/ / Новости PRAVO.BY
02.07.2019

Профессионально об актуальном: Правовое регулирование договора воздушной перевозки пассажира в Республике Беларусь, практика его заключения и исполнения

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 25 марта 2019 г.

Воздушный транспорт занимает сегодня ведущее место в мире по международным пассажирским перевозкам, правовое регулирование которых постоянно развивается и совершенствуется. Следовательно, является весьма актуальным исследование порядка и особенностей правового регулирования общественных отношений в области внутренней и международной воздушной перевозки пассажира и его багажа, выявление имеющихся правовых проблем заключения и исполнения договора авиаперевозки, дальнейшее совершенствование правовой регламентации вопросов, связанных с обеспечением гарантированного исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров и их багажа, защиты прав пассажиров как потребителей данного рода услуги, а также защиты прав авиаперевозчиков.

Правовое регулирование воздушных перевозок пассажиров и багажа.

В Республике Беларусь правовое регулирование воздушных перевозок пассажиров и багажа осуществляется следующим образом.

Гражданский кодекс Республики Беларусь применительно к перевозке устанавливает договорные основы отношений по перевозке, особенности ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа, за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, компенсации причиненного ущерба, а также порядок предъявления претензий и исков к перевозчику.

Воздушный кодекс Республики Беларусь, в свою очередь, определяет правовые и организационные основы использования воздушного пространства Республики Беларусь и осуществления деятельности в области авиации в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, обороны и безопасности государства.

Типовые нормы, регулирующие порядок перевозки пассажиров, багажа, грузов авиационными организациями Республики Беларусь как регулярными, так и чартерными рейсами в нашей стране, установлены Авиационными правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 августа 2009 г. № 70 (в ред. пост. Минтранса от 16.07.2014 № 23) (далее – Авиационные правила воздушных перевозок авиационными организациями Республики Беларусь).

В этом документе подчеркивается, что Авиационные правила перевозок разработаны в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год), Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 1929 год), Протоколом о поправках к Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. (Гаага, 1955 год), Стандартами и Рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Воздушным кодексом Республики Беларусь [3].

Необходимо учитывать, что применительно к международным перевозкам указанные Авиационные правила применяются в части, не противоречащей международным соглашениям Республики Беларусь о воздушном сообщении, а также законам, постановлениям, правилам и предписаниям государственных органов страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются такие перевозки. Следовательно, перевозка по международным авиалиниям осуществляется по международным правилам, по внутренним авиалиниям – по правилам внутреннего законодательства, которое «должно учитывать общепризнанные международные стандарты и правила» [2, с. 16].

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 94 Воздушного кодекса Республики Беларусь перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые не должны противоречить настоящим Авиационным правилам воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов авиационными организациями Республики Беларусь и ухудшать установленные этими Правилами условия и нормы обслуживания пассажиров.

Среди авиаперевозчиков, совершающих регулярные рейсы на территории Республики Беларусь, свои правила воздушных перевозок пассажиров и багажа разработаны авиакомпаниями «Международные авиалинии Украины», «Аэрофлот», другими авиаперевозчиками и доступны пассажирам для ознакомления с их содержанием. Крове этого, применительно к российским авиаперевозчикам важно помнить, что в конце 2017 года в Российской Федерации были приняты поправки в Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, предусматривающие введение российскими авиакомпаниями единых правил провоза багажа в самолете, за исключением дочернего предприятия Аэрофлота «Победа».

Что касается авиакомпании «Белавиа», то автор статьи не смог найти текст таких правил ни в банках данных правовой информации распространяемых в Республике Беларусь информационно-поисковых систем и баз данных по законодательству, ни на официальном сайте Белавиа. Находящаяся на сайте авиакомпании информация о правилах перевозки багажа, не имеющая реквизитов нормативного правового акта, правилами воздушных перевозок (в чем меня устно и в письменной форме пытались убедить сотрудники Белавиа) не является ни по форме, ни по содержанию.

Договорные отношения между авиаперевозчиком и пассажиром.

Договорные отношения между перевозчиком и пассажиром возникают на основании договора воздушной перевозки пассажира (при перевозке пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами) и в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (при перевозке чартерными рейсами). Отношения сторон этого договора являются «предметом регулирования, как внутреннего воздушного законодательства, так и Конвенций в области международного частного воздушного права» [4, с. 8].

В соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Республики Беларусь по договору воздушной перевозки пассажира «перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа – доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или лицу, уполномоченному на получение багажа» [1]. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа, в том числе вещей, находящихся при нем, сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа – и провоз этого багажа. Срок доставки пассажира и багажа по договору воздушной перевозки пассажира определяется в соответствии с правилами воздушных перевозок.

Договор воздушной перевозки является публичным договором, по способу его заключения относится к договору присоединения и требует от пассажира присоединения к договору воздушной перевозки на условиях, предложенных конкретным перевозчиком. Это означает, что «договор перевозки является договором, в котором пассажир является слабой стороной» [5, с. 77].

Перевозчик, в свою очередь, должен предоставить пассажиру возможность ознакомления со своими правилами перевозки.

Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом, а также багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа. По общему правилу проездной билет и багажная квитанция объединены в один перевозочный документ, состоящий из нескольких купонов. Авиационный билет должен содержать все требуемые атрибуты: посадочный купон для полета, полетные купоны и пассажирский купон. Формы билета, багажной квитанции и иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров и багажа, определяются авиационными правилами.

В настоящее время билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде с размещением информации в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При оформлении перевозочного документа в электронном виде по требованию пассажира при заключении договора перевозки ему должна быть выдана заверенная выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, содержащая условия соответствующего договора воздушной перевозки. Главное при этом, чтобы способы, используемые для регистрации и обработки данных, были функциональными с точки зрения доказательной силы билета и багажной квитанции.

Договор воздушной перевозки пассажира считается заключенным с момента надлежащей и своевременной оплаты пассажиром воздушной перевозки и оформления перевозочного документа и выдачи его пассажиру. В соответствии с этим же договором осуществляется и перевозка багажа, принадлежащего пассажиру.

Регистрация пассажиров и оформление зарегистрированного багажа. Выдача багажа в аэропорту назначения.

Как ранее указывалось, пассажир допускается к перевозке при наличии необходимых документов для осуществления воздушной перевозки и соответствующего билета, оформленного надлежащим образом с оплатой его полной стоимости. Для перевозки пассажиров и оформления багажа перевозчик согласно условиям договора перевозки осуществляет регистрацию пассажиров и оформление багажа с применением автоматизированных систем контроля отправлений. Пассажир, в свою очередь, должен ознакомиться с условиями регистрации пассажиров на официальном сайте перевозчика или в месте приобретения билета.

С этой целью пассажир должен заблаговременно прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения предполетного досмотра и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Регистрация пассажиров и оформление багажа производятся на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, а также при необходимости иных документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке под ответственность перевозчика за сохранность этих вещей с момента их сдачи пассажиром в пункте отправления до момента выдачи пассажиру в пункте назначения или при необходимости в пункте транзита.

При регистрации пассажиров и оформлении багажа пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж, предназначенный для перевозки.

При этом следует учитывать, что при воздушной перевозке багаж делится на:

  • зарегистрированный багаж – багаж пассажира, принятый перевозчиком под свою ответственность, на который перевозчик выдал багажную бирку;
  • багаж незарегистрированный (ручная кладь), под которым понимается любой багаж пассажира, кроме зарегистрированного багажа, находящийся во время перевозки в салоне воздушного судна под наблюдением самого пассажира.

Перевозка зарегистрированного багажа осуществляется с учетом следующих правил:

  • весь багаж, предъявленный для перевозки в качестве зарегистрированного, должен быть упакован в чемоданы, коробки, сумки или другую упаковку, обеспечивающую его сохранность при обычных мерах обращения и исключающую какую-либо возможность доступа к его содержимому;
  • пассажиру не рекомендуется вкладывать в свой зарегистрированный багаж хрупкие предметы, скоропортящиеся продукты, денежные знаки, ювелирные изделия, драгоценные металлы, ценные бумаги и другие ценности, деловые и личные документы, медицинские справки, медикаменты, ключи, видеокамеры, фотоаппараты, портативные персональные компьютеры, мобильные телефоны и другую электронную аппаратуру;
  • авиакомпании, как правило, ограничивают вес одного места зарегистрированного багажа (например, в Белавиа, МАУ, Аэрофлоте – не более 23 кг в эконом-классе и до 32 кг в бизнес-классе);
  • зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир;
  • пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа, причем ценность зарегистрированного багажа объявляется для каждого места багажа в отдельности.

После регистрации пассажира и оформления багажа обязанности по сохранности зарегистрированного багажа возлагаются на перевозчика.

Что касается выдачи багажа, то авиаперевозчик или его агент обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам.

Пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании билета, багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки. В том случае, если лицо, претендующее на получение багажа, не может предъявить посадочный талон и отрывной талон багажной бирки, багаж ему может быть выдан только при условии предъявления доказательств своих прав на этот багаж.

Выдача зарегистрированного багажа производится в аэропорту, до которого зарегистрированный багаж был принят к перевозке.

Незарегистрированный багаж (ручная кладь).

В качестве ручной клади принимаются находящиеся при пассажире и не вложенные в багаж вещи, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна.

Требования к весу ручной клади и перечень вещей, разрешенных к перевозке, определяются авиаперевозчиками. Следует учитывать, что кроме ограничения веса авиакомпании устанавливают для ручной клади ограничения и по параметрам. С этой целью в аэропортах устанавливаются рамки-ограничители, позволяющие осуществить контроль размера и веса ручной клади.

Кроме этого, дополнительно к основной ручной клади соответствующих веса и размеров в салоне воздушного судна можно провозить следующие личные вещи, находящиеся при пассажире и не вложенные в багаж: дамскую сумочку или портфель, папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамеру, персональный портативный компьютер.

Необходимо учитывать, что у некоторых авиакомпаний может быть установлен свой перечень вещей, относящихся к ручной клади. Так, например, с 2018 года для всех российских авиакомпаний из этого списка исключены зонтик, ноутбук и сотовый телефон. Министерство транспорта России объяснило эти изменения возможностью убрать перечисленные предметы в сумку. Кроме того, список бесплатных к провозу вещей дополнили новым предметом – рюкзаком.

Компания «Аэрофлот», например, нормы провоза ручной клади указывает на интернет-сайте ПАО «Аэрофлот» www.aeroflot.ru. В качестве одного места ручной клади в соответствии с установленными ограничениями по весу может провозиться по желанию пассажира один из следующих предметов: один музыкальный инструмент с габаритами по сумме трех измерений не более 135 см; одна гитара, габариты которой по сумме трех измерений превышают 135 см; одна ракетка для большого тенниса/игры в сквош, упакованная в чехол; набор для игры в бадминтон, состоящий из двух простых ракеток и трех воланов, упакованный в один чехол.

Свои изменения в правила провоза ручной клади с 2019 года вводит компания МАУ: К перевозке в пассажирском салоне на борту самолетов МАУ принимается исключительно ручная кладь пассажиров, соответствующая требованиям МАУ по разрешенным на одного пассажира нормам по количеству мест, весу и размерам ручной клади (от 7 до 15 кг на одного пассажира в зависимости от типа воздушного судна, маршрута (международные, внутренние линии) и типа билета (эконом, бизнес и т.п.). Любые вещи или аксессуары, как например: ноутбук, пресса для чтения, фотоаппарат, портплед, товары «duty free», личные документы и т.д., должны быть размещены внутри ручной клади, разрешенной к перевозке в соответствии с правилами и условиями авиакомпании. Любые вещи, превышающие норму бесплатной перевозки ручной клади, но не превышающие размеры сверхнормативной ручной клади, принимаются к перевозке за установленную авиакомпанией МАУ плату.

Что касается таких вещей, как детская колыбелька для перевозки ребенка, детская складная прогулочная коляска, костыли, носилки или кресло-коляска при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью, то они, как правило, при регистрации пассажира и багажа или на посадке оформляются специальными бирками «приняты у самолета», остаются в распоряжении пассажира до момента посадки в воздушное судно, принимаются для перевозки в багажном отсеке и выдаются пассажиру по прилету в пункт назначения или транзита непосредственно у трапа самолета.

Кроме этого, пассажиры могут провозить в качестве ручной клади в ограниченном количестве и с разрешения перевозчика следующие вещества и предметы: алкогольные напитки, духи, одеколоны, лекарства и туалетные принадлежности, приобретенные в магазинах «duty free»; небольшие баллоны с газообразным кислородом или воздухом, необходимые для медицинских целей; небольшие баллоны с углекислым газом для приведения в действие искусственных конечностей; сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов; табачные изделия в количестве, разрешенном законодательством Республики Беларусь; стимуляторы сердечной мышцы, содержащие радиоактивные вещества, установленные путем хирургического вмешательства.

Как указывалось ранее, незарегистрированный багаж или ручная кладь находится во время перевозки в салоне воздушного судна под наблюдением самого пассажира и размещается под креслом впереди сидящего пассажира или на верхней багажной полке. Пассажир обязан самостоятельно заботиться о сохранности ручной клади и вещей, перевозимых в салоне воздушного судна, и при выходе забрать их с собой.

Нормы бесплатного провоза багажа, установленные при авиаперевозке.

Определяя в статье 99 Воздушного кодекса Республики Беларусь общие условия воздушной перевозки пассажиров и их багажа, законодатель устанавливает, что «нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и класса предоставляемого пассажиру обслуживания и не могут быть менее десяти килограммов на одного пассажира» [1].

Таким образом, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы. Норма бесплатного провоза багажа не включает норму провоза ручной клади, установленной перевозчиком для каждого класса обслуживания.

Единый мировой стандарт по нормам бесплатного провоза багажа для всех авиакомпаний отсутствует. Ориентироваться стоит на страну, в которую пассажир летит. Также необходимо учитывать ограничения каждой авиакомпании в отдельности.

Как правило, допустимый вес вещей зависит от категории билета: эконом- или бизнес-класс. Чем выше класс билета, тем больше возможностей предоставляется по объему багажа.

В частности, авиакомпанией «Белавиа» установлены следующие нормы бесплатного провоза багажа:

  • пассажиры бизнес-класса – 2 сумки до 32 кг каждая, габариты 158 см в сумме трех измерений, в ручной клади – 1 сумка до 12 кг, габариты 115 см в сумме трех измерений;
  • пассажиры «экономического» класса и дети от 2 до 12 лет – 1 сумка до 23 кг, габариты 158 см в сумме трех измерений, в ручной клади – 1 сумка до 8 кг, габариты 115 см в сумме трех измерений;
  • младенцы до 2 лет – 1 сумка до 10 кг, габариты 115 см в сумме трех измерений, детское питание или детские вещи, необходимые для ухода за маленьким ребенком во время полета.

С 2018 года каждая российская авиакомпания обязана брать в салон ручную кладь весом до 5 кг, но по желанию авиаперевозчик может увеличить вес в большую сторону. Например, S7, Ютейр и Аэрофлот оставили для ручной клади прежние нормы в 10 кг.

Так, в авиакомпании «Аэрофлот» в настоящий момент действуют следующие правила:

  • багаж для регистрации – габариты 158 см в 3 измерениях;
  • ручная кладь допускается не более 115 см по сумме трех измерений, в т.ч. ограничения для ручной клади по параметрам: высота до 55 см, ширина до 40 см, толщина до 20 см (а для Победы ограничения по ручной клади составят 36 x 30 x 27 см).

В зависимости от класса нормы бесплатного провоза багажа и ручной клади устанавливаются: бизнес-класс – 2 места до 32 кг, 1 место до 15 кг; комфорт – 2 места до 23 кг, 1 место до 10 кг; эконом с премиальными тарифами – 2 места до 23 кг, 1 место до 10 кг; эконом – 1 место до 23 кг, 1 место до 10 кг.

Авиакомпания «Австрийские авиалинии»

Вес ручной клади, которую пассажир может провезти в салоне, зависит от класса обслуживания: эконом-класс – 1 x 8 кг, бизнес-класс – 2 x 8 кг. Размеры ручной клади должны укладываться в рамки 55 x 40 x 23 см. Портплед для одежды, если его размеры не превышают 57 x 54 x 15 см, также может быть провезен в качестве ручной клади.

Дополнительно к указанной выше ручной клади пассажир может перевезти еще один предмет размером не более 40 х 30 х 10 см, как то: одну женскую сумочку или клатч или одну сумку для ноутбука или одну плечевую сумку.

При путешествии с детьми младше двух лет можно взять с собой на борт 1 переноску для ребенка или 1 детское сиденье для авто или 1 складную коляску (до 10 кг).

Возможность бесплатного провоза багажа зависит от тарифа и маршрута. Норма бесплатного провоза багажа для конкретного рейса будет указана в билете, а также в подтверждении бронирования. Например, может применяться норма бесплатного багажа по весовой системе, когда количество мест багажа может быть любым, а ограничивается только общий вес: 20К (20 кг), 30К (30 кг).

Авиакомпания Air Arabian

Максимальный вес ручной клади не должен превышать 10 кг, размеры 55 х 40 х 20 см.

При покупке билетов пассажир может выбрать следующую норму багажа на каждом из рейсов: 20 кг, в Индию – 30 кг. Максимально разрешенный вес одного чемодана – 32 кг, сумма трех измерений – 160 см.

Розыск зарегистрированного багажа, розыск владельца багажа.

Зарегистрированный багаж хранится в аэропорту, до которого он должен быть доставлен согласно договору воздушной перевозки пассажира, в течение двух суток, включая день прибытия воздушного судна, на котором доставлен зарегистрированный багаж, без взимания дополнительной платы.

Дальнейшее хранение зарегистрированного багажа обеспечивается перевозчиком в соответствии с договором, заключенным с обслуживающей организацией, расходы за хранение багажа сверх бесплатного срока хранения возмещаются пассажиром – владельцем багажа.

Однако хранение багажа, не доставленного в аэропорт назначения в сроки в соответствии с перевозочным документом пассажира по вине авиаперевозчика, производится за его счет.

В случае, когда получение багажа требует в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь личного присутствия пассажира, расходы за хранение багажа, не полученного пассажиром в течение двух суток с момента уведомления о прибытии багажа, возмещаются пассажиром.

Если зарегистрированный багаж с надлежаще оформленной номерной багажной биркой прибыл в аэропорт (пункт) назначения, трансфера или остановки и не был получен или востребован пассажиром, перевозчик обеспечивает розыск владельца зарегистрированного багажа.

Если розыск владельца зарегистрированного багажа дал положительные результаты, то перевозчик обеспечивает направление владельцу зарегистрированного багажа письменного уведомления о необходимости получения багажа, порядке его получения или доставки.

Зарегистрированный багаж хранится в течение шести месяцев со дня направления владельцу зарегистрированного багажа уведомления о необходимости получения багажа, а в случае, если владелец зарегистрированного багажа не найден, – со дня прибытия воздушного судна в аэропорт. В случае неполучения пассажиром зарегистрированного багажа по истечении указанного срока багаж может быть реализован или уничтожен в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Ручная кладь и вещи, перевозимые пассажиром в салоне воздушного судна, забытые пассажиром на его борту и найденные после выполнения рейса, хранятся в аэропорту их нахождения в течение шести месяцев с даты прибытия воздушного судна в аэропорт. По истечении шести месяцев с даты прибытия воздушного судна в аэропорт ручная кладь и вещи, перевозимые в салоне воздушного судна, могут быть реализованы или уничтожены в установленном порядке.

Если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира, то по требованию пассажира перевозчик на основании перевозочного документа и отрывного талона номерной багажной бирки обеспечивает необходимые меры к розыску неприбывшего зарегистрированного багажа, включающие:

  • составление акта о неисправностях при перевозке багажа (PIR);
  • внесение информации в международную систему розыска багажа;
  • направление запроса в аэропорт отправления о наличии багажа;
  • направление запросов в аэропорты, в которые багаж мог быть доставлен ошибочно;
  • направление запроса о досылке багажа в случае его обнаружения.

Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно по заявлению пассажира о неполучении багажа.

Зарегистрированный багаж считается утраченным, если он не найден в течение двадцати одного дня со дня прибытия рейса, на котором такой багаж должен был быть доставлен в пункт назначения согласно договору воздушной перевозки пассажира. Пассажир в таком случае вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой багажа.

Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы, если получение багажа не требует в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь личного присутствия пассажира при таможенном оформлении.

Если в период розыска зарегистрированного багажа устанавливается, что его содержимое находится под угрозой порчи, то перевозчик вправе немедленно уничтожить весь скоропортящийся багаж или его часть, составив акт, подтверждающий факт порчи.

Таким образом, проведенное исследование особенностей правового регулирования в Республике Беларусь общественных отношений в области внутренней и международной воздушной перевозки пассажира и его багажа позволяет сделать следующие выводы.

1. Воздушная перевозка пассажиров и багажа характеризуется большой сложностью в их организации и выполнении. В связи с чем разработкой и постоянным совершенствованием правового регулирования отношений в области воздушного транспорта занимается большое количество как международных организаций, так и специализированных органов управления отдельных стран, в том числе и в Республике Беларусь. На наш взгляд, сегодня в нашей стране развитие воздушных перевозок пассажиров опережает развитие соответствующей правовой базы, на основе которой происходит регулирование правоотношений в данной сфере.

Следовательно, необходимо постоянное исследование порядка и особенностей правового регулирования общественных отношений в области внутренней и международной воздушной перевозки пассажира и его багажа, выявление имеющихся правовых проблем заключения и исполнения договора авиаперевозки, дальнейшее совершенствование правовой регламентации вопросов, связанных с обеспечением гарантированного исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров и их багажа, обеспечения и защиты прав сторон договора.

2. Сегодня в Республике Беларусь перед полетом на рейсе авиакомпании «Белавиа» на ее сайте можно получить некоторую информацию о перевозке (нормах провозимого бесплатного багажа, требованиях авиакомпании к ручной клади, порядке регистрации пассажиров и багажа и т.п.). Но где можно узнать, например, претензионный срок, не позднее которого пассажир, багажу которого причинено повреждение (порча) или багаж которого утрачен, должен предъявить перевозчику претензию, каков алгоритм действий пассажира в случае неприбытия его багажа в пункт назначения, какова его материальная поддержка со стороны авиаперевозчика в такой ситуации и т.п.? Как указывалось ранее, размещенная на сайте авиакомпании информация о правилах перевозки пассажира и багажа, не имеющая реквизитов нормативного правового акта, правилами воздушных перевозок как таковыми не является ни по форме, ни по содержанию.

Авиакомпании «Белавиа» в соответствии со сложившейся практикой и по аналогии с зарубежными авиакомпаниями, работающими в Беларуси, целесообразно разработать Правила воздушной перевозки пассажиров и багажа, обеспечив доступ потенциальных пассажиров к их содержанию. Безусловно, что наличие опубликованных и доступных для изучения правил авиакомпании будет способствовать привлечению пассажиров и грузоотправителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Воздушный кодекс Республики Беларусь : текст Кодекса по состоянию на 1 янв. 2019 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

2. Гриднева, О. В., Мальцев В. А. Особенности правового регулирования перевозок на воздушном транспорте в Российской Федерации / О. В. Гриднева, В. А. Мальцев // Транспортное право и безопасность. – 2018. – № 1. – С. 9–17.

3. Об утверждении Авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов : постановление Министерства транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, 12 авг. 2009 г., № 70 (в ред. пост. Минтранса от 16.07.2014 № 23).

4. Остроумов, Н. Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении / Н. Н. Остроумов. – М. : Статут, 2009. – 268 с.

5. Рублевский, М. И. Механизм гражданско-правовой защиты пассажиров в отношениях с организациями воздушного транспорта: обзор и постановка некоторых проблем / М. И. Рублевский. – Вестник Омского университета. Серия : Право. – 2014. – № 1. – С. 77–86.

Шелков О.В.,
доцент кафедры гражданского и хозяйственного права
Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!