/ / Новости PRAVO.BY
11.01.2019

Профессионально об актуальном: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов Республики Беларусь»: изменения подраздела 1 раздела 1 Гражданского кодекса

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов Республики Беларусь»: изменения подраздела 1 «Основные положения» раздела 1 «Общие положения» Гражданского кодекса

В целом подраздел 1 раздела I Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) подвергается незначительным корректировкам.

1. С учетом содержания ГК в ч. 1 п.1 ст. 1 уточняется предмет правового регулирования кодекса.

Так, поскольку ГК регламентируются права не только на результаты интеллектуальной деятельности, а на все объекты интеллектуальной собственности, и в целях согласования с разделом V ГК, в ч. 1 п. 1 ст. 1 предлагается указать, что ГК регламентирует в том числе основания возникновения и порядок осуществления прав на объекты интеллектуальной собственности (аналогичную корректировку предлагается внести в подп. 5 ч. 2 п. 1 ст. 7 ГК).

Также ч. 1 п.1 ст. 1 дополняется указанием на отношения, связанные с участием в юридических лицах или с управлением ими. Следует отметить, что в Российской Федерации в качестве предмета правового регулирования Гражданского кодекса выделены корпоративные отношения. Вместе с тем, поскольку в рамках разработки проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов Республики Беларусь» (далее – Законопроект) не было введено деление юридических лиц на корпоративные и унитарные, как это сделано в Российской Федерации, а также с учетом того, что вопросы управления регулируются ГК не только в отношении юридических лиц, традиционно относимых к корпоративным, но и в отношении иных юридических лиц (например, унитарных предприятий), рабочей группой по подготовке Законопроекта было принято решение о формулировании предмета регулирования ГК как «отношения, связанные с участием в юридических лицах или с управлением ими».

2. Определенные корректировки вносятся в ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК.

В частности, из абз. 13 ч. 4 исключается указание на возможность создания физическим лицом произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел. Данное изменение вызвано необходимостью согласования ГК с подп. 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности», который содержит открытый перечень видов ремесленной деятельности и включает любую деятельность по созданию предметов творчества и деятельность по созданию предметов ручного труда, за исключением видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, при осуществлении которых уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Учитывая предлагаемое изменение ГК РБ, создание физическими лицами произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел и последующая реализация таких изделий на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах может осуществляться в рамках ремесленной деятельности.

Кроме того, Законопроектом расширяется перечень видов деятельности, которые не относятся к предпринимательской.

Так, два из предлагаемых Законопроектом вида деятельности: нанесение аквагрима и упаковка товаров, предоставленных гражданами, – уже являлись предметом обсуждения при подготовке изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь и нашли закрепление в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

Третий вид деятельности – установка (крепление) в домашних хозяйствах предметов интерьера и бытовых изделий (за исключением кондиционеров и газовых плит) – появился в Законопроекте в связи с поступлением предложений граждан об отнесении выполнения мелких бытовых работ (крепление, оконных карнизов, балконных навесных сушилок для белья, установка дверных ручек, смесительных кранов, ванн и т. п.) к деятельности, не являющейся предпринимательской. Данные предложения были поддержаны заинтересованными и нашли отражение в Законопроекте.

3. В новой редакции излагается п. 2 ст. 3 ГК. Данные изменения вызваны необходимостью согласования положений ГК с Законом от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах». Ст. 23 указанного Закона закреплены правила определения юридической силы нормативных правовых актов, которые в равной степени должны применяться и к актам гражданского законодательства. В связи с изложенным Законопроектом предусматривается, что в случае коллизии (расхождения) норм гражданского права будут применяться правила, установленные законодательством о нормативных правовых актах.

4. Ст. 6 ГК также излагается в новой редакции. Корректировки указанной статьи связаны с необходимостью исключения отнесения международных договоров Республики Беларусь к действующему законодательству и обеспечения соблюдения международных договоров Республики Беларусь. Последнее является непосредственным подтверждением приверженности Республики Беларусь общепризнанному принципу международного права «pacta sunt servanda» (с латинского «договоры должны соблюдаться»), приоритет которого подтверждается, в том числе частью первой ст. 8 Конституции Республики Беларусь. Таким образом, Законопроектом предлагается предусмотреть, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства; если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

5. В ст. 7 ГК предлагается расширить перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Так, гражданские права и обязанности возникают не только из гражданско-правовых сделок, решений государственных органов и других оснований, перечисленных в ч. 2 п.1 ст. 7 ГК, но в ряде случаев такие права и обязанности могут возникать из решений собраний (например, решение собрания собственников по управлению общим имуществом совместного домовладения, решение собрания кредиторов в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), решение коллегиального органа юридического лица и т.п.). Несмотря на то, что в теории гражданского права существует дискуссия относительно правовой природы решений собраний и разграничения решений собраний со сделками, разработчиками Законопроекта воспринят подход, закрепленный в Гражданском кодексе Российской Федерации – решения собраний отнесены к самостоятельным юридическим фактам, порождающим правовые последствия (возникновение гражданских прав и обязанностей), а подраздел 4 раздела I ГК дополнен отдельной главой 9-1 «Решения собраний» наряду с главой 9 «Сделки». Вместе с тем, в отличие от сделок, совершение которых допускается как в случаях, предусмотренных законодательством, так и в случаях, им не предусмотренных, если такие сделки не противоречат законодательству, предполагается, что решения собраний будут порождать правовые последствия (возникновение гражданских прав и обязанностей) только в случаях, предусмотренных законодательными актами.

6. С учетом опыта Российской Федерации в ст. 9 ГК предлагается перейти от ограниченной гражданско-правовой ответственности к полной ответственности, предусмотрев, что лицо, злоупотребляющее правом, обязано возместить потерпевшему от злоупотребления убытки в полном объеме.

7. Исходя из практики применения гражданского законодательства, в том числе сложившейся судебной практики, ст. 11 ГК дополняется такими способами защиты гражданских прав, как: признание одностороннего отказа от договора (исполнения договора) недействительным; признание договора незаключенным и признание недействительным решения собрания.

8. Ст. 12 ГК приводится в соответствие с положениями Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК), Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З «О конституционном судопроизводстве» и иных законодательных актов.

Так, согласно нормам ХПК (глава 25 и др.) судами, рассматривающими экономические дела, рассматриваются в том числе заявления о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан.

Проверка конституционности нормативных правовых актов, в том числе соответствия их Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве». Нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определенном указанным Законом.

Кроме того:

  • акты Правительства Республики Беларусь могут быть отменены Президентом Республики Беларусь (ст. 17 Закона Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 3602-XII «О Президенте Республики Беларусь»);
  • правовые акты республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, если они противоречат Конституции Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, актам Президента Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь (за исключением решений, которые могут быть отменены только Президентом Республики Беларусь) отменяются Советом Министров Республики Беларусь (ст. 25 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь»);
  • не соответствующие законодательству распоряжения председателя местного Совета депутатов и председателя соответствующего исполкома, решения соответствующего исполкома, решения нижестоящего Совета депутатов и распоряжения его председателя отменяются местным Советом депутатов; решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, распоряжения их руководителей, если они не соответствуют решениям местного Совета депутатов, соответствующего исполкома или другим актам законодательства отменяются исполкомами (ст. 17, 42 и др. Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

С учетом изложенного из ст. 12 ГК исключаются нормы о возможности признания недействительными судами общей юрисдикции актов законодательства, не соответствующих иному законодательству и нарушающих гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы граждан и (или) юридических лиц.

Позняк Ж.Ф.,
начальник управления законодательства о гражданских финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь,
член рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов Республики Беларусь»

Материал предоставлен для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!