/ / Новости PRAVO.BY
18.07.2019

Указ № 265: «цифровое» нормотворчество становится реальностью

10 июля Главой государства подписан Указ № 265, направленный на совершенствование нормотворческой деятельности. Данный законодательный акт издан в целях повышения юридического качества проектов правовых актов, внедрения электронного документооборота в нормотворческую деятельность, создания оптимальных условий для взаимодействия государственных органов и организаций в процессе подготовки, принятия и доведения до всеобщего сведения правовых актов. О потенциале развития сферы ведомственного нормотворчества, заложенном в документе, а также об общих тенденциях в данной сфере PRAVO.BY рассказал первый заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Сергей Задиран.

Сергей Задиран

– Сергей Владимирович, год назад мы с вами обсуждали современное состояние нормотворчества, в том числе ведомственного. Расскажите, что изменилось за это время?

– Безусловно, одним из самых значимых событий за прошедший год явилось принятие Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», который вступил в силу 1 февраля 2019 года.

Наличие такого Закона создает все необходимые условия для формирования удобного и понятного для общества законодательства. Нормотворческим органам необходимо последовательно соблюдать принципы и требования, заложенные в нем.

Не буду останавливаться на изменениях Закона, которые касаются теоретических и процедурных аспектов нормотворчества, применяемых в работе профильными специалистами, а отмечу наиболее, на мой взгляд, значимые для правоприменителя нововведения.

Принятие Закона стало очередным шагом в создании правовых механизмов взаимодействия всех заинтересованных субъектов при выработке оптимальных подходов к правовому регулированию общественных отношений. Уже сегодня мы видим законодательную реализацию подходов по транспарентности нормотворческого процесса. В новом Законе регламентированы вопросы проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов: определены организаторы публичного обсуждения, сроки и площадки для его проведения.

Публичность работы представляется одним из важнейших принципов функционирования государственных органов. Создание реальных правовых средств для обратной связи только положительно скажется на качестве законодательства.

Одной из новаций Закона стал правовой мониторинг, подразумевающий деятельность нормотворческих органов (должностных лиц), а также уполномоченных государственных органов по систематическому анализу и оценке качества законодательства, практики его применения, эффективности правового регулирования общественных отношений.

В нормотворческую деятельность государственных органов Законом введен такой новый институт, как прогнозирование последствий принятия (издания) нормативных правовых актов, включающий оценку регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности. Это достаточно распространенный процесс в зарубежных странах, доказавший свою эффективность.

По сути, все названные инструменты применялись и ранее в белорусской нормотворческой практике, но без требуемого единства в понимании их содержания, процедур и последствий.

– С учетом всех новаций Закона какое методическое сопровождение сферы ведомственного нормотворчества со стороны Министерства юстиции предполагается?

– Что касается непосредственно сферы ведомственного нормотворчества, то с учетом принятия нового Закона Министерством юстиции разработаны детальные методические рекомендации по подготовке проектов ведомственных нормативных правовых актов. Этот документ можно найти на интернет-сайте Министерства. Как показывает практика, рекомендации активно применяют все государственные органы, осуществляющие правовое регулирование общественных отношений.

Министерство юстиции продолжает практиковать проведение различных мероприятий, направленных на повышение качества принимаемых государственными органами ведомственных нормативных правовых актов. На системной основе проводятся стажировки для сотрудников нормотворческих органов, имеющие методологическую направленность, семинары. Дважды в год мы осуществляем обобщения практики ведомственного нормотворчества с рекомендациями по устранению недостатков.

Отдельно следует отметить, что в сфере ведомственного нормотворчества в текущем году появился свой профессиональный конкурс. Он учрежден приказом Министра юстиции Республики Беларусь и проводится среди нормотворческих органов и сотрудников, осуществляющих обязательную юридическую экспертизу. Уже есть первые победители, которых мы недавно наградили. Мы видим положительный отклик государственных органов на нашу инициативу, а также заинтересованность поступательно улучшать свою работу с ведомственными нормативными правовыми актами. Конкурс обязательно получит свое дальнейшее развитие.

– Главой государства издан комплексный документ по вопросам нормотворчества – Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2019 г. № 265 «О совершенствовании нормотворческой деятельности». Какие принципиальные коррективы он внесет в процесс принятия ведомственных нормативных правовых актов?

– Да, действительно документ носит комплексный характер и содержит очень много новаций, направленных на совершенствование нормотворческого процесса в целом. Корректировке подверглись все основные законодательные акты Главы государства, регулирующие вопросы подготовки и принятия нормативных правовых актов. Помимо приведения их в соответствие с положениями Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», Указ предусмотрел ряд иных прогрессивных предписаний. Значительно усилена роль и ответственность органов юстиции за качество проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Президента.

Принципиальным моментом для сферы ведомственного нормотворчества является то, что с 1 августа 2019 года направление Министерством юстиции и главными управлениями юстиции областных исполнительных комитетов нормативных правовых актов в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь после проведения обязательной юридической экспертизы для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь должно будет осуществляться посредством исключительно одной информационной системы – АИС НРПА.

– Какие меры для этого необходимы? Требование заработает менее чем через две недели.

– Переход на единую систему потребует слаженной работы всех нормотворческих органов, которые сегодня работают с Министерством юстиции и главными управлениями юстиции в других системах передачи электронных документов. Нами уже направлены методические письма участникам процесса. Всем нашим коллегам уже сегодня следует подготовиться (как организационно, так и технически) к безусловному выполнению требований Указа № 265.

Потребуется и корректировка нормативных правовых актов Правительства Республики Беларусь и Министерства юстиции, регламентирующих порядок проведения обязательной юридической экспертизы и направления нормативных правовых актов в Министерство юстиции и в главные управления юстиции. Требуемые проекты уже подготовлены нами и согласовываются с заинтересованными сторонами.

– Можно ли сказать, что сфера нормотворчества постепенно все больше уходит от «бумаги» и перемещается в «цифру»?

– Уходит… и делает это весьма динамично. По моему мнению, одной из важнейших норм Указа № 265, является положение, в соответствии с которым автоматизация процессов подготовки, согласования, проведения экспертиз, внесения в нормотворческий орган и принятия проектов правовых актов Президента Республики Беларусь, иных проектов правовых актов определена одним из приоритетных направлений дальнейшего развития нормотворческой деятельности. Данное предписание носит общерегулятивный характер и является целеопределяющим посылом для всех субъектов нормотворческой деятельности. Ставшую уже обычной в ведомственном нормотворчестве практику полного электронного документооборота следует внедрять и в процесс подготовки актов большей юридической силы. При этом хочу развеять определенные страхи и акцентировать внимание на том, что нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, а также местных органов управления и самоуправления – это самые многочисленные источники белорусского права. Ежегодно в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь включается порядка 7 тысяч прошедших обязательную юридическую экспертизу актов. Системных проблем, связанных отказом от «бумаги», нет.

– Какие, по вашему мнению, преимущества может дать процесс цифровизации нормотворческого процесса?

– Я думаю, что на текущем этапе основные преимущества – возможность эффективной работы с большим массивом нормативного материала, а также прозрачность самого процесса моделирования и формулирования правовых предписаний.

Концепция совершенствования законодательства определила, что комплексный подход к анализу законодательства, проводимому с целью выявления пробелов в правовом регулировании, а также коллизий нормативных правовых актов, может быть наиболее полно и эффективно реализован только посредством внедрения в правовую сферу достижений информатизации. Нормотворчество основывается в первую очередь на изучении правоприменительной практики, правовой, статистической, социологической, экономической и иных видов информации, из которых правовая является доминирующей. Таким образом, Указ № 265 развивает приведенные подходы к использованию правовой информатизации. Это, по моему мнению, совершенно закономерно с учетом скорости прогресса информационных технологий и степени их внедрения во все сферы жизни.

Одним из сохраняющихся вопросов ведомственного нормотворчества, которые сегодня отмечаются как специалистами, так и участниками общественных отношений, является множественность соответствующих нормативных правовых актов. Задача по оптимизации, сокращению и консолидации массива ведомственных актов и решению проблемы излишней инструктивной зарегулированности общественных отношений присутствует в нормотворческой деятельности государственных органов всех уровней. Соответствующие подходы сейчас обсуждаются и при подготовке проекта Концепции национальной правовой политики.

Одновременно сегодня мы изучаем положительный опыт и эффективные практики зарубежных стран по работе с ведомственным законодательством, одной из которых является, например, «регуляторная гильотина». Данный механизм строится на принципах отмены любой регулирующей нормы, необоснованной с точки зрения законности и необходимости для государственной стратегии развития экономики, а также максимального упрощения любого регулирования, которое законно и необходимо, но не является благоприятным для общества и бизнеса. Безусловно, соответствующая практическая работа должна строиться на системной и долгосрочной основе.

Эффективная реализация всеми субъектами нормотворческого процесса положений Указа № 265 способна устранить сохраняющиеся пока явления, относимые Концепцией совершенствования законодательства, одобренной Указом Президента от 10 апреля 2002 года № 205, к отрицательным тенденциям в процессе развития законодательства.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Анна Шилец, Pravo.by)

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».