/ / Новости PRAVO.BY
26.03.2019

Профессионально об актуальном. Обзор основных изменений в главы 42, 44, 45 Гражданского кодекса Республики Беларусь

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»: обзор основных изменений в главы 42 «Заем и кредит», 44 «Банковский вклад (депозит)», 45 «Текущий (расчетный) банковский счет» Гражданского кодекса Республики Беларусь

 1. Изменения и дополнения в главу 42 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ) изложены с учетом подходов, закрепленных в соответствующих главах Гражданского кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Республики Казахстан, и результатов правоприменительной практики.

В частности, по предложениям заинтересованных в статье 762 ГК РБ разделены и уточнены вопросы начисления и выплаты процентов. Проектом Закона предусматривается, что проценты за пользование займом начисляются со дня предоставления займа до дня возврата займа включительно, если иное не установлено законодательными актами или договором займа. При отсутствии иного соглашения проценты за пользование займом выплачиваются ежемесячно до дня возврата займа включительно. В случае досрочного возврата займа, предоставленного под проценты за пользование займом, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом, начисленных включительно до дня возврата займа полностью или частично.

2. В статье 763 ГК РБ уточнено, что сумма беспроцентного займа, а также займа, предоставленного под проценты за пользование займом, может быть возвращена заемщиком досрочно полностью или частично. При этом норма части третьей предлагаемой проектом Закона редакции пункта 2 статьи 763 ГК РБ направлена на дополнительную защиту заемщика-гражданина, получившего заем под проценты для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Так, по общему правилу, сумма займа, предоставленного под проценты за пользование займом, может быть возвращена досрочно полностью или частично с согласия заимодавца. Проектом Закона предусматривается, что сумма займа, предоставленного под проценты за пользование займом заемщику-гражданину для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть возвращена заемщиком-гражданином досрочно полностью или частично при условии уведомления об этом заимодавца не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата. Законодательными актами или договором займа может быть установлен более короткий срок уведомления заимодавца о намерении заемщика возвратить денежные средства досрочно.

3. Проектом Закона подверглась важной корректировке также статья 770 ГК РБ, посвященная коммерческому займу. В судебной практике в связи с активным применения субъектами хозяйствования в последнее время названной статьи назрел существенный вопрос: необходимо ли прямое указание в основном договоре на отношения по коммерческому займу как обязательное условие для их возникновения. Либо же коммерческим займом следует считать любое несовпадение во времени момента оплаты и предоставления встречного исполнения по основному договору (независимо от того, согласовали ли стороны в основном договоре условие об уплате процентов за пользование коммерческим займом). Как правило, суды исходят из того, что, если сторонами основного договора не достигнуто в письменной форме соглашение о коммерческом займе, это является основанием для отказа во взыскании процентов за пользовании им.

Согласно новой редакции рассматриваемой статьи договорами, исполнение которых связано с передачей денег или других вещей, определенных родовыми признаками, может предусматриваться предоставление займа, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий заем), если иное не установлено законодательными актами и не противоречит существу соответствующих обязательств. Такая редакция является более понятной для правоприменителя, позволяет учитывать волю сторон основного договора, когда они сами решают, распространять ли им нормы о коммерческом займе на их отношения, а также соответствует сложившейся судебной практике.

4. С учетом положений Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8) и по предложению государственных органов, адвокатского и юридического сообщества ГК РБ дополняется статьей 770-1 «конвертируемый займ».

Определение договора конвертируемого займа содержится в подпункте 5.1 пункта 5 Декрета № 8. Помимо Декрета № 8 в настоящее время ни в ГК РБ, ни в законодательстве о хозяйственных обществах, ни в законодательстве о ценных бумагах не предусмотрено возможности конвертации, в том числе каких-либо ценных бумаг, в акции. Единственным исключением является Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций».

В проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ», подготавливаемом в соответствии с пунктом 7 плана подготовки законопроектов на 2018 год, отдельной статьи о конвертируемом займе не содержалось, вместе с тем, условия для заключения подобных договоров предусматривались. Так, в части шестой статьи 29 (в редакции проекта) предусматривалась возможность зачета денежных требований к хозяйственному обществу при оплате акций дополнительного выпуска (дополнительных вкладов) в случаях, установленных частью тринадцатой статьи 76, частью восьмой статьи 105 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и иными законодательными актами.

Конвертируемый заем появился в англосаксонской правовой системе. В мировой практике под конвертируемым долгом понимается долговое финансирование с предоставлением кредитору и должнику возможности удовлетворить требования кредитора путем передачи кредитору акций (долей участия) должника на заранее согласованных условиях. Суть его заключается в следующем: юридическое лицо получает заем от инвестора или группы инвесторов, как правило, на не очень продолжительный срок (год – полтора) под невысокий процент (около 5-12 % в год). Юридически заём оформляется соглашением о конвертируемом займе (convertible debt) или, реже, выпуском конвертируемых облигаций (convertible notes).

В законодательстве Российской Федерации специального регулирования классической модели конвертируемого займа не содержится. В российском праве отсутствуют понятия «конвертируемого долга» и «конвертируемого займа», но присутствует понятие «конвертация». В частности, Федеральный закон от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» и Положение о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденное Банком России 11 августа 2014 г. № 428-П, предусматривают возможность выпуска облигаций и привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции или привилегированные акции другого типа общества, возможность конвертации акций в акции той же категории при консолидации и дроблении акций, изменении их номинальной стоимости, прав акционеров, а также при реорганизации акционерных обществ. Также в российском законодательстве нашел отражение такой вид эмиссионных ценных бумаг, как опционы эмитента, конвертируемые в акции эмитента.

Во всех вышеперечисленных случаях, речь идет о конвертации одних ценных бумаг в другие, т.е. в данном случае конвертация подразумевает приобретение права собственности на размещаемые ценные бумаги за счет отчуждения права собственности на другие ценные бумаги. Исходя из такого понимания конвертации, российские юристы приходят к выводу, что наиболее удобным инструментом, позволяющим конвертировать долговое обязательство в акции, предусмотренным в российском законодательстве, являются конвертируемые облигации.

Альтернативой выпуску конвертируемых облигаций могли бы стать 1) выдача кредитору заемщиком векселя или нескольких векселей, которые также признаются в России ценными бумагами, но не требуют регистрации выпуска (при одновременном заключении между кредитором и заемщиком особого договора, предусматривающего условия удовлетворения вексельных требований путем выпуска (передачи) кредитору определенного количества акций (доли в уставном капитале) заемщика, вексельная схема имела бы не меньше общих черт с конвертируемым займом по праву США, чем конвертируемые облигации) или 2) включение таких условий непосредственно в договор займа без выдачи векселей.

Кроме того, для структурирования договора конвертируемого займа российские юристы предлагают использовать конструкцию опциона на заключение договора и (или) безотзывной доверенности, а также корпоративного договора.

Таким образом, в России имеются общие правовые институты, позволяющие использовать конвертируемые займы. Вместе с тем, отсутствие специальных норм, посвященных таким займам, ясности в пределах применения принципа свободы договора, а также ограничительная практика российских судов по потестативным условиям сделок, по мнению российских юристов, делают использование англо-американских моделей конвертируемого займа или их отдельных элементов в российской правовой среде крайне рискованным мероприятием. Учитывая потребность в таких схемах финансирования, которая будет неизбежно возрастать, Правительство РФ, в утвержденной им Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года подчеркнуло необходимость, в том числе,  инкорпорирования в российское право конвертируемых займов и других стандартных мировых инвестиционных механизмов.

В Республике Казахстан законодательство предусматривает возможность выпуска конвертируемых ценных бумаг (пункт 6 статьи 91 Гражданского кодекса Республики Казахстан, статьи 1, 17 и др. Закона Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг», статьи 1, 30 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 года «Об акционерных обществах»).

На основании изложенного предлагается:

  • включить основополагающие нормы о конвертируемом займе в ГК РБ;
  • более детальные положения, в том числе касающиеся неприменения установленного порядка отчуждения акций (долей) и др., должны найти отражение в Законе Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах».

5. Изменения в статью 771, а также в главу 44 (статья 773) и главу 45 (статья 774) ГК РБ в основном обусловлены приведением в соответствие с нормами Банковского кодекса Республики Беларусь.

Кроме того, проектом Закона предусмотрено исключение из части второй статьи 773 ГК РБ слов «и (или) драгоценные камни» (аналогичные изменения вносятся и в Банковский кодекс Республики Беларусь).

Драгоценные камни относятся к индивидуально-определенным вещам, соответственно их размещение во вклады (депозиты) сопряжено со значительными издержками, возникающими в связи с необходимостью оценки стоимости каждого драгоценного камня, а также субъективностью такой оценки. По этой причине вклады (депозиты) драгоценных камней не нашли применения в международной банковской практике, в банковском законодательстве государств-членов Евразийского экономического союза, а также в работе банковского сектора Республики Беларусь.

Таким образом, исключение из ГК РБ и Банковского кодекса Республики Беларусь возможности размещать во вклады (депозиты) драгоценные камни обусловлено правоприменительной практикой и не повлечет негативных последствий для банков и их клиентов, а также будет способствовать гармонизации законодательства в рамках Евразийского экономического союза.

6. Помимо этого, по предложениям банковского и юридического сообществ глава 45 ГК РБ дополняется новым видом договора – договором счета эскроу (предлагаемая проектом Закона статья 774-1 ГК РБ), о котором более подробно будет сказано в отдельном материале.

Ю.З. Борчук, начальник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, член рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»

Ю.Я. Римша, главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, член рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»

Материал предоставлен для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!