/ / Новости PRAVO.BY
30.09.2019

Профессионально об актуальном: Изменения в Законе «Об авторском праве и смежных правах»

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 2 августа 2019 г.

15 июля 2019 г. подписан Закон Республики Беларусь № 216-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон № 216-З).

Закон № 216-З не предусматривает системный пересмотр норм Закона «Об авторском праве и смежных правах». Изменения затрагивают отдельные положения закона, однако по ряду вопросов они носят концептуальный характер.

Сразу можно сказать о том, что наиболее существенные изменения в нормах Закона «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве) сводятся к следующему:

  • уточнены нормы, посвященные осуществлению личных неимущественных прав авторов;
  • расширены возможности свободного использования правомерно обнародованных произведений в социально значимых сферах (обеспечение образовательного процесса; облегчение доступа к произведениям для лиц с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию;
  • пересмотрена система договоров, заключаемых при создании и использовании объектов авторского права и смежных прав, а также изменено правовое регулирование отдельных договоров;
  • в национальное законодательство введено понятие «открытая лицензия» как специальный упрощенный способ заключения лицензионного договора об использовании объекта авторского права или смежных прав на основании сделанной правообладателем публичной оферты, а также расширены возможности заключения лицензионного договора в устной форме;
  • усовершенствовано правовое регулирование деятельности организаций по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами;
  • пересмотрены нормы, определяющие особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных авторского права и смежных прав, в том числе при распространении телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет.

Личные неимущественные права авторов.

Сразу следует сказать о том, что система личных неимущественных прав, признаваемых за авторами произведений, осталась неизменной, за автором произведения по-прежнему признается право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и право на его отзыв. В то же время уточняются нормы, определяющие порядок осуществления этих прав.

Дополнением, внесенным в ст. 15 Закона об авторском праве, уточняются особенности осуществления права автора на имя при использовании его произведения в радиопрограмме. Суть проблемы, решаемой изменениями, вносимыми в Закон об авторском праве, состоит в том, что формат радиопрограммы, в отличие от телепрограммы, не всегда позволяет называть имена авторов произведений, звучащих в эфире. В связи с этим ст. 15 дополнена нормой, согласно которой указание имени автора произведения при использовании произведения в радиопрограмме может осуществляться не только в самой радиопрограмме, но также и иным способом, информация о котором должна содержаться в этой радиопрограмме. В качестве такого иного способа может, в частности, выступать размещение информации об использованных произведениях и их авторах на Интернет-сайте радиовещательной организации; соответственно, право автора на имя будет соблюдаться при условии, что в самой радиопрограмме будет сказано о том, что информация о прозвучавших произведениях и их авторах размещена на сайте вещательной организации и назван адрес сайта в сети Интернет.

Для исключения конфликта исключительного права на аудиовизуальное произведение, возникающего у его производителя, и личных неимущественных прав на обнародование и отзыв произведений, признаваемых за авторами аудиовизуального произведения, ст. 12 Закона об авторском праве дополнена частью пятой, предусматривающей, что автор аудиовизуального произведения не вправе препятствовать его обнародованию производителем аудиовизуального произведения, а также реализовывать принадлежащее ему право на отзыв, если иное не предусмотрено договором между ним и производителем аудиовизуального произведения. Необходимость данной нормы обусловлена тем, что аудиовизуальное произведение (наиболее наглядным примером аудиовизуального произведения является кинофильм) создается трудом многих лиц. В создание фильма вкладываются значительные средства, в связи с чем продюсер фильма (по терминологии Закона об авторском праве – производитель аудиовизуального произведения) безусловно заинтересован в его беспрепятственном коммерческом использовании. В этой ситуации признание за каждым из авторов фильма права на обнародование, а также права на последующий отзыв произведений ставит под угрозу коммерческие интересы продюсера. Данная норма распространяется на всех лиц, признаваемых авторами аудиовизуального произведения, согласно норме п. 1 ст. 12 Закона об авторском праве таковыми являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения, оператор-постановщик и художник-постановщик. Соответственно дополняется норма части второй п. 1 ст. 15 Закона, перечисляющая ограничения, действующие в отношении права на обнародование и права на отзыв. Новая норма сформулирована как диспозитивная и будет применяться постольку, поскольку иное не будет определено договором, заключенным между соответствующим автором аудиовизуального произведения и его производителем.

Дополнением, внесенным в норму п. 2 ст. 21 Закона об авторском праве, уточняется перечень личных неимущественных прав автора, которые должны соблюдаться при использовании его произведения, перешедшего в общественное достояние, а именно: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения. Однако при этом необходимо учитывать оставшуюся в Законе об авторском праве норму абз. 5 п. 1 ст. 15, предусматривающую, что произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании.

Свободное использование произведений.

Одним из ключевых положений Закона № 216-З является расширение возможностей допускаемого свободного использования охраняемых авторским правом произведений. При этом сразу же необходимо сделать оговорку о том, что в силу нормы п. 1 ст. 32 Закона об авторском праве случаи свободного использования, предусмотренные для произведений, распространяются также на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Во-первых, речь идет о расширении возможностей использования произведений в образовательных целях. Действующая редакция ст. 36 Закона об авторском праве допускает использование правомерно обнародованных произведений только в качестве иллюстраций в изданиях образовательного характера в объеме, оправданном образовательной целью, с обязательным указанием их авторов и источников заимствования. Однако допускаемое свободное использование в качестве иллюстраций не удовлетворяет всех потребностей учебного книгоиздания, которое заинтересовано в возможности свободного использования отрывков из произведений, а также отдельных малообъемных произведений в учебниках, практикумах, хрестоматиях и иных изданиях учебного характера.

В связи с этим ст. 36 Закона об авторском праве дополнена п. 3, нормы которого допускают возможность свободного воспроизведения и распространения в составе учебных изданий, предназначенных для использования в образовательном процессе, малообъемных произведений, а также частей правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном образовательной целью, с обязательным указанием их авторов и источников заимствования. Включение данной нормы в Закон об авторском праве обусловлено необходимостью облегчить процесс создания учебных пособий, сделать их более доступными, а также исключить случаи злоупотребления правами со стороны правообладателей. Оговорка о необходимости обязательного указания авторов используемых произведений и источников заимствования призвана обеспечить неимущественные интересы авторов.

Во-вторых, существенно расширены возможности для использования произведений в интересах незрячих и слабовидящих, в связи с чем ст. 34 Закона об авторском праве изложена в новой редакции. Она ориентирована на положения Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, подписанного 27 июня 2013 года. Республика Беларусь намерена присоединиться к данному международному договору в ближайшее время. В этой связи следует несколько слов сказать о самом Марракешском договоре. Как отмечается в комментарии Всемирной организации интеллектуальной собственности, в Марракешском договоре «… присутствуют явно выраженный гуманитарный и социальный аспект, и его главная цель состоит в том, чтобы установить ряд имеющих обязательную силу ограничений и исключений [в отношении исключительного авторского права] в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию».

Ключевые положения Марракешского договора сводятся к следующему. Во-первых, режим, установленный Договором, распространяется только на произведения «в форме текста, нотной записи и (или) связанных с ними иллюстраций, будь то опубликованные или иным образом доведенные до всеобщего сведения с помощью любых средств информации», включая аудиокниги. Во-вторых, в Марракешском договоре четко определяется круг лиц, в отношении которых должны применяться его нормы – это лица, имеющие ряд нарушений зрения, которые не позволяют им легко читать печатные материалы; широкое определение включает слепых, лиц с нарушениями зрения или не способных читать или лиц, которые в силу какого-либо физического недостатка не могут держать книгу или обращаться с ней. В-третьих, Договор требует, чтобы государства-участники предусмотрели стандартный набор ограничений и исключений в отношении авторских прав с тем, чтобы можно было воспроизводить, распространять и сделать общедоступными опубликованные произведения в форматах, доступных для лиц с нарушениями зрения, а также дать возможность осуществлять трансграничный обмен этими произведениями по линии организаций, которые обслуживают эту категорию. Кроме того, Марракешский договор допускает установление в национальном законодательстве дополнительных, помимо названных в его тексте, ограничений авторского права, необходимых для применения данного Договора, при этом государства-участники должны руководствоваться трехступенчатым тестом, закрепленным в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (1886 г.) и Договоре ВОИС по авторскому праву (1996 г.). Содержание «трехступенчатого теста» можно представить следующим образом: государства могут предусматривать в своем национальном законодательстве ограничения или исключения из прав, предоставляемых авторам охраняемых авторским правом произведений в соответствии с положениями международного договора, (1) в определенных особых случаях, которые (2) не наносят ущерба нормальному использованию произведения и (3) необоснованным образом не ущемляют законные интересы автора.

Отличие новой редакции ст. 34 Закона об авторском праве от действующей выражается в следующем. Во-первых, расширяется круг лиц, в интересах которых действует данное ограничение, за счет распространения действия нормы о допускаемом свободном использовании помимо незрячих и слабовидящих лиц также на иных лиц с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию. Во-вторых, помимо допускаемого воспроизведения (т.е. изготовления экземпляров) рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами новая редакция ст. 34 также допускает возможность свободного сообщения правомерно обнародованных произведений для всеобщего сведения, чем существенно расширяет круг лиц, которые могут получить свободный доступ к таким произведениям, поскольку термин «сообщение для всеобщего сведения» охватывает все возможные способы дистанционного представления произведения публике, включая эфирное и кабельное вещание, а также размещение в сети Интернет. В-третьих, новая норма прямо предусматривает, что при преобразовании произведений в специальный формат, необходимый для свободного использования охраняемых произведений на основе нормы ст. 34 Закона, возможно их использование в переводе. В-четвертых, в новой норме прямо указывается на возможность ввоза на территорию Республики Беларусь, распространения, предоставления в безвозмездное пользование и сдачи в прокат экземпляров произведений, предназначенных для указанной категории пользователей, с оговоркой, что такое использование должно осуществляться «… способами, исключающими неограниченный доступ к ним лиц, для которых эти экземпляры не предназначены».

При этом следует отметить, что все предусмотренные новой редакцией ст. 34 возможности свободного использования охраняемых произведений применяются при условии преобразования произведений в специальный формат, а также использования в таком специальном формате. Законодатель приводит примерный перечень таких специальных форматов: рельефно-точечный шрифт, тактильные издания, специальные аудиоформаты, «ясный язык» и др. Перечень специальных форматов является открытым, к нему возможно относить и иные формы представления произведения, при условии, что они предназначены для обеспечения восприятия незрячими, слабовидящими и иными лицами с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию.

В новой редакции ст. 34 сохранилось требование при воспроизведении произведений в специальном формате размещать на каждом экземпляре указание о том, что данный экземпляр предназначен для незрячих, слабовидящих и иных лиц с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию. Такое указание необходимо для идентификации правомерно изготовленных экземпляров и ограничения их оборота тем кругом лиц, для которых они предназначены.

Смежные права.

В ст. 24 Закона об авторском праве внесено небольшое изменение, имеющее существенное значение. Действующая редакция п. 2 ст. 24 Закона об авторском праве предусматривает, что исполнитель осуществляет принадлежащие ему права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения; производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют принадлежащие им права в пределах прав, полученных по договорам с исполнителем и автором записываемого либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Согласно новой редакции п. 2 ст. 24 субъекты смежных прав осуществляют свои права при условии соблюдения ими авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, а также смежных прав других лиц на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания, используемые при создании соответствующего объекта смежных прав. Тем самым принцип зависимости смежных прав не только подчеркнут, но при этом приобрел универсальный характер.

Статья 41 Закона об авторском праве, предусматривающая право производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, получать вознаграждение при публичном исполнении фонограммы, передаче ее в эфир или по кабелю, а также ином сообщении для всеобщего сведения, дополнена нормой, предусматривающей, что минимальный размер вознаграждения, а также порядок его сбора, пропорции распределения между категориями правообладателей и порядок выплаты устанавливаются Советом Министров; одновременно из нормы ст. 41 исключен п. 3, в котором были названы конкретные пропорции распределения вознаграждения между исполнителями и производителями фонограмм. При этом принципиально важной новацией является именно упоминание возможности нормативного установления минимального размера вознаграждения, что позволяет надеяться на то, что механизм сбора данного вознаграждения начнет работать на практике.

Кроме того, Законом № 216-З дано новое определение организации эфирного или кабельного вещания как субъекта смежного права – таковым должно признаваться юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание передачи организации эфирного или кабельного вещания и осуществляющее ее трансляцию в эфир или по кабелю своими силами либо с помощью третьих лиц.

Договорные отношения по использованию произведений и объектов смежных прав.

Нормы Закона об авторском праве, регулирующие договорные отношения, связанные с созданием произведений и исполнений, а также распоряжением исключительными авторскими и смежными правами, подверглись системному пересмотру.

Первое, на что необходимо обратить внимание, это исключение из Закона об авторском праве норм, посвященных авторскому договору. Авторский договор традиционно рассматривался в качестве самостоятельной разновидности договоров лицензионного типа. В действующей редакции Закона об авторском праве говорится о том, что авторским договором является лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает автор произведения; при этом к авторскому договору правила о лицензионном договоре применяются с учетом особенностей, специально предусмотренных в отношении авторского договора. Авторский договор выделялся из общего понятия «лицензионный договор» в связи с тем, что законодатель полагал необходимым предусмотреть ряд гарантий для автора как стороны договора, которые не применяются в том случае, если на стороне лицензиара выступает иной правообладатель.

Изменения, внесенные в ст. 44 Закона об авторском праве, носят концептуальный характер и призваны объединить в рамках одной договорной конструкции называемые в настоящее время отдельно лицензионный договор и авторский договор. При этом в новой редакции ст. 44 «Лицензионный договор» сохраняются основные положения, направленные на обеспечение интересов автора как стороны заключаемого лицензионного договора, а именно: при определении в заключенном автором лицензионном договоре о воспроизведении произведения авторского вознаграждения в виде фиксированной суммы должно быть установлено максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения; отсутствие в заключенном с автором лицензионном договоре условия о сроке его действия не влечет признание договора незаключенным, поскольку в этом случае действует норма о том, что такой договор считается заключенным на 3 года; отсутствие условия о территории, на которой допускается использование произведения, также не влияет на действительность договора, поскольку в этом случае действие договора ограничивается территорией Республики Беларусь. Говоря о лицензионном договоре, заключенном автором без указания срока его действия, следует обратить внимание на то, что в отличие от действующей нормы, предусматривающей для такого случая возможность одностороннего расторжения договора автором с письменным уведомлением лицензиата не менее чем за три месяца, новая норма предусматривает автоматическое прекращение такого договора по истечении 3 лет.

Пункт 7 ст. 44 Закона об авторском праве дополнен новой нормой, предусматривающей право автора заключить лицензионный договор об использовании произведения в периодической печати, в том числе с правом заключения лицензиатом безвозмездного сублицензионного договора в устной форме. Отличие от норм действующей редакции Закона об авторском праве состоит в том, что заключаемый автором в устной форме договор об использовании его произведения в периодических печатных изданиях может также предусматривать право издателя на последующее использование такого произведения, в том числе путем предоставления такого права третьим лицам. Данная норма ориентирована на интересы издателей периодических печатных изданий, которые в последующем предоставляют право перепечатки своих материалов либо размещения их в электронных информационных ресурсах.

Изложенная в новой редакции ст. 45 Закона об авторском праве содержит принципиально новые для законодательства Республики Беларусь нормы, посвященные открытой лицензии. Использование механизма открытой лицензии обусловлено требованиями современного гражданского оборота, в том числе активным развитием информационных технологий, поскольку открытая лицензия представляет собой упрощенный порядок заключения лицензионного договора, ориентированный, в первую очередь, на применение к отношениям, связанным с использованием произведений и объектов смежных прав в сети Интернет. Открытая лицензия по своей природе является договором присоединения, позволяющим правообладателю, сделавшему публичную оферту, вступать в договорные отношения с неограниченным кругом лиц, своими действиями по использованию произведения выразившими согласие на принятие заявленных условий использования произведения или объекта смежных прав.

Лицензионные договоры, заключаемые в порядке открытой лицензии, предполагаются безвозмездными, что должно способствовать более широкому доступу представителей общества к произведениям литературы, искусства, компьютерным программам и иным объектам авторского права и смежных прав, распространяемым их правообладателями на некоммерческой основе. Предполагаемая безвозмездность открытой лицензии отменяется включением в условия лицензии положений о ее возмездности.

Ключевыми аспектами открытой лицензии является следующее. Во-первых, открытая лицензия предполагает публичную оферту. При этом законодатель требует, чтобы все условия предлагаемого правообладателем лицензионного договора были доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат имел возможность ознакомиться с ними перед началом использования соответствующего объекта авторского права или смежных прав. Примером такой публичной оферты может быть размещение условий лицензионного договора на Интернет-сайте, с которого предлагается скачать произведение (исполнение, фонограмму).

Акцептом применительно к открытой лицензии предполагается начало использования объекта авторского права или смежных прав, если в условиях лицензионного договора не будет определено иное действие, совершение которого потенциальным лицензиатом будет считаться акцептом.

В отношении срока действия договора, заключенного в порядке открытой лицензии, установлено следующее правило: если срок действия открытой лицензии не определен, то лицензионный договор считается заключенным в отношении компьютерных программ и баз данных на весь срок действия исключительного права, а в отношении других видов произведений и объектов смежных прав – на 5 лет.

В отношении условия о территории использования установлено следующее правило: если в открытой лицензии не указана территория, на которой допускается использование объекта авторского права или смежных прав, такое использование допускается на территории всего мира.

Изменения, внесенные в ст. 46 Закона об авторском праве, направлены на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих на основании договора о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав. Действующая редакция п. 1 ст. 46 Закона об авторском праве говорит о том, что автор (исполнитель) может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение (исполнение) и предоставить заказчику, не являющемуся его нанимателем, право использовать это произведение (исполнение). Очевидным недостатком этой нормы является отсутствие механизма автоматического предоставления права использования созданного по заказу произведения (исполнения) заказчику, что в значительной мере снижает значимость данного договора для регулирования отношений между авторами (исполнителями) и лицами, желающими использовать их произведения (исполнения). Что изменилось в регулировании данного договора?

Во-первых, дано новое определение данного договора, более точно определяющее его предмет, согласно новой редакции п. 1 ст. 46 по договору о создании и использование объекта авторского права или смежных прав автор (исполнитель) принимает на себя обязательство создать в предусмотренный договором срок произведение (исполнение), соответствующее требованиям заказчика, и передать заказчику исключительное право на это произведение (исполнение) либо предоставить заказчику право его использования в пределах, установленных договором. Отличие от действующей нормы состоит в том, что в определении предмета договора сторонам предлагается два возможных варианта распоряжения исключительным правом на созданное по заказу произведение: уступка заказчику исключительного права либо предоставление права использования произведения (исполнения) по лицензионному договору.

Во-вторых, ст. 46 Закона об авторском праве дополнена п. 21, предусматривающим, что принятие заказчиком созданного автором (исполнителем) произведения (исполнения) в порядке, установленном договором, влечет за собой передачу заказчику исключительного права на это произведение (исполнение) либо предоставление заказчику права его использования на условиях, установленных договором. Действия заказчика, принявшего созданное для него произведение (исполнение), определено как юридический факт, на основании которого вступают в силу условия договора, посвященные распоряжению исключительным правом на произведение (исполнение). Тем самым законодатель обеспечил связь двух разных по своей природе обязательств подрядного характера, связанных с созданием произведения (исполнения), и обязательств по распоряжению исключительным правом, в рамках одного договора, сделав этот договор применимым на практике.

Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.

Значительные изменения внесены в нормы, регулирующие деятельность организаций по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами. Основные из них связаны с необходимостью учета положений Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, подписанного в г. Москве 11 декабря 2017 г. и ратифицированного Законом Республики Беларусь от 12 ноября 2018 г. № 148-З.

Основные положения Соглашения сводятся к следующему. Во-первых, Соглашение закрепляет основные принципы, которыми должны руководствоваться организации по коллективному управлению в своей деятельности. Согласно ст. 2 Соглашения деятельность организаций должна осуществляться в соответствии с принципами открытости, прозрачности, подотчетности, подконтрольности и справедливости (недискриминации). Отношения организации с пользователями должны строиться на основании заключаемых договоров неисключительной лицензии. Распределение собранного вознаграждения должно осуществляться не реже 1 раза в год пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и (или) смежных прав, определяемому на основе документов и сведений, получаемых организацией от пользователей, а также иных данных об использовании объектов авторских и (или) смежных прав. Выплата вознаграждения правообладателям должна осуществляться регулярно, не реже 1 раза в год. При этом организация не имеет права удерживать более 50 % от суммы собранного вознаграждения на расходы организации и специальные средства (средства, направляемые на социальные, культурные и образовательные цели).

В Соглашении содержится ряд норм, призванных обеспечить прозрачность деятельности организации по коллективному управлению. К их числу относится обязанность создать официальный сайт и обеспечить доступность официального сайта, на котором должны размещаться реестры, содержащие сведения о правообладателях, объектах авторских и (или) смежных прав, переданных организации в управление; обязанность проведения независимого аудита с периодичностью не реже раза в год, а также обязанность публикации аудиторского заключения вместе с соответствующей бухгалтерской (финансовой) отчетностью на официальном сайте организации.

В целях выполнения требований Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе Закон об авторском праве дополнен новой статьей 531 «Аудит в организации по коллективному управлению имущественными правами», обязывающей ежегодно проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также размещать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением по этой отчетности на официальном сайте организации по коллективному управлению не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом. Указанные материалы должны находится в открытом доступе в течение 5 лет.

Изменения и дополнения, внесенные в нормы ст. 50 Закона об авторском праве, призваны усовершенствовать правовой механизм прекращения договорных отношений между авторами, иными правообладателями и организацией по коллективному управлению имущественными правами. Согласно норме п. 9 ст. 50 Закона об авторском праве в действующей редакции автор или иной правообладатель вправе в любой момент письменно уведомить организацию по коллективному управлению имущественными правами об отказе (полном либо частичном) от управления их имущественными правами. В свою очередь организация по коллективному управлению имущественными правами в течение одного месяца со дня получения от автора или иного правообладателя такого уведомления обязана исключить указанные автором или иным правообладателем произведения и (или) объекты смежных прав из управления, уведомить об этом соответствующих пользователей и разместить информацию об этом на официальном сайте. В то же время, практика свидетельствует о том, что месячного срока недостаточно для того, чтобы крупные пользователи, каковыми являются телерадиовещательные организации, организаторы концертов и т.п., могли внести изменения в свои редакционные планы в целях исключения из них соответствующих произведений и (или) объектов смежных прав, которые исключаются из сферы действия договоров, заключенных такими организациями с НЦИС.

Новые нормы усложняют выход отдельных авторов из системы коллективного управления их имущественными правами за счет увеличения до шести месяцев срока предварительного уведомления со стороны автора (иного правообладателя) об отказе от управления имущественными правами организацией по коллективному управлению. Согласно норме п. 9, которым дополнена ст. 50 Закона об авторском праве, договор считается расторгнутым в срок, указанный в уведомлении, но не ранее, чем через 6 месяцев со дня получения организацией такого уведомления. В этом случае организация по коллективному управлению имущественными правами обязана незамедлительно разместить на своем официальном сайте информацию об исключении прав на эти произведения и (или) объекты смежных прав из управления, а также выплатить автору или иному правообладателю причитающееся вознаграждение, собранное ею до момента исключения прав на произведения и (или) объекты смежных прав из управления.

Вознаграждение за частное копирование.

Существенные изменения претерпели нормы Закона об авторском праве, посвященные сбору вознаграждения за частное копирование. Норма о том, что за осуществляемое в личных целях воспроизведение аудиовизуальных произведений, а также произведений, воплощенных в фонограммах, автор или иные правообладатели, исполнители и производители фонограмм вправе получать вознаграждение компенсационного характера, выплачиваемое производителями и импортерами оборудования и материальных носителей, обычно используемых для такого воспроизведения, существует в отечественном законодательстве с момента принятия самого первого закона «Об авторском праве и смежных правах». При этом, несмотря на то, что в нашей стране уже несколько лет существует организация, получившая государственную аккредитацию на сбор данного вознаграждения1, практическая деятельность в данной сфере не осуществляется. Во многом причиной тому являются недостатки норм действующей редакции ст. 35 Закона об авторском праве, – к числу таковых следует отнести недостаточно четкое определение круга субъектов, управомоченных на получение вознаграждения, а также отсутствие нормы, наделяющей Совет Министров или республиканский орган государственного управления правом определять перечень оборудования и материальных носителей, производители и импортеры которого обязаны выплачивать указанное вознаграждение.

______________________________

1 Государственная аккредитация предоставлена ОО «Белорусское общество авторов, исполнителей и иных правообладателей», свидетельство об аккредитации № 2 от 12.12.2016 г.

Что меняется в данной сфере? Во-первых, уточняется круг лиц, в пользу которых осуществляется сбор вознаграждения. Круг объектов авторского права и смежных прав, за воспроизведение которых в личных целях выплачивается вознаграждение, остался неизменным: аудиовизуальные произведения, произведения и исполнения, воплощенные в фонограммах, а также сами фонограммы. В качестве получателей вознаграждения названы лица, обладающие исключительными правами на такие произведения, исполнения и фонограммы. Тем самым исключается возможность двоякого толкования, что наиболее актуально в отношении аудиовизуальных произведений, где субъектом, в пользу которого должно выплачиваться вознаграждение, выступают не авторы фильма, а его продюсер (киностудия).

Во-вторых, если действующая редакция наделяет Совет Министров правом определять минимальный размер вознаграждения, то в новой редакции ст. 35 речь идет об установлении конкретного размера вознаграждения. Такой подход представляется более обоснованным с учетом как природы вознаграждения, так и механизма его сбора, поскольку исключает предпосылки для споров между лицами, обязанными выплачивать вознаграждение, и организацией по коллективному управлению, осуществляющему его сбор.

В-третьих, существенной новацией является то, что 25 процентов из суммы вознаграждения подлежат направлению в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Такое решение законодателя призвано придать сбору за частное копирование определенную социальную обоснованность с учетом неоднозначного восприятия самого сбора в обществе в связи с отсутствием прослеживаемой связи между использованием конкретных произведений (исполнений, фонограмм) и определением лиц, которым будет выплачиваться собранное вознаграждение.

Для практической реализации данной нормы п. 4 новой редакции ст. 35 предусмотрено требование заключаемого организацией по коллективному управлению договора об управлении правом на получение вознаграждения, согласно которой такой договор должен содержать условие о согласии правообладателя, присоединяющегося к такому договору, на удержание 25 % из суммы собранного вознаграждения для последующего направления этих средств в фонд Президента по поддержке культуры и искусства. Тем самым условие об удержании указанных 25 % с последующим целевым использованием определено как обязательное в силу закона, а сам договор об управлении правом на получение вознаграждения – как договор присоединения.

В-четвертых, организации по коллективному управлению, которая осуществляет сбор данного вознаграждения, предоставлено право получать от государственных органов информацию о фактических объемах ввоза на территорию Республики Беларусь, а также об объемах производства и (или) реализации оборудования и (или) материальных носителей, обычно используемых для частного копирования, а также информацию об изготовителях, поставщиках (продавцах) и номенклатуре указанных оборудования и (или) материальных носителей. При этом на организацию по коллективному управлению возлагается обязанность при сборе, хранении и использовании полученной информации соблюдать требования законодательства об информации, информатизации и защите информатизации, – речь идет о необходимости обеспечения конфиденциальности информации, относящейся к категории информации ограниченного распространения (коммерческая тайна, служебная тайна, персональные данные).

Кроме того, для обеспечения возможностей организации по коллективному управлению обеспечить распределение собранного вознаграждения ст. 50 Закона об авторском праве дополнена нормой, предусматривающей, что в случае отсутствия возможности получения данных об использовании произведений, исполнений и фонограмм при сборе вознаграждения за частное копирование соответствующая организация по коллективному управлению вправе самостоятельно формировать такие данные на основе общедоступных сведений об использовании объектов авторского права или смежных прав, в том числе сведений статистического характера.

Гражданско-правовая защита авторского права и смежных прав.

Сразу следует сказать о том, что механизм гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав не претерпел радикальных изменений. В то же время внесенные изменения и дополнения направлены на его усовершенствование.

Изменения, вносимые в статьи 56 и 57 Закона об авторском праве, направлены на совершенствование механизма защиты нарушенных авторских и смежных прав, а также привлечения лиц, нарушающих исключительные авторские и смежные права, к гражданско-правовой ответственности. При этом основной акцент был сделан на исключение возможного злоупотребления правом на защиту со стороны правообладателей.

Во-первых, с десяти до одной базовой величины снижен минимальный размер компенсации, взыскиваемой по решению суда с нарушителя исключительного авторского права или смежных прав вместо возмещения убытков. Необходимость снижения минимального размера компенсации, взыскиваемой с нарушителя исключительного авторского или смежного права вместо возмещения убытков была обусловлена тем, что предусмотренный действующей нормой Закона об авторском праве минимальный размер компенсации – десять базовых величин – не всегда соответствует характеру нарушения права, что создает предпосылки для правообладателей злоупотреблять своим правом на защиту, требуя взыскания компенсации в минимальном размере при самых незначительных нарушениях. Кроме того, при разработке предлагаемой нормы учитывался принцип унификации правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, – именно такой размер компенсации предусмотрен в законах «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О правовой охране топологий интегральных микросхем».

Следует сказать о том, что в ходе разработки законопроекта раздавались голоса о том, что снижение законодательно установленного размера компенсации приведет к существенному снижению уровня защиты авторских прав в нашей стране. Поэтому хочется обратить внимание, что неизменной остается норма о том, что размер компенсации определяется судом с учетом характера нарушения, при этом правообладатель по-прежнему освобождается от доказывания причиненных ему убытков.

Во-вторых, в Законе об авторском праве появилась специальная норма, определяющая особенности гражданско-правовой ответственности операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи за возможные нарушения авторских и смежных прав при распространении телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм. Статья 261 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации» предусматривает, что операторы электросвязи, поставщики услуг электросвязи, осуществляющие распространение телепрограмм, обязаны обеспечить предоставление каждому абоненту возможности просмотра телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм. Перечень телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.05.2015 г. № 407.

Операторы электросвязи и поставщики услуг электросвязи в силу Закона «О средствах массовой информации» обязаны обеспечить распространение в своих сетях телепрограмм, включенных в обязательный общедоступный пакет, при этом они не имеют права вносить какие-либо изменения в содержание распространяемых телепрограмм. В то же время, деятельность операторов электросвязи (поставщиков услуг электросвязи) с точки зрения норм Закона об авторском праве рассматривается как самостоятельный способ использования произведений (передача произведения по кабелю), отличный от использования произведений путем их передачи в эфир, и, соответственно, предполагающий необходимость получения отдельного разрешения от правообладателя и выплату ему дополнительного вознаграждения. При этом операторы электросвязи (поставщики услуг электросвязи), предполагающие решение проблемы соблюдения прав авторов путем заключения договоров с организацией по коллективному управлению имущественными авторскими правами (НЦИС) неоднократно сталкивались с практикой самостоятельной защиты своих имущественных прав отдельными авторами, которые временно прекращали договорные отношения с НЦИС и обращались к операторам электросвязи с исками в защиту нарушенных исключительных прав и требованиями компенсации за такие нарушения. В результате операторы электросвязи (поставщики услуг электросвязи), выполняющие требование Закона «О средствах массовой информации» и распространяющие телепрограммы, включенные в обязательный общедоступный пакет, вынужденно нарушали права отдельных авторов, осознанно отказывающихся от реализации своих имущественных прав через систему коллективного управления. При этом им приходилось нести значительные материальные потери, выплачивая на основании выносимых судебных решений компенсации за такие нарушения.

Для решения обозначенной проблемы Закон об авторском праве дополнен частью третьей пункта 2 статьи 56, исключающей применение в отношении операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи, выполняющих требования Закона «О средствах массовой информации» в части распространения обязательного общедоступного пакета телепрограмм, такой меры гражданско-правовой ответственности как компенсация, предусмотренная пунктом 2 статьи 56 Закона. При этом освобождение операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи от ответственности в форме взыскания компенсации не лишает авторов и иных правообладателей возможности применения иных мер защиты своих исключительных прав, в том числе возможности требовать возмещения убытков, а также не лишает права на получение справедливого вознаграждения через систему коллективного управления имущественными правами.

Определенные изменения связаны с таким способом защиты имущественных интересов обладателей авторского права и смежных прав как изъятие из гражданского оборота контрафактных экземпляров произведений, записей исполнений и фонограмм. Действующая норма п. 4 ст. 57 Закона об авторском праве предусматривает, что контрафактные экземпляры подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права или смежных прав. Принципиальной является замена в новой редакции данной нормы термина «конфискация» термином «изъятие», обозначающее изъятие из гражданского оборота. В отличие от конфискованного имущества, обращаемого в доход государства, контрафактные экземпляры должны выбывать из оборота. В отношении судьбы изъятых контрафактных экземпляров сделано также уточнение о том, что они подлежат уничтожению, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Вступление Закона в силу. Переходные положения.

Согласно ст. 4 Закона новые нормы вступают в действие через 10 месяцев после официального опубликования, т.е. с 27 мая 2020 г.

Исключение сделано в отношении нормы, определяющей новый минимальный размер компенсации, взыскиваемой с нарушителя исключительного авторского или смежного права, а также нормы, определяющей особенности ответственности операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи за возможное нарушение авторского права или смежных прав при сообщении для всеобщего сведения телепрограмм, входящих в общедоступный пакет телепрограмм, – эти нормы вступают в действие сразу после официального опубликования Закона, т.е. с 27 июля 2019 г.

В связи с тем, что изменения, внесенные в Закон об авторском праве, затронули систему договоров, используемых для распоряжения исключительным авторским правом, необходимо обратить внимание на норму ст. 2 Закона, авторские договоры, заключенные до вступления Закона в силу, не подлежат приведению в соответствие с новыми нормами.

Лосев С.С.,
ведущий научный сотрудник Национального центра законодательства
и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».