/ / Новости PRAVO.BY
11.06.2019

Изменения по обязательному медстрахованию иностранцев, автогражданке, несчастным случаям на производстве и другие новации страхования в Беларуси

С 1 сентября 2019 года вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 г. № 175 «О страховании». Документ вносит изменения в Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь. Что конкретно изменится для физических лиц, подробно рассказали в Белгосстрахе.

Страхование

Основные изменения по обязательному медицинскому страхованию иностранных граждан (ОМС)

1. Страхователями по ОМС могут индивидуальные предприниматели, юрлица-наниматели, а также турфирмы, которые будут оформлять визу иностранцу для въезда в Республику Беларусь.

2. Введена возможность заключения договора страхования онлайн. Иностранец, намеревающийся въехать в Республику Беларусь, может заключить договор на сайте страховщика. Подтверждением заключения договора ОМС является электронное уведомление с электронной цифровой подписью страховщика.

3. Документ, подтверждающий заключение договора обязательного медицинского страхования в электронном виде, может не представляться в органы выдачи въездных виз для рассмотрения ходатайства о выдаче визы при наличии у названных органов информации о договоре обязательного медицинского страхования, полученной от страховщика.

4. Дополнено, что не подлежат страхованию иностранные граждане, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь.

5. Иностранный полис, карточка должны быть оформлены на английском, русском или белорусском языке.

6. Исключена обязанность Государственного пограничного комитета контролировать наличие договора страхования у въезжающих иностранных граждан.

Авария

Основные изменения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГОВТС)

1. Договор внутреннего страхования может быть заключен в электронном виде без использования электронной цифровой подписи (через АИС «Бюро»).

2. Разрешено заключение договора внутреннего (комплексного внутреннего) страхования без предоставления страхователем-физическим лицом документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца), но при этом размер страхового взноса устанавливается с применением максимального значения корректирующих коэффициентов:

  • за аварийность использования транспортного средства (К2=2,0);
  • за стаж вождения и возраст страхователя (К3=1,3).

3. Размер страхового взноса будет определяться с учетом места регистрации транспортного средства (ТС), а именно:

  • базовый страховой взнос (в евро) зависит от того, белорусская или иностранная регистрация ТС (сейчас зависит от резиденства страхователя);
  • коэффициент (К1) будет применяться по месту регистрации ТС (на основании техпаспорта) – Минск, областной город и т.д. (сейчас – по месту жительства страхователя).

4. По электромобилям и гибридным автомобилям базовые страховые взносы снижены в среднем на 45 % (годовой взнос по электромобилю сейчас 43,1 евро, будет – 23,9 евро, по гибридному автомобилю сейчас 59,7 евро, станет – 33,2 евро).

5. По договорам пограничного страхования и договорам внутреннего страхования, заключаемым на ТС иностранной регистрации, страховой взнос (кроме взносов в иностранной валюте) можно будет оплатить в белорусских рублях.

6. К страховым случаям будут относится ситуации, в которых:

  • ДТП происходит в местах, не предназначенных для дорожного движения;
  • вред причиняется грузом, упавшим с ТС причинителя вреда.

7. При восстановлении потерпевшим ТС в организации автосервиса выплата стоимости восстановительного ремонта поврежденного в ДТП транспортного средства будет осуществляться без учета степени износа поврежденных деталей:

  • рулевого управления;
  • тормозной системы;
  • систем активной безопасности (по перечню, установленному белорусским бюро по транспортному страхованию).

8. Увеличен лимит ответственности при урегулировании убытка по бланку Извещения о ДТП: с 400 евро до 800 евро. Но при этом снято ограничение срока выплаты в течение 5 рабочих дней – он будет таким же, как при урегулировании случая по справке ГАИ (20 рабочих дней с даты заявления).     

Жилищные вопросы

Основные изменения по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам

1. Установлен страховой тариф по обязательному страхованию строений в размере 0,13 % от страховой суммы (действующий тариф 0,14 %).

2. В целях обеспечения страховой защитой лиц, постоянно проживающих в строениях, собственники которых умерли и на которые не оформлены правоустанавливающие документы, предусмотрена возможность страхования таких строений. Если после смерти страхователя до регистрации перехода права собственности на строения в установленном законодательством порядке строения постоянно продолжают использоваться наследниками страхователя для проживания и хозяйственных нужд, то с даты открытия наследства по 31 декабря года открытия наследства и с 1 января по 31 декабря года, следующего за годом открытия наследства, страхователями признаются наследники, принявшие наследство путем фактического вступления во владение или управление наследственным имуществом, на основании письменного заявления страховщику об учете строений для целей обязательного страхования и уплате страховых взносов.

3. В целях повышения социальной поддержки населения расширен перечень категорий граждан, имеющих право на освобождение от уплаты страховых взносов.

Дополнительно предусмотрены льготы для следующих категорий:

  • инвалиды боевых действий на территории других государств;
  • лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943–1945 годах;
  • лица, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;
  • лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
  • члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призывавшиеся на военные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов (включая специалистов и советников Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел СССР и БССР), направлявшиеся органами государственной власти СССР в Афганистан или в другие государства, принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах и получившие ранение, контузию или увечье в период боевых действий; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в период ведения боевых действий и получившие ранение, контузию или увечье в период боевых действий; военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения боевых действий и получившие ранение, контузию или увечье в период боевых действий;
  • граждане, в том числе уволенные в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
  • инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий;
  • родители военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий в годы Великой Отечественной войны;  военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий; военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы);
  • граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалиды.

Профессионально-техническое образование

Основные изменения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСНСПЗ)

1. Исключается двойная выплата в случае причинения вреда жизни и здоровью работника в результате дорожно-транспортного происшествия.

Ранее работник имел право претендовать на получение страховых выплат как по ОСНСПЗ, так и по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. С 1 сентября 2019 года возмещение вреда жизни и здоровью работника будет проводиться в следующем порядке:

  • производятся страховые выплаты по ОСГОВТС в пределах установленного лимита ответственности (10 тыс. евро), за исключением страховых выплат, которые предусмотрены в ОСНСПЗ, но не предусмотрены в ОСГОВТС. В дальнейшем при превышении лимита ответственности по ОСГОВТС страховые выплаты осуществляются по ОСНСПЗ;
  • производятся страховые выплаты по ОСНСПЗ дополнительно к выплатам по ОСГОВТС в части выплат, не предусмотренных по ОСГОВТС (например, оплата больничного листа, единовременные страховые выплаты, доплата до среднемесячного заработка застрахованного, временно переведенного на более легкую нижеоплачиваемую работу и др.).

2. Под действие ОСНСПЗ будут подпадать работающие граждане, временно пребывающие в Республике Беларусь.

Ранее ОСНСПЗ распространялось только на работающих граждан, проживающих в Республике Беларусь (постоянно или временно), хотя по законодательству работать на территории Республики Беларусь могли также определенные категории граждан, временно пребывающих в Республике Беларусь. Теперь такие граждане также будут застрахованы по ОСНСПЗ.

3. Изложено в новой редакции определение термина «несчастный случай на производстве». Это обусловлено необходимостью учесть в нем повреждения здоровья во время следования застрахованного лица на транспорте, предоставленном страхователем, к месту работы или с работы, а также иные случаи в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего вопросы расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4. Уточнены категории застрахованных лиц. 

Так, однозначно определено, что граждане, получающие доход от работы на основе членства (участия), являются застрахованными, если они работают в производственных кооперативах

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, руководители организаций-единственные собственники их имущества будут являться застрахованными, если они получают вознаграждение за труд от такой работы.

Вносятся уточнения в отношении такой категории застрахованных лиц, как обучающиеся (как и ранее, они будут застрахованы во время выполнения работ в организациях в период практики, производственного обучения, стажировки. Однако с 1 сентября 2019 года вводится условие – такие работы должны быть оплачиваемыми). Уточняется также такая категория застрахованных лиц как клинические ординаторы.

5. Совершенствуется порядок предоставления рассрочки страхователям по погашению просроченной задолженности по уплате страховых взносов, штрафов, пеней.

6. Установлено, что пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и доплаты до среднего заработка работника, временно переведенного на более легкую нижеоплачиваемую работу, будет назначать и осуществлять Белгосстрах.

Ранее такие выплаты назначали и осуществляли страхователи, а затем засчитывали выплаченные суммы в счет уплаты Белгосстраху страховых взносов по ОСНСПЗ.

Нововведение позволит не отвлекать страхователям финансовые ресурсы на страховые выплаты, а также гарантированно обеспечит застрахованных страховыми выплатами независимо от финансового состояния страхователей.

В этой связи штраф, установленный за непредставление или несвоевременное представление страхователями Белгосстраху документов, подтверждающих выплаченные пособия и доплаты, заменен на штраф за непредставление или несвоевременное представление Белгосстраху документов, необходимых для назначения страховых выплат. Размер штрафа остался прежним (10 базовых величин).

7. Право на страховые выплаты в случае смерти застрахованного получили также лица, занятые уходом за ребенком застрахованного, родившимся после его смерти.

8. Установлен перечень лиц, относящихся к нетрудоспособным членам семьи, находившихся на иждивении умершего застрахованного.

Отсутствие такого перечня порождало споры и сложности в правоприменительной практике. В частности, впервые в законодательстве определено, что к нетрудоспособным членам семьи, состоявшим на иждивении умершего застрахованного, относится супруга застрахованного, находившаяся на момент его смерти в отпуске по беременности и родам (страховые выплаты будут производиться по этому основанию до окончания такого отпуска). Установлена зависимость дохода умершего застрахованного и нетрудоспособных членов его семьи для признания их состоявшими на его иждивении.

9. Уточняются случаи, когда страховые выплаты не производятся.

В частности, ранее страховые выплаты не производились, если повреждение здоровья, смерть застрахованного произошли вследствие противоправного деяния застрахованного (как совершенного умышленно, так и по неосторожности), с 1 сентября 2019 года для отказа в страховых выплатах необходимо, чтобы противоправное деяние было совершено только умышленно. Следовательно, будут исключены случаи отказа в выплатах, например, работникам-водителям транспортных средств, пострадавших в ДТП по их же вине.

Уточнено такое основание для отказа в страховых выплатах, как неисполнение застрахованным трудовых обязанностей, невыполнение работы по заданию страхователя (его уполномоченного должностного лица). Предусмотрено, что отказ в страховых выплатах недопустим, если застрахованный совершал правомерные действия, направленные на предотвращение катастрофы, производственной аварии, несчастного случая, уничтожения или порчи имущества страхователя или иного лица.

10. Усовершенствован порядок расчета индивидуального коэффициента заработка (дохода) застрахованного (ИКЗП).

На практике застрахованный или иное лицо не имеют возможности самостоятельно определить, какие месяцы им выгодно исключить из подсчета ИКЗП в силу высокой трудоемкости этих операций (необходимо просчитывать множество вариантов). Поэтому Указом № 175 исключено указание на то, что месяцы исключаются по желанию застрахованного или иного лица. Одновременно страховщику вменяется в обязанность рассчитывать наибольший ИКЗП, исключая те или иные месяцы и заменяя их другими. Кроме того, уточнен перечень месяцев, которые могут быть исключены из периода для расчета ИКЗП.

Ограничен двумя годами период выборки месяцев для расчета ИКЗП. Это позволит производить его расчет в кратчайшие сроки с учетом заработка (дохода) застрахованного, получаемого им именно в последние годы работы перед несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием или утратой либо снижением трудоспособности, прекращением работы, повлекшей профессиональное заболевание, что компенсирует застрахованному реально утраченный им заработок (доход). Отсутствие такого ограничения вынуждало Белгосстрах делать запросы о заработке застрахованного в различные источники за длительный период (порой за десять и более лет). При этом в итоге оказывалось, что зачастую документы за столь длительный период времени отсутствовали. Потерпевший вынужден был оставаться длительное время без страхового обеспечения.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».