Подведены итоги обсуждения проекта Закона об изменении Водного кодекса
Подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
Организатор общественного обсуждения – Министерство природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь.
Свои замечания и предложения можно было высказать на Правовом форуме Беларуси с 27 марта по 13 апреля 2020 г. включительно.
Сводная таблица
замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
Структурный элемент проекта нормативного правового акта |
Содержание замечаний и (или) предложений |
Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений |
|
Обоснование (в случае неучета) |
Редакция (в случае учета) |
||
Пункт 2
|
Водный кодекс РБ. В соответствии с законопроектом предлагается внести изменения в статью 39 Водного кодекса, согласно которой введены ограничения на использование подземных вод. Предлагаемые изменения оставляют приоритет использования подземных вод для целей удовлетворения питьевых нужд. Конкретизируются направления использования подземных вод. В то же время подземные воды широко используются для хозяйственно-бытовых целей населения. Но в направлениях использования подземных вод (пункт 2 статьи 39), ни в старой редакции, ни в предлагаемой, возможность использования подземных вод для хозяйственно-бытовых целей не предусмотрена. Так что, мытье рук водой из подземных источников противозаконно? Внесение изменений в часть вторую пункта 2 статьи 39 давно назрело. Действующая редакция содержит весьма жесткие критерии для принятия решения о возможности использования подземных вод для технических целей. И, по сути, сводит на нет эту возможность, хотя запасы подземных вод на территории Республики Беларусь в большинстве случаев позволяют значительно шире использовать имеющийся ресурсный потенциал. Новая редакция позволяет смягчить требования по использованию подземных вод, наделяет местные исполнительные и распорядительные органы правом принятия соответствующего решения в виде согласования предпроектной (прединвестиционной) документации. Но при этом не предложено критериев. Если критерии в действующей редакции второй части статьи 39 слишком жесткие, то в предлагаемой редакции они отсутствуют вообще. Ключевыми критериями для определения возможности использования подземных вод для технических целей должны быть запасы подземных вод, подтвержденные по результатам геологического изучения недр, а также перспективные потребности населенного пункта в подземных водах питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Справочно: согласно Водному кодексу Российской Федерации также в исключительных случаях допускается использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением. Но критерием служит наличие достаточных ресурсов подземных вод. Сергей Мамчик, 13.04.2020 10:41
|
Изложение в новой редакции части второй пункта 2 статьи 39 Водного кодекса Республики Беларусь осуществляется в целях взаимосогласования норм Водного кодекса с частью четвертой статьи 14 Закона Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении» (в редакции Закона от 09.01.2019), абзацем 27 статьи 41 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2019 № 746 «О строительстве водозаборных сооружений».
|
Проект Закона дополнен термином «хозяйственно-питьевые нужды» и его определением. |
Статья 1 |
Проект Закона. Статья 1 Термин «Благоустройство поверхностных водных объектов» Статья 1. Внести в Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 года следующие изменения: 1. Статью 1 дополнить следующими терминами и их определением: «42. Благоустройство поверхностных водных объектов – комплекс работ, осуществляемых на землях общего пользования населенных пунктов и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма (далее – установленные места), в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для создания комфортных (эстетических) условий жизнедеятельности человека. 1. В п. 26 ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 года (далее – ВК) содержится определение следующего термина: «Поверхностный водный объект – естественный или искусственный водоем, водоток, постоянное или временное сосредоточение вод, имеющее определенные границы и признаки гидрологического режима». Из чего следует, что любой «поверхностный водный объект» имеет границы. При этом из предлагаемого определения указанного термина не ясно, где именно должен проводится «комплекс работ»: а) только в границах «поверхностного водного объекта» либо б) также и за пределами указанных границ («осуществляемых на землях общего пользования населенных пунктов и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма»). Следует разграничивать термины «благоустройство объекта» и «благоустройство территории объекта». Исходя из содержания «комплекса работ» по «благоустройству поверхностных водных объектов», осуществляемых на практике, «благоустройство поверхностных водных объектов» должно включать «комплекс работ, осуществляемых» не только в границах «поверхностных водных объектов», но за ее пределами – на прилегающей территории. В абз. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) содержится определение следующего термина: «благоустройство объекта строительства (далее – благоустройство объекта) – совокупность работ в том числе строительных, специальных, монтажных (далее – строительно-монтажные работы), пусконаладочных, и мероприятий, осуществляемых в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания». Из чего следует, что целью работ при «благоустройстве» является приведение территории (а не самого объекта!) в определенное состояние. 2. Что именно понимается под «местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма»? Такие места на практике располагаются не только вблизи «поверхностных водных объектов». В абз. 43 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З содержится определение следующего термина: «территория – ограниченное пространство, обладающее одним или несколькими элементами среды обитания и предназначенное для осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, включающее территории населенных пунктов, межселенные территории и территории, предназначенные для застройки или иного использования». Предлагается заменить «места» на «территории». Исходя из вышеизложенного предлагается определение указанного термина изложить в следующей редакции: «Благоустройство поверхностных водных объектов – комплекс работ, осуществляемых в границах поверхностных водных объектов, расположенных на землях общего пользования населенных пунктов, и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма, расположенных на прилегающих к указанным объектам территориях (далее – установленные места), в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для их использования по назначению, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания». Термин «Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии» 43. Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии – комплекс мероприятий, направленных на поддержание поверхностных водных объектов в хорошем и выше экологическом состоянии». Что именно понимается под «в хорошем и выше экологическом состоянии»? Каковы критерии подобных «состояний»? В абз. 6 п. 3 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087, содержится определение следующего термина: «содержание (эксплуатация) территории – комплекс мероприятий по санитарной очистке, уборке территории и ремонту расположенных на ней элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным территориям (объектам), требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов». Предлагается определение указанного термина изложить в следующей редакции: «Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии – комплекс мероприятий по санитарной очистке указанных объектов, уборке и ремонту расположенных на прилегающие к ним территории элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным объектам, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов». Игорь Валерьевич, 13.04.2020 13:36 |
Порядок определения экологического состояния поверхностных водных объектов установлен статьей 6 Водного кодекса и ТКП 17.13-21-2015, утвержденным и введенным в действие постановлением Минприроды от 29 июня 2015 г. № 5-Т.
|
С учетом замечаний других заинтересованных определения терминов «благоустройство поверхностных водных объектов», «содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии» изложены в новой редакции. |
Статья 2 |
Проект Закона. Статья 2 Статью 2 дополнить пунктом 15 следующего содержания: «15. Отношения, связанные с возведением, ликвидацией и благоустройством поверхностных водных объектов, регулируются законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране и использовании земель, если иное не установлено законодательством об охране и использовании вод.». Отношения, связанные с «ликвидацией поверхностных водных объектов» не могут регулироваться «законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране и использовании земель», т.к. указанное законодательство не использует термин «ликвидация». Законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности использует термин «снос», определение которого содержится в абз. 33 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З. Предлагается заменить «ликвидацией» на «сносом». Игорь Валерьевич, 13.04.2020 13:36 |
|
С учетом замечаний других заинтересованных пункт 15 изложен в новой редакции. |
Статья 6 |
Проект Закона. Статья 6 Пункт 1 статьи 25 изложить в следующей редакции: «1. Возведение и ликвидация поверхностных водных объектов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а также объектов, оказывающих воздействие на водные объекты, осуществляется на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке (далее – проектная документация).». Предлагается заменить «ликвидация» на «снос». Игорь Валерьевич, 13.04.2020 13:36
|
Порядок ликвидации поверхностных водных объектов предлагается регулировать Водным кодексом, а не Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». |
|
Статья 1 |
Водный кодекс РБ. Ст. 1: дать определения терминам «береговая линия», «канал мелиоративной системы», «канализированное русло естественных водотоков». Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35 |
Определение термина «береговая линия» дано в Правилах ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580. Определение термина «каналы мелиоративных систем» дано в Инструкции о порядке установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод, утвержденной постановлением Минприроды от 26.05.2017 № 16. Термин «канализированное русло естественных водотоков» в Водном кодексе не встречается, поэтому в соответствии с требованиями нормотворческой деятельности его понятие не приводится.
|
|
Статья 46 |
Водный кодекс РБ. Ст. 46, п.п. 2.6 - исключить, т.к. норма фактически противоречит п.п. 1.3 этой же статьи. Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35
|
Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена. |
|
Статья 52 |
Водный кодекс РБ. Ст. 52, п. 2 изложить в редакции: 2. Водоохранные зоны и прибрежные полосы устанавливаются от береговой линии, определяемой по верхней бровке береговых линий водотоков и искусственных, естественных водоемов. Острова в акватории водоемов и водотоков включаются в состав прибрежных полос. Обоснование: На сегодняшний день единственным полным, достоверным и актуальным источником информации о местности, а также выполненным в необходимых масштабах, является Земельная информационная система Республики Беларусь. В соответствии с ТКП 610-2017 (33520) «Земельно-информационная система Республики Беларусь. Порядок создания и ведения (эксплуатации, обновления)», гидрографические объекты цифруются по верхней бровке береговых линий водотоков и искусственных, естественных водоемов. Существующие положения Водного кодекса не соответствуют реалиям жизни Ст. 52, п. 11 изложить в редакции: Проекты водоохранных зон и прибрежных полос разрабатываются для поверхностных водных объектов, за исключением ручьев, родников и каналов. Границы водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, для которых не разрабатываются проекты водоохранных зон, наносятся на планово-картографический материал при разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос в соответствии с п.п. 3-4 настоящей статьи. Обоснование: Так как при разработке проектов ВЗиПП ручьи не учитываются, границы водоохранных территорий не наносятся на картографический материал, что делает невозможным их учет при ведении хозяйственной деятельности, выделении земельных участков и проч. Ст. 52, п. 12 изложить в редакции: Для поверхностных водных объектов (их частей), расположенных на территории городов, поселков городского типа, разрабатываются отдельные проекты водоохранных зон и прибрежных полос. Обоснование: на территории сельских населенных пунктов в подавляющем большинстве случаев отсутствует необходимая градостроительная документация. Ст. 52, п. 16 изложить в редакции: Проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них, согласовываются со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в области использования и охраны земель (отделами землеустройства), инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды, организациями Министерства лесного хозяйства и представляются на государственную экологическую экспертизу. Проекты водоохранных зон и прибрежных полос больших и средних рек согласуются с областными отделами землеустройства. Ст. 52, п. 16 дополнить: Информация о границах водоохранных зон и прибрежных полос, режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах , границы водоохранных зон и прибрежных полос размещаются в публичном доступе на портале земельной информационной системы Республики Беларусь, публичной кадастровой карте. Ст. 53. п.п. 1.3. дополнить запретом на размещение складов минеральных удобрений. Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35 |
Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена. |
|
Статья 53 |
Водный кодекс РБ. Ст. 53. п.п. 1.3. дополнить запретом на размещение складов минеральных удобрений. Ст. 53. п.п. 1.5. изложить в редакции: размещение полей орошения сточными водами, вновь создаваемых кладбищ... Обоснование: Многие кладбища расположены в водоохранных зонах и прибрежных полосах исторически, их закрытие и рекультивация противоречат сложившимся нормам общественной морали. Необходимо четко указать запрет на размещение именно новых объектов. Ст. 53 п.п. 1.6: Необходимо конкретизировать, запрещена ли мойка в неположенных местах или запрещена мойка в любых, даже специально оборудованных зданиях (например, автомойки на АЗС и т.д.). Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35 |
Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена. |
|
Статья 54 |
Водный кодекс РБ. Ст. 54 п. 4: Реконструкция таких объектов осуществляется в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, при условии недопущения увеличения производственной мощности и вместимости, увеличения площади застройки с применением технологий, материалов и конструктивных решений, предотвращающих загрязнение, засорение вод. – Данное положение является логически некорректным, так как, например, при сокращении площади реконструируемого объекта использование решений, предотвращающих загрязнение, засорение вод, является необязательным. Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35
|
Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена. |
|
Статья 58 |
Водный кодекс РБ. Ст. 58 п. 2: при ведении государственного водного кадастра необходимо четко увязывать сведения о водных объектах с их местоположением на картографических материалах. Так как карты являются основным источником информации о протяженности, площади и др. характеристиках водных объектов, необходимо координировать эту информацию с Государственным комитетом по имуществу, его структурными подразделениями (НКА, Белгипрозем и др.). Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35
|
Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена. |
|
Статья 52 |
Водный кодекс РБ. Формулировки в пунктах 1, 2, 3, 4, 7 и 8 статьи 52 Водного кодекса дают в совокупности однозначное понимание о минимальных размерах (ширине) водоохранных территорий (далее – ВТ). На практике при выполнении проектных работ по разработке (корректировке) проектов водоохранных зон и прибрежных полос (далее –ВЗ и ПП) поверхностных водных объектов (далее – ВО) на территории населенных пунктов это приводит к включению территории земельных участков (полностью или частично) в состав ВТ. Повсеместно на территории населенных пунктов распространенным фактом является существование исторически сложившейся жилой застройки на участках юридических и физических лиц в пределах ВТ с минимальными «буферными» значениями их ширины. Этот факт, собственно, приводит к запрету на таких участках (их частях) на «возведение жилых домов, строений и сооружений, необходимых для обслуживания и эксплуатации жилых домов» в соответствии с подпунктом 1.10 пункта 1 статьи 54. Между тем принципами земельных отношений, определенных в статье 5 Кодекса Республики Беларусь от 23.07.2008 № 425-З «Кодекс Республики Беларусь о земле», определено единство судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), а также использование земельных участков по целевому назначению. То есть, например, выделенные для строительства и обслуживания жилого дома участки граждан не могут быть подвергнуты ограничениям со стороны Водного кодекса, связанным с невозможностью строительства либо реконструкции уже существующей застройки без изменения целевого назначения земельного участка. Эти же принципы земельных отношений определены пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485 «О совершенствовании земельных отношений и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц». В связи с вышесказанным возникает правовая неопределенность (отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права), вызванная коллизией нормативных правовых актов, что порождает невозможность однозначного понимания норм права и их единообразного применения. Это ведет к нарушению принципа системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, являющимся основополагающим для нормотворческой деятельности (в соответствии с определениями пункта 14 статьи 2 и пункта 9 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. №130-З«О нормативных правовых актах»). Казалось бы, что данную коллизию должен разрешить пункт 6 статьи 52 Водного кодекса. Но его формулировки лишь увеличивают неоднозначность понимания норм пунктов 7 и 8 статьи 52. Во-первых, в Водном кодексе не дается определений терминам «существующая застройка», «системы инженерного обеспечения и благоустройства», «набережная», «парапет набережной», «система дождевой канализации». Во-вторых, «градостроительная документация» – это градостроительный проект, т.е. система взаимоувязанных проектных документов, в том числе планов зонирования территорий, определяющая направления и условия градостроительного развития и использования территорий (статья 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»). Это предполагает при определении ширины ВТ в населенных пунктах необходимо скорей учитывать план развития территорий, предусмотренных градостроительным проектом, чем связь устанавливаемых границ ВЗ и ПП с «существующей застройкой». В- третьих, в случае с ВО, для которых не предполагается разработка проектов ВЗ и ПП, корректировка ширины ПП и ВЗ в принципе невозможна, т.к. в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 52 она устанавливается формально в соответствии с классификацией ВО. Логично, что при существовании таких ВО, как ручьи или родники, на территории населенных пунктов, установленные значения ширины ВТ никак не соотносятся ни с одним из факторов, влияющих на установление ширины ВТ, перечисленных в пункте 6 статьи 52. Все вышесказанное требует внесения следующих изменений в существующую редакцию Водного кодекса: 1. Необходимо дать однозначные трактовки определений «существующая застройка» (Примечание. Насколько это коррелирует с определением «земли под застройкой», данной в абз. 12 ст. 7 Кодекса о земле. Земли под застройкой представляют собой земли, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), а также земли, прилегающие к этим объектам и используемые для их обслуживания), «системы инженерного обеспечения и благоустройства», «система дождевой канализации», «сооружения, обеспечивающие функционирование существующей застройки», «межселенные территории», применяемых в статьях 52–54 Водного кодекса, а также определить механизм учета «существующей застройки» и «системы инженерного обеспечения и благоустройства» при установлении ширины ВЗ и ПП. 2. Формулировки п. 4, п. 7 и п. 8 статьи 52 применять только к межселенным территориям, для чего изложить указанные пункты в следующей редакции: «4. Для ручьев, родников водоохранные зоны совпадают по ширине с прибрежными полосами и составляют на межселенных территориях 50 метров. … 7. Минимальная ширина водоохранной зоны на межселенных территориях устанавливается для: 7.1. водоемов, малых рек – 500 метров; 7.2. больших, средних рек – 600 метров. 8. Минимальная ширина прибрежной полосы на межселенных территориях устанавливается для: 8.1. водоемов, малых рек – 50 метров; 8.2. больших, средних рек – 100 метров.». Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:05 |
Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена. |
|
Пункт 6 статьи 52 |
Водный кодекс РБ. В соответствии с определениями, данными в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З (ред. от 04.05.2019) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и ТКП 45-3.01-286-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект общего планирования. Генеральный план населенных пунктов. Основные положения», существует два вида документов для понятия «градостроительная документация»: генеральный план населенного пункта и схема комплексной территориальной организации (СКТО). Логичным для уровня населенного пункта видится применение понятия «генеральный план». Соответственно пункт 6 статьи 52 предлагаю изложить в следующей редакции: «6. В населенных пунктах ширина водоохранных зон и прибрежных полос устанавливается с учетом следующих факторов: существующей застройки (в случае наличия утвержденного генерального плана учитывать также и планируемую застройку), системы инженерного обеспечения и благоустройства. При наличии набережных и системы дождевой канализации ширина прибрежных полос совпадает с парапетами набережных.». Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:31 |
Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена. |
|
Пункт 16 статьи 52 |
Водный кодекс РБ. На практике при разработке проектов ВЗ и ПП постоянно возникает вопрос о территориальном распространении согласования органов, согласующих проектную документацию. Соответственно пункт 16 статьи 52 предлагаю изложить в следующей редакции: «16. Проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них, согласовываются со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в области использования и охраны земель, организациями Министерства лесного хозяйства и представляются на государственную экологическую экспертизу. Для целей определения территориальных полномочий структур и организаций, проводящих согласование и указанных в части первой настоящего пункта, принять указанное в подпунктах 16.1–16.3. 16.1. В случае разработки (корректировки) проектов ВЗ и ПП для г. Минска их согласовывают комитет землеустройства Минского городского исполнительного комитета и государственные лесохозяйственые учреждения (лесхозы), на лесных землях которых устанавливаются (корректируются) границы ВЗ и ПП. 16.2. В случае разработки проектов ВЗ и ПП для городского населенного пункта областного подчинения отделами (управлениями) землеустройства городских исполнительных комитетов того города, на территории которого находится населенный пункт и государственные лесохозяйственные учреждения (лесхозы), на лесных землях которых устанавливаются (корректируются) границы ВЗ и ПП. 16.3. В случае разработки (корректировки) проектов ВЗ и ПП для административного района (за исключением земель города Минска и городов областного подчинения) их согласовывают отделы (управления) землеустройства районных исполнительных комитетов и государственные лесохозяйственные учреждения (лесхозы), на лесных землях которых устанавливаются (корректируются) границы ВЗ и ПП.». Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:32
|
Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена. |
|
Подпункт 1.6 пункта 1 статьи 53 |
Водный кодекс РБ. Подпункт 1.6 статьи 53 изложить в следующей редакции: «1.6. мойка транспортных и других технических средств вне установленных мест;». Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:34
|
Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена. |
|
Пункт 4 статьи 54 |
Водный кодекс РБ. Предлагаю изложить пункт 4 статьи 54 в следующей редакции: «4. Здания и сооружения, в том числе жилые дома, строения и сооружения, необходимые для обслуживания и эксплуатации жилых домов, возведенные на земельных участках, предоставленных в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, право на которые зарегистрировано до 24 июля 2008 г., допускаются к эксплуатации при наличии централизованной системы канализации, сброса и очистки сточных вод или водонепроницаемого выгреба с организованным подъездом для вывоза сточных вод, а также если возведение таких объектов было осуществлено с соблюдением требований законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов. Реконструкция таких объектов осуществляется в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, при условии применения технологий, материалов и конструктивных решений, предотвращающих загрязнение и засорение непосредственно водного объекта и его прибрежной полосы.». Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:49 |
Подготовка проекта Закона направлена на приведение Водного кодекса в соответствие с принятыми законодательными актами и урегулирование вопросов благоустройства поверхностных водных объектов (см. обоснование). Согласно Плану подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482, комплексная переработка Водного кодекса в 2020 году не предусмотрена. |
Проектом Закона в рамках приведения в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485 предусматривается подпункт 1.5 пункта 1 статьи 54 изложить в следующей редакции: «1.5. предоставление земельных участков для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий и сооружений), в том числе для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства и дачного строительства;». |
Статья 1 |
Проект Закона. Исходя из предлагаемой формулировки термина «благоустройство» и частоты его применения в различных статьях Водного кодекса, ОО «Багна» опасается, что поверхностные водные объекты, в первую очередь естественные водоемы и водотоки, будут чрезмерно зарегулированы, ведь благоустройство предполагает строительные работы, устройство дорог, проведение коммуникационных сетей и сооружений, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, инженерную подготовку территории, а также мероприятия по ее расчистке и озеленению и т.д. Могут возникнуть злоупотребления при проведении работ по благоустройству, которые будут назначаться там, где этого не требуется, особенно в «местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма», которые чаще всего предполагают водные объекты за пределами населенных пунктов на природных территориях. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28
|
Работы по благоустройству поверхностных водных объектов предусматривается осуществлять только на землях общего пользования (в населенных пункта) и в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма (в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах). |
С учетом полученных замечаний термин «благоустройство поверхностных водных объектов» изложен в новой редакции. |
|
В то же время в обосновании поправок в Водный кодекс в пункте 9 сказано о необходимости разработки экологических норм и правил, устанавливающих требования к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству. Просим предусмотреть возможность участия общественности в этой работе. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28
|
|
При подготовке Минприроды технических нормативных правовых актов, устанавливающих экологические требования к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии, их благоустройству и ликвидации, будет предусмотрена возможность участия общественных объединений в этой работе в установленном порядке. |
Статья 25 |
Водный кодекс РБ. Новая редакция Водного кодекса предполагает поправки в статью 25, предусматривающие упразднение разработки проектной документации для прудов-копаней. В обосновании отмечено, что «при бесконтрольном возведении гражданами прудов-копаней могут возникнуть условия, при которых произойдет значительное воздействие на уровенный режим грунтовых вод на достаточно большой территории, затрагивающей соседние земельные участки. В случае использования таких водоемов для рыборазведения (кормления и выращивания рыбы) возникает вероятность загрязнения подземных вод». Считаем целесообразным сохранить требование разработки проектной документации для прудов-копаней и организовать учет и контроль за такими водоемами. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28
|
Возведение прудов-копаней без проектной документации – это действующая норма. Проект Закона направлен на урегулирование вопросов строительства гражданами других видов поверхностных водных объектов. |
|
|
Кроме того, в обосновании пункта 1 статьи 25 Водного кодекса сказано, что «результаты научных исследований, относящихся к предмету правового регулирования, будут положены в основу при определении Минприроды экологических требований к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству, путем разработки соответствующих экологических норм и правил». Однако мы не нашли подтверждения этому в предлагаемой новой редакции данной статьи. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28
|
Выполнение таких научных исследований осуществляется в рамках Государственной научно-технической программы и Государственных программ научных исследований. Их результаты будут положены в основу ТНПА, устанавливающих требования к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии, их благоустройству и ликвидации. |
|
Статья 39 |
Водный кодекс РБ. В статье 39 подпункт 2.2 пункта 2 предлагается дополнить словами «, а также сырья и материалов, используемых для их производства», потому что, как сказано в обосновании, «использование сырья и материалов для производства продуктов питания, лекарственных и ветеринарных средств непрерывно связано с данными производственными процессами». Статья 39. Пользование водными объектами для хозяйственно-питьевых нужд. Использование подземных вод. 2. Использование подземных вод допускается: 2.2. для производства продуктов питания, лекарственных и ветеринарных средств, «а также сырья и материалов, используемых для их производства». В этой связи считаем целесообразным не переводить производства на эксплуатацию подземных источников, а стимулировать их переход на производственные цепочки замкнутого цикла, очистку сточных вод и их повторное использование для производственно-хозяйственных нужд. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 |
Данная норма относится к производству продуктов питания, лекарственных и ветеринарных средств, где технологическим процессом предусмотрено использование воды питьевого качества. |
Норма изложена в новой редакции. |
|
Кроме того, часть вторую пункта 2 статьи 39 хотят изложить в следующей редакции: «При технической возможности использования существующих централизованных систем питьевого водоснабжения использование подземных вод для нужд, не указанных в части первой настоящего пункта, допускается при условии согласования предпроектной (предынвестиционной) документации на строительство водозаборных сооружений с местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством о питьевом водоснабжении». Сейчас она звучит так: «В районах, в которых, по данным государственного водного кадастра, отсутствуют необходимые поверхностные водные объекты или не организована централизованная система водоснабжения и, по данным государственного кадастра недр, имеются достаточные запасы подземных вод, допускается использование подземных вод для нужд, не указанных в части первой настоящего пункта, на основании проектной документации». Как видим, убрали упоминание о данных государственного кадастра недр и достаточных запасов подземных вод. ОО «Багна» опасается, что в существующей редакции данный пункт будет провоцировать большую нагрузку и эксплуатацию подземных источников. Вода хоть и является возобновляемым природным ресурсом, однако ее использование должно строго регламентироваться, чтобы исключить возможность необратимых изменений в состоянии природных экосистем. Помимо этого, информация о запасах подземных вод приобретает особую актуальность в свете изменения климата и участившихся и усиливающих свое негативное воздействие засух. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28
|
Изложение в новой редакции части второй пункта 2 статьи 39 Водного кодекса Республики Беларусь осуществляется в целях взаимосогласования норм Водного кодекса с частью четвертой статьи 14 Закона Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении» (в редакции Закона от 09.01.2019), абзацем 27 статьи 41 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2019 № 746 «О строительстве водозаборных сооружений». |
|
Статья 52 |
Водный кодекс РБ. Пункт 16 статьи 52 слова «со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в области использования и охраны земель» предлагается заменить словами «с соответствующим структурным подразделением землеустройства местных исполнительных и распорядительных органов». Однако из данной формулировки непонятно, осталось ли требование обязательной государственной экологической экспертизы. Настаиваем на ее сохранении в новой редакции. Сейчас пункт 16 статьи 52 звучит так: «16. Проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них, согласовываются со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в области использования и охраны земель, организациями Министерства лесного хозяйства и представляются на государственную экологическую экспертизу». Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28
|
Норма приводится в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485 «О совершенствовании земельных отношений и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц» в части уточнения наименования структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов. Перечень органов, осуществляющих согласование проектов водоохранных зон и прибрежных полос, а также требования по проведению государственной экологической экспертизы остается прежним. |
|
Статья 58 |
Водный кодекс РБ. В статье 58 в подпункте 1.5 пункта 1 в описании Государственного водного кадастра предлагают убрать формулировку «запасы подземных вод» и заменить словами «гидрогеологические и гидрохимические показатели» (сейчас норма звучит так: «Государственный водный кадастр представляет собой систематизированный свод данных: 1.5. о запасах подземных вод»). Однако данное определение слишком туманное, запасы подземных вод было понятнее. Предлагаем данную норму оставить в прежней редакции. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28
|
Сведения о запасах подземных вод исключены из состава данных государственного водного кадастра, так как в соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 статьи 77 Кодекса Республики Беларусь о недрах эти сведения являются данными государственного кадастра о недрах. Взамен им Водный кодекс предлагается дополнить сведениями о гидрогеологических и гидрохимических показателях подземных вод, которые являются критерием оценки состояния подземных вод при проведении мониторинга подземных вод в составе НСМОС. |
|
|
Проект Закона. В обосновании в пунктах 4.2 и 4.3 сказано, что «анализ законодательства иностранных государств не проводился» и «международные договоры Республики Беларусь и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства, относящиеся к предмету правового регулирования проекта, отсутствуют». Так как в мире усиливается негативное влияние последствий изменения климата на все сферы экономики и жизнедеятельности человека, в Беларуси все чаще фиксируют случаи падения уровня грунтовых вод и обмеления рек, а также установления продолжительных засушливых, пожароопасных периодов и дальнейшие прогнозы выглядят неутешительно, считаем целесообразным изучить опыт стран ЕС в составлении стратегических водных документов, а также учесть их рекомендации по преодолению последствий изменения климата и рациональному использованию водных ресурсов. Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28
|
Проектом Закона не предусматривается комплексная переработка Водного кодекса. Поэтому проведение анализа законодательства иностранных государств не требуется. |
|
Статья 2 |
Проект Закона. В законопроекте написано, что Закон вступает в силу в следующем порядке: пункт 11 статьи 1 – с 27 ноября 2020 года; иные положения – после официального опубликования настоящего Закона. Не понимаем такой градации вступления в силу частей документа. В частности, почему пункт 11 статьи 1 «11. Восстановление водного объекта – проведение комплекса мероприятий, направленных на достижение нормативов качества воды поверхностных водных объектов и гигиенических нормативов безопасности воды водных объектов для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового (рекреационного) использования» будет легитимным с 27 ноября 2020 года? Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28 |
Срок вступления в силу пункта 11 статьи 1 проекта Закона определяется вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2019 г. № 254-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений», так как нормы этого пункта приводятся в соответствие с данным законодательным актом. |
|
Статья 1 |
Проект Закона. «Благоустройство поверхностных водных объектов – комплекс работ, осуществляемых на землях общего пользования населенных пунктов и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма (далее – установленные места), в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для создания комфортных (эстетических) условий жизнедеятельности человека», считаем неверным использовать термин, не имеющий в действующем законодательстве легальной дефиниции, – «комфортные (эстетические) условия жизнедеятельности человека» – который на практике трактуется различными субъектами диаметрально противоположно. Общественное объединение «Экодом», 13.04.2020 23:54
|
С учетом замечаний других заинтересованных термин «благоустройство поверхностных водных объектов» изложен в новой редакции. |
|
Статья 2 |
Проект Закона. «Отношения, связанные с возведением, ликвидацией и благоустройством поверхностных водных объектов, регулируются законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране и использовании земель, если иное не установлено законодательством об охране и использовании вод». Предлагаемая формулировка нормы представляется не вполне корректной. Как следует из содержания пункта 26 статьи 1, понятие «поверхностный водный объект» включает в себя как естественные, так и искусственные водоемы. По нашему мнению, некорректно вести речь о «возведении естественных водных объектов». Общественное объединение «Экодом», 13.04.2020 23:54
|
Термин «возведение» следует применять только к искусственным водоемам и водотокам. |
С учетом поступивших замечаний пункт 15 изложен в новой редакции. |
Статья 3 |
Проект Закона «Поверхностные водные объекты, возведение которых осуществлялось юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на земельных участках, предоставленных в установленном порядке на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, являются объектами недвижимого имущества и находятся соответственно в их собственности, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь». По нашему мнению, данная норма создаст проблемные ситуации в случае перехода соответствующего вещного права на земельный участок к иному лицу, которое не осуществляло возведение поверхностного водного объекта. Общественное объединение «Экодом», 13.04.2020 23:54
|
Исходя их норм пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Республики Беларусь, поверхностные водные объекты относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости). Распоряжение поверхностными водными объектами должно осуществляться совместно с земельными участками, на которых они возведены. |
|
Информация предоставлена Министерством природных ресурсов и окружающей среды для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».