возможности использования подземных вод для технических целей. И, по сути, сводит на нет эту возможность, хотя запасы подземных вод на территории Республики Беларусь в большинстве случаев позволяют значительно шире использовать имеющийся ресурсный потенциал. Новая редакция позволяет смягчить требования по использованию подземных вод, наделяет местные исполнительные и распорядительны­е органы правом принятия соответствующего решения в виде согласования предпроектной (прединвестиционной) документации. Но при этом не предложено критериев. Если критерии в действующей редакции второй части статьи 39 слишком жесткие, то в предлагаемой редакции они отсутствуют вообще. Ключевыми критериями для определения возможности использования подземных вод для технических целей должны быть запасы подземных вод, подтвержденные по результатам геологического изучения недр, а также перспективные потребности населенного пункта в подземных водах питьевого и хозяйственно-бы­тового назначения. Справочно: согласно Водному кодексу Российской Федерации также в исключительных случаях допускается использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бы­товым водоснабжением. Но критерием служит наличие достаточных ресурсов подземных вод. Сергей Мамчик, 13.04.2020 10:41 


Изложение в новой редакции части второй пункта 2 статьи 39 Водного кодекса Республики Беларусь осуществляется в целях взаимосогласования норм Водного кодекса с частью четвертой статьи 14 Закона Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении» (в редакции Закона от 09.01.2019), абзацем 27 статьи 41 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2019 № 746 «О строительстве водозаборных сооружений».






 

 


Проект Закона дополнен термином «хозяйственно-питьевые нужды» и его определением.                  

Статья 1

Проект Закона. Статья 1 Термин «Благоустройство поверхностных водных объектов» 

Статья 1. Внести в Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 года следующие изменения: 1. Статью 1 дополнить следующими терминами и их определением: «42. Благоустройство поверхностных водных объектов – комплекс работ, осуществляемых на землях общего пользования населенных пунктов и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма (далее – установленные места), в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для создания комфортных (эстетических) условий жизнедеятельнос­ти человека. 1. В п. 26 ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 года (далее – ВК) содержится определение следующего термина: «Поверхностный водный объект – естественный или искусственный водоем, водоток, постоянное или временное сосредоточение вод, имеющее определенные границы и признаки гидрологического режима». Из чего следует, что любой «поверхностный водный объект» имеет границы. При этом из предлагаемого определения указанного термина не ясно, где именно должен проводится «комплекс работ»: а) только в границах «поверхностного водного объекта» либо б) также и за пределами указанных границ («осуществляемых на землях общего пользования населенных пунктов и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма»). Следует разграничивать термины «благоустройств­о объекта» и «благоустройство территории объекта». Исходя из содержания «комплекса работ» по «благоустройств­у поверхностных водных объектов», осуществляемых на практике, «благоустройство поверхностных водных объектов» должно включать «комплекс работ, осуществляемых» не только в границах «поверхностных водных объектов», но за ее пределами – на прилегающей территории. В абз. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) содержится определение следующего термина: «благоустройств­о объекта строительства (далее – благоустройство объекта) – совокупность работ в том числе строительных, специальных, монтажных (далее – строительно-монтажные работы), пусконаладочных­, и мероприятий, осуществляемых в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания». Из чего следует, что целью работ при «благоустройстве» является приведение территории (а не самого объекта!) в определенное состояние. 2. Что именно понимается под «местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма»? Такие места на практике располагаются не только вблизи «поверхностных водных объектов». В абз. 43 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З содержится определение следующего термина: «территория – ограниченное пространство, обладающее одним или несколькими элементами среды обитания и предназначенное для осуществления архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности, включающее территории населенных пунктов, межселенные территории и территории, предназначенные для застройки или иного использования». Предлагается заменить «места» на «территории». Исходя из вышеизложенного­ предлагается определение указанного термина изложить в следующей редакции: «Благоустройство поверхностных водных объектов – комплекс работ, осуществляемых в границах поверхностных водных объектов, расположенных на землях общего пользования населенных пунктов, и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма, расположенных на прилегающих к указанным объектам территориях (далее – установленные места), в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для их использования по назначению, создания благоприятных условий жизнедеятельнос­ти населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания». Термин «Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии» 43. Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии – комплекс мероприятий, направленных на поддержание поверхностных водных объектов в хорошем и выше экологическом состоянии». Что именно понимается под «в хорошем и выше экологическом состоянии»? Каковы критерии подобных «состояний»? В абз. 6 п. 3 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087, содержится определение следующего термина: «содержание (эксплуатация) территории – комплекс мероприятий по санитарной очистке, уборке территории и ремонту расположенных на ней элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным территориям (объектам), требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов». Предлагается определение указанного термина изложить в следующей редакции: «Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии – комплекс мероприятий по санитарной очистке указанных объектов, уборке и ремонту расположенных на прилегающие к ним территории элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным объектам, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов». Игорь Валерьевич, 13.04.2020 13:36 

Порядок определения экологического состояния поверхностных водных объектов установлен статьей 6 Водного кодекса и ТКП 17.13-21-2015, утвержденным и введенным в действие постановлением Минприроды от 29 июня 2015 г. № 5-Т.

 

 

С учетом замечаний других заинтересованных определения терминов «благоустройство поверхностных водных объектов», «содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии» изложены в новой редакции.

Статья 2

Проект Закона. Статья 2 

Статью 2 дополнить пунктом 15 следующего содержания: «15. Отношения, связанные с возведением, ликвидацией и благоустройством поверхностных водных объектов, регулируются законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране и использовании земель, если иное не установлено законодательством об охране и использовании вод.». Отношения, связанные с «ликвидацией поверхностных водных объектов» не могут регулироваться «законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране и использовании земель», т.к. указанное законодательств­о не использует термин «ликвидация». Законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности использует термин «снос», определение которого содержится в абз. 33 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З. Предлагается заменить «ликвидацией» на «сносом». Игорь Валерьевич, 13.04.2020 13:36 

С учетом замечаний других заинтересованных пункт 15 изложен в новой редакции.

Статья 6

Проект Закона. Статья 6 

Пункт 1 статьи 25 изложить в следующей редакции: «1. Возведение и ликвидация поверхностных водных объектов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а также объектов, оказывающих воздействие на водные объекты, осуществляется на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке (далее – проектная документация).». Предлагается заменить «ликвидация» на «снос». Игорь Валерьевич, 13.04.2020 13:36

 

Порядок ликвидации поверхностных водных объектов предлагается регулировать Водным кодексом, а не Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».


Статья 1

Водный кодекс РБ. Ст. 1: дать определения терминам «береговая линия», «канал мелиоративной системы», «канализированное русло естественных водотоков». Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35

Определение термина «береговая линия» дано в Правилах ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580. Определение термина «каналы мелиоративных систем» дано в Инструкции о порядке установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод, утвержденной постановлением Минприроды от 26.05.2017 № 16. Термин «канализированное русло естественных водотоков» в Водном кодексе не встречается, поэтому в соответствии с требованиями нормотворческой деятельности его понятие не приводится.


 

       

Статья 46

Водный кодекс РБ. Ст. 46, п.п. 2.6 - исключить, т.к. норма фактически противоречит п.п. 1.3 этой же статьи. Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35 

 

Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена.

Статья 52

Водный кодекс РБ. Ст. 52, п. 2 изложить в редакции: 2. Водоохранные зоны и прибрежные полосы устанавливаются от береговой линии, определяемой по верхней бровке береговых линий водотоков и искусственных, естественных водоемов. Острова в акватории водоемов и водотоков включаются в состав прибрежных полос. Обоснование: На сегодняшний день единственным полным, достоверным и актуальным источником информации о местности, а также выполненным в необходимых масштабах, является Земельная информационная система Республики Беларусь. В соответствии с ТКП 610-2017 (33520) «Земельно-информационная система Республики Беларусь. Порядок создания и ведения (эксплуатации, обновления)», гидрографически­е объекты цифруются по верхней бровке береговых линий водотоков и искусственных, естественных водоемов. Существующие положения Водного кодекса не соответствуют реалиям жизни Ст. 52, п. 11 изложить в редакции: Проекты водоохранных зон и прибрежных полос разрабатываются для поверхностных водных объектов, за исключением ручьев, родников и каналов. Границы водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, для которых не разрабатываются проекты водоохранных зон, наносятся на планово-картографический материал при разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос в соответствии с п.п. 3-4 настоящей статьи. Обоснование: Так как при разработке проектов ВЗиПП ручьи не учитываются, границы водоохранных территорий не наносятся на картографически­й материал, что делает невозможным их учет при ведении хозяйственной деятельности, выделении земельных участков и проч. Ст. 52, п. 12 изложить в редакции: Для поверхностных водных объектов (их частей), расположенных на территории городов, поселков городского типа, разрабатываются отдельные проекты водоохранных зон и прибрежных полос. Обоснование: на территории сельских населенных пунктов в подавляющем большинстве случаев отсутствует необходимая градостроительная документация. Ст. 52, п. 16 изложить в редакции: Проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них, согласовываются со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-­властные полномочия в области использования и охраны земель (отделами землеустройства), инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды, организациями Министерства лесного хозяйства и представляются на государственную экологическую экспертизу. Проекты водоохранных зон и прибрежных полос больших и средних рек согласуются с областными отделами землеустройства. Ст. 52, п. 16 дополнить: Информация о границах водоохранных зон и прибрежных полос, режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах , границы водоохранных зон и прибрежных полос размещаются в публичном доступе на портале земельной информационной системы Республики Беларусь, публичной кадастровой карте. Ст. 53. п.п. 1.3. дополнить запретом на размещение складов минеральных удобрений. Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35 

Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена.

Статья 53

Водный кодекс РБ. Ст. 53. п.п. 1.3. дополнить запретом на размещение складов минеральных удобрений. Ст. 53. п.п. 1.5. изложить в редакции: размещение полей орошения сточными водами, вновь создаваемых кладбищ... Обоснование: Многие кладбища расположены в водоохранных зонах и прибрежных полосах исторически, их закрытие и рекультивация противоречат сложившимся нормам общественной морали. Необходимо четко указать запрет на размещение именно новых объектов. Ст. 53 п.п. 1.6: Необходимо конкретизироват­ь, запрещена ли мойка в неположенных местах или запрещена мойка в любых, даже специально оборудованных зданиях (например, автомойки на АЗС и т.д.). Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35 

Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена.

Статья 54

Водный кодекс РБ. Ст. 54 п. 4: Реконструкция таких объектов осуществляется в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, при условии недопущения увеличения производственной мощности и вместимости, увеличения площади застройки с применением технологий, материалов и конструктивных решений, предотвращающих загрязнение, засорение вод. – Данное положение является логически некорректным, так как, например, при сокращении площади реконструируемого объекта использование решений, предотвращающих загрязнение, засорение вод, является необязательным. Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35 

 

Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена.

Статья 58

Водный кодекс РБ. Ст. 58 п. 2: при ведении государственного водного кадастра необходимо четко увязывать сведения о водных объектах с их местоположением на картографических материалах. Так как карты являются основным источником информации о протяженности, площади и др. характеристиках водных объектов, необходимо координировать эту информацию с Государственным комитетом по имуществу, его структурными подразделениями (НКА, Белгипрозем и др.). Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35 

 

Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена.

Статья 52

Водный кодекс РБ. Формулировки в пунктах 1, 2, 3, 4, 7 и 8 статьи 52 Водного кодекса дают в совокупности однозначное понимание о минимальных размерах (ширине) водоохранных территорий (далее – ВТ). На практике при выполнении проектных работ по разработке (корректировке) проектов водоохранных зон и прибрежных полос (далее –ВЗ и ПП) поверхностных водных объектов (далее – ВО) на территории населенных пунктов это приводит к включению территории земельных участков (полностью или частично) в состав ВТ. Повсеместно на территории населенных пунктов распространенны­м фактом является существование исторически сложившейся жилой застройки на участках юридических и физических лиц в пределах ВТ с минимальными «буферными» значениями их ширины. Этот факт, собственно, приводит к запрету на таких участках (их частях) на «возведение жилых домов, строений и сооружений, необходимых для обслуживания и эксплуатации жилых домов» в соответствии с подпунктом 1.10 пункта 1 статьи 54. Между тем принципами земельных отношений, определенных в статье 5 Кодекса Республики Беларусь от 23.07.2008 № 425-З «Кодекс Республики Беларусь о земле», определено единство судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), а также использование земельных участков по целевому назначению. То есть, например, выделенные для строительства и обслуживания жилого дома участки граждан не могут быть подвергнуты ограничениям со стороны Водного кодекса, связанным с невозможностью строительства либо реконструкции уже существующей застройки без изменения целевого назначения земельного участка. Эти же принципы земельных отношений определены пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485 «О совершенствован­ии земельных отношений и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц». В связи с вышесказанным возникает правовая неопределенност­ь (отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права), вызванная коллизией нормативных правовых актов, что порождает невозможность однозначного понимания норм права и их единообразного применения. Это ведет к нарушению принципа системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, являющимся основополагающи­м для нормотворческой деятельности (в соответствии с определениями пункта 14 статьи 2 и пункта 9 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. №130-З«О нормативных правовых актах»). Казалось бы, что данную коллизию должен разрешить пункт 6 статьи 52 Водного кодекса. Но его формулировки лишь увеличивают неоднозначность понимания норм пунктов 7 и 8 статьи 52. Во-первых, в Водном кодексе не дается определений терминам «существующая застройка», «системы инженерного обеспечения и благоустройства­», «набережная», «парапет набережной», «система дождевой канализации». Во-вторых, «градостроительная документация» – это градостроительный проект, т.е. система взаимоувязанных проектных документов, в том числе планов зонирования территорий, определяющая направления и условия градостроительн­ого развития и использования территорий (статья 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности в Республике Беларусь»). Это предполагает при определении ширины ВТ в населенных пунктах необходимо скорей учитывать план развития территорий, предусмотренных градостроительн­ым проектом, чем связь устанавливаемых границ ВЗ и ПП с «существующей застройкой». В- третьих, в случае с ВО, для которых не предполагается разработка проектов ВЗ и ПП, корректировка ширины ПП и ВЗ в принципе невозможна, т.к. в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 52 она устанавливается формально в соответствии с классификацией ВО. Логично, что при существовании таких ВО, как ручьи или родники, на территории населенных пунктов, установленные значения ширины ВТ никак не соотносятся ни с одним из факторов, влияющих на установление ширины ВТ, перечисленных в пункте 6 статьи 52. Все вышесказанное требует внесения следующих изменений в существующую редакцию Водного кодекса: 1. Необходимо дать однозначные трактовки определений «существующая застройка» (Примечание. Насколько это коррелирует с определением «земли под застройкой», данной в абз. 12 ст. 7 Кодекса о земле. Земли под застройкой представляют собой земли, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), а также земли, прилегающие к этим объектам и используемые для их обслуживания), «системы инженерного обеспечения и благоустройства», «система дождевой канализации», «сооружения, обеспечивающие функционировани­е существующей застройки», «межселенные территории», применяемых в статьях 52–54 Водного кодекса, а также определить механизм учета «существующей застройки» и «системы инженерного обеспечения и благоустройства­» при установлении ширины ВЗ и ПП. 2. Формулировки п. 4, п. 7 и п. 8 статьи 52 применять только к межселенным территориям, для чего изложить указанные пункты в следующей редакции: «4. Для ручьев, родников водоохранные зоны совпадают по ширине с прибрежными полосами и составляют на межселенных территориях 50 метров. … 7. Минимальная ширина водоохранной зоны на межселенных территориях устанавливается для: 7.1. водоемов, малых рек – 500 метров; 7.2. больших, средних рек – 600 метров. 8. Минимальная ширина прибрежной полосы на межселенных территориях устанавливается для: 8.1. водоемов, малых рек – 50 метров; 8.2. больших, средних рек – 100 метров.». Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:05 

Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена.

Пункт 6 статьи 52

Водный кодекс РБ. В соответствии с определениями, данными в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З (ред. от 04.05.2019) «Об архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности в Республике Беларусь» и ТКП 45-3.01-286-201­4 «Градостроительство. Градостроительн­ый проект общего планирования. Генеральный план населенных пунктов. Основные положения», существует два вида документов для понятия «градостроитель­ная документация»: генеральный план населенного пункта и схема комплексной территориальной организации (СКТО). Логичным для уровня населенного пункта видится применение понятия «генеральный план». Соответственно пункт 6 статьи 52 предлагаю изложить в следующей редакции: «6. В населенных пунктах ширина водоохранных зон и прибрежных полос устанавливается с учетом следующих факторов: существующей застройки (в случае наличия утвержденного генерального плана учитывать также и планируемую застройку), системы инженерного обеспечения и благоустройства­. При наличии набережных и системы дождевой канализации ширина прибрежных полос совпадает с парапетами набережных.». Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:31 

Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена.

Пункт 16 статьи 52

Водный кодекс РБ. На практике при разработке проектов ВЗ и ПП постоянно возникает вопрос о территориальном распространении согласования органов, согласующих проектную документацию. Соответственно пункт 16 статьи 52 предлагаю изложить в следующей редакции: «16. Проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них, согласовываются со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в области использования и охраны земель, организациями Министерства лесного хозяйства и представляются на государственную экологическую экспертизу. Для целей определения территориальных полномочий структур и организаций, проводящих согласование и указанных в части первой настоящего пункта, принять указанное в подпунктах 16.1–16.3. 16.1. В случае разработки (корректировки) проектов ВЗ и ПП для г. Минска их согласовывают комитет землеустройства Минского городского исполнительного комитета и государственные лесохозяйственые учреждения (лесхозы), на лесных землях которых устанавливаются (корректируются) границы ВЗ и ПП. 16.2. В случае разработки проектов ВЗ и ПП для городского населенного пункта областного подчинения отделами (управлениями) землеустройства городских исполнительных комитетов того города, на территории которого находится населенный пункт и государственные лесохозяйственные учреждения (лесхозы), на лесных землях которых устанавливаются (корректируются) границы ВЗ и ПП. 16.3. В случае разработки (корректировки) проектов ВЗ и ПП для административного района (за исключением земель города Минска и городов областного подчинения) их согласовывают отделы (управления) землеустройства районных исполнительных комитетов и государственные лесохозяйственные учреждения (лесхозы), на лесных землях которых устанавливаются (корректируются) границы ВЗ и ПП.». Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:32 

 

Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена.

Подпункт 1.6 пункта 1 статьи 53

Водный кодекс РБ. Подпункт 1.6 статьи 53 изложить в следующей редакции: «1.6. мойка транспортных и других технических средств вне установленных мест;». Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:34 

 

Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена.

Пункт 4 статьи 54

Водный кодекс РБ. Предлагаю изложить пункт 4 статьи 54 в следующей редакции: «4. Здания и сооружения, в том числе жилые дома, строения и сооружения, необходимые для обслуживания и эксплуатации жилых домов, возведенные на земельных участках, предоставленных в соответствии с законодательств­ом об охране и использовании земель, право на которые зарегистрировано до 24 июля 2008 г., допускаются к эксплуатации при наличии централизованно­й системы канализации, сброса и очистки сточных вод или водонепроницаемого выгреба с организованным подъездом для вывоза сточных вод, а также если возведение таких объектов было осуществлено с соблюдением требований законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов. Реконструкция таких объектов осуществляется в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, при условии применения технологий, материалов и конструктивных решений, предотвращающих загрязнение и засорение непосредственно водного объекта и его прибрежной полосы.». Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:49 

Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена.

Проектом Закона в рамках приведения в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485 предусматривается подпункт 1.5 пункта 1 статьи 54 изложить в следующей редакции: «1.5. предоставление земельных участков для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий и сооружений), в том числе для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства и дачного строительства;».

Статья 1

Проект Закона. Исходя из предлагаемой формулировки термина «благоустройство» и частоты его применения в различных статьях Водного кодекса, ОО «Багна» опасается, что поверхностные водные объекты, в первую очередь естественные водоемы и водотоки, будут чрезмерно зарегулированы, ведь благоустройство предполагает строительные работы, устройство дорог, проведение коммуникационных сетей и сооружений, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, инженерную подготовку территории, а также мероприятия по ее расчистке и озеленению и т.д. Могут возникнуть злоупотребления при проведении работ по благоустройству, которые будут назначаться там, где этого не требуется, особенно в «местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма», которые чаще всего предполагают водные объекты за пределами населенных пунктов на природных территориях. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 

 

Работы по благоустройству поверхностных водных объектов предусматривается осуществлять только на землях общего пользования (в населенных пункта) и в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма (в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах).

С учетом полученных замечаний термин «благоустройство поверхностных водных объектов» изложен в новой редакции.

В то же время в обосновании поправок в Водный кодекс в пункте 9 сказано о необходимости разработки экологических норм и правил, устанавливающих требования к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству. Просим предусмотреть возможность участия общественности в этой работе. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 

 

При подготовке Минприроды технических нормативных правовых актов, устанавливающих экологические требования к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии, их благоустройству и ликвидации, будет предусмотрена возможность участия общественных объединений в этой работе в установленном порядке.

Статья 25

Водный кодекс РБ. Новая редакция Водного кодекса предполагает поправки в статью 25, предусматривающие упразднение разработки проектной документации для прудов-копаней. В обосновании отмечено, что «при бесконтрольном возведении гражданами прудов-копаней могут возникнуть условия, при которых произойдет значительное воздействие на уровенный режим грунтовых вод на достаточно большой территории, затрагивающей соседние земельные участки. В случае использования таких водоемов для рыборазведения (кормления и выращивания рыбы) возникает вероятность загрязнения подземных вод». Считаем целесообразным сохранить требование разработки проектной документации для прудов-копаней и организовать учет и контроль за такими водоемами. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 

 

Возведение прудов-копаней без проектной документации – это действующая норма. Проект Закона направлен на урегулирование вопросов строительства гражданами других видов поверхностных водных объектов.

Кроме того, в обосновании пункта 1 статьи 25 Водного кодекса сказано, что «результаты научных исследований, относящихся к предмету правового регулирования, будут положены в основу при определении Минприроды экологических требований к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству­, путем разработки соответствующих экологических норм и правил». Однако мы не нашли подтверждения этому в предлагаемой новой редакции данной статьи. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 

 

Выполнение таких научных исследований осуществляется в рамках Государственной научно-технической программы и Государственных программ научных исследований. Их результаты будут положены в основу ТНПА, устанавливающих требования к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии, их благоустройству и ликвидации.

Статья 39

Водный кодекс РБ. В статье 39 подпункт 2.2 пункта 2 предлагается дополнить словами «, а также сырья и материалов, используемых для их производства», потому что, как сказано в обосновании, «использование сырья и материалов для производства продуктов питания, лекарственных и ветеринарных средств непрерывно связано с данными производственными процессами». Статья 39. Пользование водными объектами для хозяйственно-питьевых нужд. Использование подземных вод. 2. Использование подземных вод допускается: 2.2. для производства продуктов питания, лекарственных и ветеринарных средств, «а также сырья и материалов, используемых для их производства». В этой связи считаем целесообразным не переводить производства на эксплуатацию подземных источников, а стимулировать их переход на производственные цепочки замкнутого цикла, очистку сточных вод и их повторное использование для производственно­-хозяйственных нужд. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 

Данная норма относится к производству продуктов питания, лекарственных и ветеринарных средств, где технологическим процессом предусмотрено использование воды питьевого качества.

Норма изложена в новой редакции.

Кроме того, часть вторую пункта 2 статьи 39 хотят изложить в следующей редакции: «При технической возможности использования существующих централизованны­х систем питьевого водоснабжения использование подземных вод для нужд, не указанных в части первой настоящего пункта, допускается при условии согласования предпроектной (предынвестиционной) документации на строительство водозаборных сооружений с местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством о питьевом водоснабжении». Сейчас она звучит так: «В районах, в которых, по данным государственного водного кадастра, отсутствуют необходимые поверхностные водные объекты или не организована централизованна­я система водоснабжения и, по данным государственного кадастра недр, имеются достаточные запасы подземных вод, допускается использование подземных вод для нужд, не указанных в части первой настоящего пункта, на основании проектной документации». Как видим, убрали упоминание о данных государственного кадастра недр и достаточных запасов подземных вод. ОО «Багна» опасается, что в существующей редакции данный пункт будет провоцировать большую нагрузку и эксплуатацию подземных источников. Вода хоть и является возобновляемым природным ресурсом, однако ее использование должно строго регламентироваться, чтобы исключить возможность необратимых изменений в состоянии природных экосистем. Помимо этого, информация о запасах подземных вод приобретает особую актуальность в свете изменения климата и участившихся и усиливающих свое негативное воздействие засух. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 

 

Изложение в новой редакции части второй пункта 2 статьи 39 Водного кодекса Республики Беларусь осуществляется в целях взаимосогласования норм Водного кодекса с частью четвертой статьи 14 Закона Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении» (в редакции Закона от 09.01.2019), абзацем 27 статьи 41 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2019 № 746 «О строительстве водозаборных сооружений».

 

Статья 52

Водный кодекс РБ. Пункт 16 статьи 52 слова «со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в области использования и охраны земель» предлагается заменить словами «с соответствующим структурным подразделением землеустройства местных исполнительных и распорядительных органов». Однако из данной формулировки непонятно, осталось ли требование обязательной государственной экологической экспертизы. Настаиваем на ее сохранении в новой редакции. Сейчас пункт 16 статьи 52 звучит так: «16. Проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них, согласовываются со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в области использования и охраны земель, организациями Министерства лесного хозяйства и представляются на государственную экологическую экспертизу». Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 

 

Норма приводится в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485 «О совершенствовании земельных отношений и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц» в части уточнения наименования структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов. Перечень органов, осуществляющих согласование проектов водоохранных зон и прибрежных полос, а также требования по проведению государственной экологической экспертизы остается прежним.

Статья 58

Водный кодекс РБ. В статье 58 в подпункте 1.5 пункта 1 в описании Государственного водного кадастра предлагают убрать формулировку «запасы подземных вод» и заменить словами «гидрогеологические и гидрохимические показатели» (сейчас норма звучит так: «Государственный водный кадастр представляет собой систематизированный свод данных: 1.5. о запасах подземных вод»). Однако данное определение слишком туманное, запасы подземных вод было понятнее. Предлагаем данную норму оставить в прежней редакции. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 

 

Сведения о запасах подземных вод исключены из состава данных государственного водного кадастра, так как в соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 статьи 77 Кодекса Республики Беларусь о недрах эти сведения являются данными государственного кадастра о недрах. Взамен им Водный кодекс предлагается дополнить сведениями о гидрогеологических и гидрохимических показателях подземных вод, которые являются критерием оценки состояния подземных вод при проведении мониторинга подземных вод в составе НСМОС.

Проект Закона. В обосновании в пунктах 4.2 и 4.3 сказано, что «анализ законодательства иностранных государств не проводился» и «международные договоры Республики Беларусь и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства, относящиеся к предмету правового регулирования проекта, отсутствуют». Так как в мире усиливается негативное влияние последствий изменения климата на все сферы экономики и жизнедеятельности человека, в Беларуси все чаще фиксируют случаи падения уровня грунтовых вод и обмеления рек, а также установления продолжительных засушливых, пожароопасных периодов и дальнейшие прогнозы выглядят неутешительно, считаем целесообразным изучить опыт стран ЕС в составлении стратегических водных документов, а также учесть их рекомендации по преодолению последствий изменения климата и рациональному использованию водных ресурсов. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 

 

Проектом Закона не предусматривается комплексная переработка Водного кодекса. Поэтому проведение анализа законодательства иностранных государств не требуется.

Статья 2

Проект Закона. В законопроекте написано, что Закон вступает в силу в следующем порядке: пункт 11 статьи 1 – с 27 ноября 2020 года; иные положения – после официального опубликования настоящего Закона. Не понимаем такой градации вступления в силу частей документа. В частности, почему пункт 11 статьи 1 «11. Восстановление водного объекта – проведение комплекса мероприятий, направленных на достижение нормативов качества воды поверхностных водных объектов и гигиенических нормативов безопасности воды водных объектов для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового (рекреационного) использования» будет легитимным с 27 ноября 2020 года? Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 

Срок вступления в силу пункта 11 статьи 1 проекта Закона определяется вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2019 г. № 254-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений», так как нормы этого пункта приводятся в соответствие с данным законодательным актом.

Статья 1

Проект Закона. «Благоустройство поверхностных водных объектов – комплекс работ, осуществляемых на землях общего пользования населенных пунктов и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма (далее – установленные места), в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для создания комфортных (эстетических) условий жизнедеятельности человека», считаем неверным использовать термин, не имеющий в действующем законодательстве легальной дефиниции, – «комфортные (эстетические) условия жизнедеятельности человека» – который на практике трактуется различными субъектами диаметрально противоположно. Общественное объединение «Экодом», 13.04.2020 23:54 

 

С учетом замечаний других заинтересованных термин «благоустройство поверхностных водных объектов» изложен в новой редакции.

Статья 2

Проект Закона. «Отношения, связанные с возведением, ликвидацией и благоустройством поверхностных водных объектов, регулируются законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране и использовании земель, если иное не установлено законодательством об охране и использовании вод». Предлагаемая формулировка нормы представляется не вполне корректной. Как следует из содержания пункта 26 статьи 1, понятие «поверхностный водный объект» включает в себя как естественные, так и искусственные водоемы. По нашему мнению, некорректно вести речь о «возведении естественных водных объектов». Общественное объединение «Экодом», 13.04.2020 23:54 

 

Термин «возведение» следует применять только к искусственным водоемам и водотокам.

С учетом поступивших замечаний пункт 15 изложен в новой редакции.

Статья 3

Проект Закона «Поверхностные водные объекты, возведение которых осуществлялось юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателя­ми, на земельных участках, предоставленных в установленном порядке на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, являются объектами недвижимого имущества и находятся соответственно в их собственности, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь». По нашему мнению, данная норма создаст проблемные ситуации в случае перехода соответствующего вещного права на земельный участок к иному лицу, которое не осуществляло возведение поверхностного водного объекта. Общественное объединение «Экодом», 13.04.2020 23:54

 

Исходя их норм пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Республики Беларусь, поверхностные водные объекты относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости). Распоряжение поверхностными водными объектами должно осуществляться совместно с земельными участками, на которых они возведены.


 Информация предоставлена Министерством природных ресурсов и окружающей среды для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».