/ / Новости PRAVO.BY
21.02.2019

Профессионально об актуальном. Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»: комментарий к разделу II Гражданского кодекса «Право собственности и другие вещные права»

О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов». Комментарий к разделу II Гражданского кодекса Республики Беларусь «Право собственности и другие вещные права» (главы 13 – 19 ГК РБ (пункты 79 – 93 статьи 1 проекта Закона)

Проектом Закона вносятся также изменения в раздел II ГК РБ, который определяет основы правового регулирования одного из важнейших институтов гражданского права – «Право собственности и другие вещные права».

1. С учетом того, что нормативные предписания, определяющие права учредителей (участников) на имущество юридического лица, содержатся в статье 44 ГК РБ (также изменяемой проектом Закона), с целью согласования и устранения дублирования нормативных предписаний, проектом Закона исключается пункт 4 из статьи 214 ГК РБ. Кроме того, для устранения несогласованности с нормами иных законодательных актов (например, Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов») проектом Закона предлагается изложить в новой редакции пункт 5 статьи 214 ГК РБ:

«5. Имущество, приобретенное общественными объединениями и религиозными организациями, фондами, находится в их собственности и может использоваться лишь для достижения целей, предусмотренных их уставами.

Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации.».

2. Статья 220 ГК РБ о возникновении права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество структурирована по-новому, содержит некоторые новшества, а поэтому изложена проектом Закона в новой редакции.

Вместе с тем указанная статья по-прежнему закрепляет нормативные предписания, регулирующие приобретение права собственности только на вновь создаваемое недвижимое имущество, не затрагивая вопросы приобретения указанного права, например, по сделкам (предмет регулирования статьи 224 ГК РБ, также измененной проектом Закона).

С учетом норм пункта 1 статьи 131 ГК РБ и статей 3 и 4 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о гос. регистрации недвижимости) случай возникновения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество с момента государственной регистрации указанного права закреплен в пункте 1 новой редакции статьи 220 ГК РБ, как наиболее распространенный случай.

Пунктом 2 статьи 220 ГК РБ устанавливается случай возникновения права собственности, когда в соответствии с законодательными актами вновь создаваемое недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, а право собственности на него не подлежит государственной регистрации.

Пункты 1 и 2 статьи 220 ГК РБ охватывают, пожалуй, большинство случаев возникновения права собственности на создаваемое недвижимое имущество, а также приравненное к нему имущество. Вместе с тем пунктом 3 указанной статьи устанавливается, что в иных случаях, не предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 220 ГК РБ, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента завершения создания этого имущества.

Пункт 4 статьи 220 ГК РБ, по сути, распространяется на имущество, которое в соответствии с законодательством к недвижимому не относится, предусматривая, что до завершения создания к такому имуществу, а в соответствующих случаях – до его государственной регистрации либо государственной регистрации права собственности на такое имущество, если иное не предусмотрено ГК РБ и иными актами законодательства, применяются правила о праве собственности на материалы и другое имущество, из которого недвижимое имущество создается.

К такому имуществу, в частности, следует отнести незавершенные незаконсервированные капитальные строения, речь об изъятии которых идет в измененной проектом Закона статье 240 ГК РБ.

Указанные капитальные строения следует отличать от незавершенных законсервированных капитальных строений, которые согласно пункту 1 статьи 130 ГК РБ относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) и подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Справочно

Так, пунктом 1 статьи 3 Закона о гос. регистрации предусматривается, что указанный закон устанавливает правила государственной регистрации, в том числе, в отношении незавершенных законсервированных капитальных строений.

3. С целью согласования с иными положениями ГК РБ (например, статьями 522 и 535), в соответствии с которыми право собственности у приобретателя по договору недвижимости, как правило, возникает с момента государственной регистрации перехода такого права, пункт 2 статьи 224 ГК РБ излагается в новой редакции.

Так, проектом Закона предусматривается следующая редакция пункта 2 статьи 224 ГК РБ:

«2. В случае отчуждения недвижимого имущества, переход права собственности на которое подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя такого недвижимого имущества по договору возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности, если иное не предусмотрено законодательными актами.».

4. Приобретение права собственности на бесхозяйную вещь (статья 226 ГК РБ) относится, к одному из первоначальных способов приобретения права собственности. Признание вещи бесхозяйной предоставляет ее владельцу возможность, при соблюдении определенных условий, приобрести право собственности на нее.

Признание вещи бесхозяйной возможно, как в отношении движимых, так и в отношении недвижимых вещей.

Исходя из пункта 3 статьи 226 ГК РБ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по заявлению соответствующего государственного органа, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Вместе с тем, из законодательства не следует, какие именно государственные органы должны подавать заявления в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для постановки такого имущества на учет.

Для корректировки норм о поступлении бесхозяйной недвижимой вещи в коммунальную собственность проектом Закона предлагается изложить в новой редакции пункт 3 статьи 226 ГК РБ, предусмотрев в нем, в частности, что подавать заявление должен местный исполнительный и распорядительный орган, а также установив срок, по истечении которого местный исполнительный и распорядительный орган вправе обратиться в суд с требованием о признании права коммунальной собственности на эту вещь, а также нормой о возможности признания права коммунальной собственности на указанную вещь, в случае, когда собственник от нее отказался.

Кроме того, с целью закрепления дополнительных гарантий прав владельцев недвижимой вещи и последующего приобретения права собственности ими на такую вещь в силу приобретательной давности в пункте 3 статьи 226 ГК РБ предусматривается, что такая недвижимость не может быть поставлена на учет и передана в коммунальную собственность.

5. С учетом изменений, вносимых в статьи 240 и 241 ГК РБ, излагается в новой редакции подпункт 3 пункта 2 статьи 236 ГК РБ и уточняется подпункт 4 пункта 2 статьи 236 ГК РБ. Кроме того, указанный пункт дополняется новыми основаниями прекращения права собственности.

Так, в качестве самостоятельного основания для прекращения права собственности предусматривается изъятие материальных объектов, созданных в результате нарушения исключительного права, а в случаях, определенных законодательными актами, также и материальных объектов, с помощью которых нарушено исключительное право (подпункт 11 пункта 2 статьи 236 ГК РБ в редакции проекта Закона).

Указанное дополнение вызвано необходимостью гармонизации норм раздела II ГК РБ «Право собственности и другие вещные права» с нормами раздела V ГК РБ «Интеллектуальная собственность». Норма подпункта 1 пункта 1 статьи 990 ГК РБ, предусматривает, что защита исключительных прав может осуществляться путем изъятия материальных объектов, с помощью которых нарушены исключительные права, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения. При этом законодатель не уточняет юридическую судьбу имущества, в отношении которого может быть применена данная норма.

Поскольку речь идет об ответственности за совершенное правонарушение, к изъятию материальных объектов у нарушителя прав интеллектуальной собственности должны применяться правила о конфискации (статья 244 ГК РБ). Однако распространение правил о конфискации на случаи изъятия из оборота контрафактной продукции (т.е. материальных объектов, созданных в результате нарушения исключительных прав) представляется необоснованным в связи с тем, что конфискация предполагает обращение конфискованного имущества в доход государства, что не исключает возможность последующего поступления контрафактной продукции в гражданский оборот.

Вносимое дополнение статьи 236 ГК РБ позволит согласовать нормы ГК РБ с нормами специальных законов в области права интеллектуальной собственности, предусматривающими уничтожение контрафактной продукции (например, с пунктом 2 статьи 29 Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1993 года «О товарных знаках и знаках обслуживания», пунктом 2 статьи 18 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О географических указаниях», пунктом 6 статьи 57 Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 года «Об авторском праве и смежных правах»).

С целью согласования статьи 236 ГК РБ с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2018 г. № 357 «О пустующих и ветхих домах» предлагается также включить в качестве одного из оснований прекращения права собственности изъятие ветхого дома путем его выкупа у собственника в случаях, предусмотренных законодательными актами (подпункт 12 пункта 2 статьи 236 ГК РБ).

6. Проектом Закона в новой редакции излагается статья 240 ГК РБ. В частности, предлагается закрепить нормы, касающиеся возможности изъятия незавершенного незаконсервированного капитального строения. Также уточняется термин «ненадлежащее использование земли» как неоднозначный и не согласующийся с нормами Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле). Кроме того, с учетом положений Кодекса о земле проектом Закона разграничены порядок прекращения права собственности на имущество в случаях принудительного изъятия земельного участка по основаниям, предусмотренным законодательством об охране и использовании земель, и в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд: в первом случае капитальные строения (здания, сооружения), другое недвижимое имущество, незавершенные незаконсервированные капитальные строения могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов; во втором – собственнику имущества возмещаются убытки в связи с изъятием имущества.

7. С целью согласования с положениями Кодекса Республики Беларусь о культуре излагается в новой редакции часть первая статьи 241 ГК РБ, а также корректируется название и терминология части второй указанной статьи.

Так, вместо понятия «культурные ценности» в указанной статье предлагается использовать понятие «материальные историко-культурные ценности», а часть первую изложить в следующей редакции:

«В случаях, когда собственник материальных историко- культурных ценностей бесхозяйственно содержит эти ценности, что может привести к утрате их отличительных духовных, художественных и (или) документальных достоинств, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.».

8. На совершенствование порядка раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, направлены изменения пункта 3-1 статьи 259 ГК РБ.

Так, исключение необходимости признания в судебном порядке за супругом участника хозяйственного общества права на часть доли в уставном фонде из пункта 3-1 статьи 259 ГК РБ связано с согласованием указанной нормы с положениями законодательства о браке и семье, устанавливающими презумпцию принадлежности супругам на праве общей совместной собственности имущества, приобретенного в период брака (при отсутствии иных соглашений между ними) (статья 23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС)). На основании данной презумпции приобретенная в период брака доля в уставном фонде юридического лица принадлежит обоим супругам в равной степени с момента приобретения участником хозяйственного общества соответствующих прав, без дополнительного подтверждения этих прав судом.

Кроме того, пункт 4 статьи 259 ГК РБ дополняется проектом Закона нормой о том, что режим общей совместной собственности на имущество, нажитое супругами во время брака, сохраняется и в случае расторжения брака до раздела такого имущества в порядке, установленном законодательством о браке и семье. Указанное положение будет согласовываться с нормами КоБС (статья 41 и другие), в соответствии с которыми раздел имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, производится по заявлению супругов, а не при вынесении решения суда о разводе.

9. В статью 276 ГК РБ вносится ряд корректировок, направленных на согласование с вносимыми проектом Закона изменениями в главу 4 ГК РБ «Юридические лица», с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (в частности, подпункт 6. 6 пункта 6), а также на исключение ограничений прав собственника.

Так, пункт 2 статьи 276 ГК РБ дополняется частью следующего содержания:

«Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, вправе изъять это имущество и распорядиться им по своему усмотрению, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными актами законодательства.».

Аналогичное изменение, направленное на снятие ограничения прав собственника имущества, закрепленного за казенным предприятием, учреждением или государственным объединением на праве оперативного управления, внесено в пункт 2 статьи 277 ГК РБ. Если действующая норма пункта 2 статьи 277 ГК РБ предусматривает возможность изъятия собственником излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, то предусмотренная проектом Закона редакция указанного пункта закрепляет возможность изъятия имущества в целом, однако с оговоркой «если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными актами законодательства».

10. Проектом Закона дополняется также норма о прекращении права хозяйственного ведения и оперативного управления (пункт 3 статьи 280 ГК РБ), что обусловлено необходимостью ее уточнения в контексте применения норм законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). Устойчивая практика применения пункта 3 статьи 280 ГК РБ, сложившаяся в последнее время, которая характеризуется изъятием государственными органами имущества подчиненных им унитарных предприятий в преддверии банкротства последних, дестабилизирует нормальный гражданский оборот. С учетом изложенного проектом Закона дополняется пункт 3 статьи 280 ГК РБ частью второй следующего содержания:

«Такое изъятие не допускается у унитарного предприятия (за исключением казенного предприятия), государственного объединения, являющегося коммерческой организацией, если оно приводит к невозможности исполнения им обязательств в полном объеме перед кредиторами либо прекращению его деятельности.».

Третьякова А.П.,
главный советник отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства
управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь,
член рабочей группы по подготовке проекта закона

Материал предоставлен для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!