/ / Новости PRAVO.BY
25.11.2019

Профессионально об актуальном: Полномочия должностных лиц по увольнению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 3 сентября 2019 г.

Укрепление и эффективное функционирование военной организации государства в целом, и особенно ее силового компонента – Вооруженных Сил Республики Беларусь и иных воинских формирований, в целях защиты независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь, обеспечения военной безопасности, требует дальнейшего развития и совершенствования военного законодательства, обеспечения законности в деятельности органов военного управления и должностных лиц, соблюдения прав военнослужащих и членов их семей.

Успешная реализация мероприятий и достижение целей строительства военной организации государства зависит от выполнения ряда задач, среди которых выделяются качественное совершенствование организационно-штатной структуры Вооруженных Сил Республики Беларусь и иных воинских формирований, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, гарантирующей военную безопасность страны, приведение штатной численности военнослужащих на уровень, адекватный существующим и потенциальным военным угрозам, с учетом экономических возможностей государства, создание эффективной системы гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы по контракту.

Чтобы отвечать своему назначению, правовые нормы по вопросам увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту, должны быть научно обоснованными. Они должны правильно отражать реальные процессы, истинные причины соответствующих явлений, точно учитывать потребности воинских формирований, личные интересы увольняемых, а также возможности государства.

Исполнительно-распорядительная деятельность в государстве, в том числе органов военного управления и должностных лиц воинских формирований, всегда подзаконна. Она осуществляется на основе и во исполнение закона. Вместе с тем важное место при увольнении с военной службы занимает соответствие полномочий должностных лиц уровню принимаемых ими решений. В этой связи целесообразно исследовать соотношение понятий «должность», «должностное полномочие» и «должностное лицо».

В научной литературе господствует точка зрения, в соответствии с которой «должность» понимается как простейший элемент государственной администрации, как первичная и основная клеточка ее организационной структуры. Определение государственной должности содержится в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»: государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа [1, ст. 4].

Должность характеризуется следующими признаками:

  • является частью организационной структуры государственного органа;
  • включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной правовым актом, определяющим его статус.

Исходя из того, что воинская служба является особым видом государственной службы, по мнению автора, понятие «воинская должность» как штатная должность, подлежащая замещению военнослужащим, следует рассматривать, основываясь на приведенном выше определении государственной должности.

С организационной точки зрения воинская должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе военной службы. В этом смысле должность является независимой от самого военнослужащего, т.е. от конкретного лица, ее занимающего.

Именно должностью определяются характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций государственной военной организации в сфере обороны и безопасности, его конкретные права и обязанности, применяемые поощрения и меры ответственности, а также основные требования к профессиональной подготовке военнослужащего. С понятием воинской должности как стержневым связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы.

Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил Республики Беларусь и т.д.), обусловливается содержание государственно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и государством (в лице соответствующего органа) в связи с назначением на должность и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами государственно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый социальный статус должности).

Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если рассматривать компетенцию государственного органа как систему его полномочий, т.е. прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанную с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе – в сфере обороны и национальной безопасности).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Анализ актов законодательства, определяющих должностные обязанности военнослужащих, позволяет разделить их на общие обязанности командиров (начальников) и обязанности должностных лиц воинских частей и подразделений (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, начальник пограничного отряда и т.д.). Для военнослужащих, находящихся на иных должностях, разрабатываются и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и должностные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.

К определению понятия должностного лица (в том числе и воинского) следует подходить путем выделения комплекса административных функций, которые оно обязано или вправе реализовывать в своей повседневной управленческой деятельности. Именно административный характер этих функций придает им известную властность, степень которой зависит от служебного положения того или иного должностного лица.

В воинских формированиях Республики Беларусь командиры (начальники) наделены всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности войск [2, ст. 29].

Командир (начальник) в работе с кадрами обязан:

  • всесторонне изучать военнослужащих посредством личного общения с ними, знать их деловые и морально-психологические качества, повседневно заниматься воспитанием подчиненных;
  • осуществлять подбор, расстановку, аттестацию офицеров и прапорщиков с привлечением к этой работе своих заместителей, начальников родов войск и служб, учетом мнения офицерского собрания и выводов постоянно действующей аттестационной комиссии;
  • руководить отбором кандидатов для приема на военную службу по контракту и поступления в военные учебные заведения;
  • обеспечивать гласность запланированных перемещений военнослужащих, создавать резерв кадров и условия для преемственности руководства посредством взаимодействия опытных и молодых специалистов;
  • поощрять подчиненных за подвиги и проявленную разумную инициативу, усердие и отличие в службе, строго взыскивать с нерадивых [2, ст. 84].

Увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеет своей особенностью то, что осуществлять увольнение имеет строго определенный круг лиц. Полномочия должностного лица по увольнению с военной службы представляют собой часть его компетенции и являются совокупностью персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой воинской должности, связанную с осуществлением государственных функций по работе с кадрами.

Полномочия по увольнению с военной службы военнослужащих закреплены в Законе Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе». Так, увольнение с военной службы военнослужащих, имеющих воинские звания высших офицеров, осуществляется Президентом Республики Беларусь, других военнослужащих – в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [3, ст. 59].

Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186, установлено, что увольнение с военной службы осуществляется:

  • военнослужащих в воинских званиях высших офицеров – Президентом Республики Беларусь;
  • военнослужащих в воинском звании младших, старших офицеров – руководителем государственного органа, в котором предусмотрена военная служба;
  • других военнослужащих – должностными лицами, наделенными таким правом руководителем государственного органа, в котором предусмотрена военная служба [4, п. 209].

Указанные полномочия по увольнению военнослужащих с военной службы согласуются с Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «Об обороне» и «О воинской обязанности и воинской службе».

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти [5, ст. 79].

Таким образом, Президент занимает самостоятельное и главенствующее положение в системе органов государственной власти.

Конституция предусматривает широкие полномочия Президента в сферах организации обороны государства, политического руководства Вооруженными Силами, управления войсками. Президент в соответствии с Конституцией формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил, вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «Об обороне» Президент Республики Беларусь назначает на должности и освобождает от должностей министров обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, председателей Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь и их заместителей, командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь, начальника Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Республики Беларусь [6].

Таким образом, полномочия Президента Республики Беларусь по увольнению с военной службы высших офицеров – это закрепленные Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами права и обязанности, носящие внешне властный характер, связанные с выполнением им государственной функции Главы государства и Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Беларусь. Увольнение с военной службы высших офицеров Президент Республики Беларусь осуществляет в форме указов Президента Республики Беларусь.

Рассматривая полномочия руководителей государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, по увольнению с военной службы военнослужащих, следует отметить, что государственные органы, в которых предусмотрена военная служба, – это государственные органы, осуществляющие особые функции по организации защиты суверенитета государства, его независимости, территориальной целостности и граждан. К государственным органам, в которых предусмотрена военная служба, относятся Министерство обороны Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь [7, ст. 1].

В соответствии с положениями о государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, утвержденными Президентом Республики Беларусь, их руководители – Министр обороны, Министр внутренних дел, Председатель комитета государственной безопасности, Председатель Государственного пограничного комитета, Начальник Службы безопасности Президента Республики Беларусь – осуществляют непосредственное руководство соответствующими государственными военными организациями, несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач.

По мнению автора, наделение Президентом Республики Беларусь полномочиями по увольнению с военной службы военнослужащих в воинском звании младших, старших офицеров только руководителей государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, является вполне обоснованным и вытекает из особого статуса офицерского состава, соответствующего их месту, роли и значению в воинских формированиях и современном обществе.

Кроме того, указанные полномочия по увольнению с военной службы логически связаны с исключительными правами руководителей государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, по приему на военную службу по контракту лиц офицерского состава.

Другие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских формированиях Республики Беларусь, увольняются должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им руководителем государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

Наделение должностных лиц правами по увольнению с военной службы военнослужащих, не относящихся к офицерскому составу воинских формирований, закрепляется локальными правовыми актами государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, исходя из численности воинских формирований, специфики возложенных на них задач и функций, обоснованности необходимого времени для прохождения документов на увольнение в порядке подчиненности органов военного управления от конкретной воинской части, необходимости принятия достаточных мер по защите прав и законных интересов военнослужащих.

Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

Так, в органах пограничной службы увольнение с военной службы производится:

  • младших и старших офицеров, прапорщиков – приказами Председателя Государственного пограничного комитета по личному составу;
  • солдат и сержантов, занимающих должности, подлежащие комплектованию прапорщиками, – приказами командиров воинских частей по личному составу;
  • солдат и сержантов, не указанных в абзаце третьем настоящего пункта, – приказами командиров воинских частей по повседневной служебной деятельности [8, п. 111].

Увольнение с военной службы в Вооруженных Силах осуществляется посредством издания приказов:

  • Министра обороны Республики Беларусь – военнослужащих в воинских званиях младших, старших офицеров, а также прапорщиков, проходящих военную службу в воинских частях центрального подчинения;
  • командующих военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны, силами специальных операций Вооруженных Сил, войсками оперативных командований, начальника Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны, начальника Военной академии, начальника 72 гвардейского объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов – прапорщиков, находящихся в их прямом подчинении;
  • командира воинской части – солдат и сержантов [9, п. 147].

Как было отмечено выше, особенности наделения полномочиями должностных лиц по увольнению с военной службы в рассмотренных воинских формированиях обусловлены различными организационными структурами органов пограничной службы и Вооруженных Сил, их численностью и уровнями военного управления.

Вместе с тем, по мнению автора, при наделении руководителями государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, подчиненных должностных лиц полномочиями по увольнению с военной службы военнослужащих составов прапорщики, солдаты и сержанты вполне оправданно было бы руководствоваться правилом «кто принимает на военную службу, тот и увольняет», что вытекает из такого принципа военного руководства, как единоначалие, при котором командиры (начальники) наделены всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности войск. Так, например, в органах пограничной службы полномочия по приему на военную службу по контракту и назначению на воинские должности военнослужащих состава прапорщики предоставлены командирам воинских частей, а по увольнению с военной службы – только Председателю Государственного пограничного комитета, что в некоторой степени свидетельствует об ограничении распорядительной власти командиров (начальников).

Таким образом, полномочия по увольнению с военной службы военнослужащих воинских формирований Республики Беларусь закреплены за Президентом Республики Беларусь, руководителями государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, и иными должностными лицами, наделенными таким правом руководителями государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, в зависимости от состава военнослужащих и основаны на Конституции Республики Беларусь, Законах Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», «Об обороне», Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186, иных законодательных актах.

Соответствие полномочия должностного лица на увольнение с военной службы составу военнослужащих является гарантом законности при увольнении с военной службы, соблюдения прав и интересов военнослужащих, в свою очередь, превышение полномочий должностных лиц по увольнению военнослужащих является существенным нарушением порядка увольнения и влечет отмену соответствующих приказов об увольнении военнослужащих.

СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь».

2. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355.

3. Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе».

4. Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186.

5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004).

6. Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 года «Об обороне».

7. Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 года «О Вооруженных Силах Республики Беларусь».

8. Инструкция по применению в органах пограничной службы Республики Беларусь Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденная постановлением Государственного пограничного комитета Республики Беларусь от 11 мая 2011 г. № 11.

9. Инструкция о некоторых вопросах прохождения военной службы в Вооруженных Силах, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 512.

Дроздов С.А.,
начальник юридического управления Государственного пограничного комитета

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».